ЛЕС-НАШЕ БОГАТСТВО
Оценка 4.9

ЛЕС-НАШЕ БОГАТСТВО

Оценка 4.9
doc
11.02.2021
ЛЕС-НАШЕ БОГАТСТВО
ЛЕС-НАШЕ БОГАТСТВО.doc

 

Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство».

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 266

Фатина Нина Степановна

 

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес.

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

                               Ход занятия.

1.     Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.) 

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку – орешками,

Петю – сыроежками,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

 

2. Сообщение темы и целей .

Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека (Слайд 1).

- Сначала мы вспомним, что вы знаете о растениях и животных  лесной зоны.

  3. Блицтурнир «Я знаю лес».

- Какая птица является санитаром леса?  (Дятел)

- Птенцы какой птицы не знают своей матери?  (Кукушата)

- Из какого дерева делают лыжи?  (Из сосны)

- У каких деревьев листья красные?  (Клён, рябина)

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный )

-Назовите  дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес?

- Какое дерево называют железным?  (Самшит)

4. Исследовательская деятельность (фрагмент).

Обучающийся класса Ярков Макар проводит исследование самшита (тонет в воде;  не горит, только тлеет). Макар рассказывает о самшитовой роще и уникальности дерева. Данный материал взят из  его научно-исследовательской работы  представленной на муниципальной  конференции «Золотой росток. ЮНИОР»  в 2011 году. Тема работы: «Самшит – уникальное дерево».

 

5.Основная часть.

5.1. Значение леса для человека.

 - Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают ученики):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

 

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

 

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

 

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

 

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

 

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

 

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

 

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.

- Так чем же является лес для человека?

(Далее работа построена следующим образом: чтение строчек стихотворения на слайде презентации, рассматривание иллюстрации, вывод)  

 

- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»

 - А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека - это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес - это источник древесины.

- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес - это источник пищи.

-« А будет жажда мучить…» Лес - это источник чистой воды.

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.)

- Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес - это ещё и дом для растений, животных, грибов.

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

5.2. Обозначение экологических проблем.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

 Ситуация № 1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.

                                 Н. Некрасов

 

- О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация  №2:

           «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

                                            В.Сухомлинский

 

- Чьё поведение в лесу вы считаете  правильным?  О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?

Ситуация  №3:                         

                  « Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?  О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация № 4 и № 5:                                      

- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте - браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.

 

-  Что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

6. Итог занятия.

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

(Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

 

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути её решения.

 

Берегите лес, он источник всех чудес!

Чтобы  всюду зеленели сосны, вязы, клёны, ели

Берегите лес!

 

 


Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство»

Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство»

У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина) -Какой лес мы называем тайгой? (

У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина) -Какой лес мы называем тайгой? (

А будет жажда мучить- То мне лесовичок

А будет жажда мучить- То мне лесовичок

Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» -

Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» -

Ситуация № 1: Плакала Саша, как лес вырубали,

Ситуация № 1: Плакала Саша, как лес вырубали,

Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной

Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021