Видеть сердцем
Оценка 5

Видеть сердцем

Оценка 5
doc
11.02.2021
Видеть сердцем
ВИДЕТЬ СЕРДЦЕМ.doc

Урок по литературе

в 9 классе по теме

«Я буду видеть сердцем»

Учитель: Габибуллаев Х.А.

 

1.Пояснительная записка: данный урок проводится после изучения творчества С.Есенина (учебник под редакцией Беленького).      

Сегодня приоритетом при изучении литературы является материал регионального или местного содержания,т.е. программы по творчеству писателей и поэтов Прикамья. На уроках русского языка и литературы мною используется краеведческая литература с целью сопоставить изученные про-

изведения, обратиться к личности того или иного поэта, писателя Октябрьского района.

 

2.Цель: ознакомление со стихотворениями о родном крае С.Есенина и Р.Шангина, выявление сходства и различия мотивов стихотворений.

 

3.Задачи: 1)совершенствовать навыки творческого чтения поэтического текста;       

                  2)развивать умение целостного анализа стихотворений;

                  3)воспитывать у учащихся такие качества, как умение дорожить    

                  своей родиной, сохранять то, что копилось годами в литературе.

 

4.Оборудование: портреты поэтов, компьютерная презентация, тексты стихотворений, магнитофон, аудиозапись, репродукции картин Левитана,

 Шишкина.

 

5.Ход урока.

Введение: каждый человек должен ощущать свою причастность к малой родине, сохранять то, что накапливалось годами ,дорожить памятью предков,

обретать себя как личность.

 

1.-Назовите известных русских поэтов, которые прославляли родную землю?

(Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин)

-Мы с вами на уроке обращаемся к творчеству поэтов Октябрьского района.

Кто из них писал о малой родине?

(С.Вилисова, Т.Боброва, И.Коновалов, Р.Шангин и др.)

-Сегодня на уроке мы обратимся к двум стихотворениям поэтов разных эпох и попытаемся увидеть отношение к родной земле С.Есенина и Р.Шангина.

 

Слайд №1.Запишем эпиграф к уроку. Слайд №2.

-Что вы можете вспомнить о том, как относился Есенин к родине?

(Высокое чувство родины ощутимо во всём его творчестве. Он всегда жил в сознании неотделимости своей личной судьбы и своего творчества от судеб

родной страны. Не переставал любить родную землю и в трудные времена

для России.)

Слайд №3.

-Давайте послушаем стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и подумаем над ним.(читает подготовленный ученик).

-Каким чувством проникнуто стихотворение? Слайд №4.

(нежной любовью к родине,родной природе.)

-Да, с самого начала стихотворения мы определяем основной мотив.

-Какое образное наполнение темы родины имеет в стихотворении?

(«хаты- в ризах образа», «весёлый пляс», «приволь зелёных лех».)

-Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с родной землёй?

(«я смотрю твои поля», «побегу по мятой стёжке».)

 

-И хотя природа родного края неприметна,невзрачна: «чахнут тополя», «у низеньких околиц»,но неповторима. Любовь к родной земле не требует громких слов.

-Художественный мир стихотворений Есенина полон звуков.

Какой приём использует поэт?

(аллитерация: повторение звуков з,б,ц передают слуховую картину колокольного звона. «Как захожий богомолец».)

-Цветопись-одна из характерных черт стихотворений Есенина.

Какова роль цветописи в создании образа родины?

(цвета:синий,золотой-связь с родиной.)

-Какие литературные приёмы использует автор для выражения чувства любви к родному краю?

(эпитеты: «родная», «мятой стёжке»,

 метафоры: «синь сосёт глаза».

 сравнения: «как захожий богомолец» и др.)

-Какие строчки являются эмоциональным стержнем стихотворения? Почему?

(последняя строфа. Лирический герой Есенина любит родину такой,какая она есть.Каждая строчка пронизана любовью к родине.Не променяет ни за что:

«Не надо рая, дайте родину мою!»Это идея всего стихотворения.)

Вывод: в стихотворении Есенина природа соотносится с внутренней жизнью человека,это стихотворение выражает патриотические чувства поэта,прилива жизненных сил.   

 

Слайд №5.

2.-Прослушаем стихотворение Р.Шангина «Родина» (читает подготовленный ученик).

Слайд №6.

-Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя?

(мотив пробуждения природы соединяется с мотивом пробуждения к жизни души лирического героя: «Всё тут дорого и мило: люди,речки,лес», «Мне приятно жить в деревне».)

-Природа в поэзии Шангина всегда напоминает о самом дорогом в жизни человека-об отчем доме или поре влюблённости. Подтвердите это текстом.

(«Родимый дом», «В сень свою зовут влюблённых, тянут им цветы», «Песню про любовь». Настроение автора романтическое,приподнятое.)

-В стихотворении лирическое «я» сливается с русской природой. Герой не уходит в природу,а живёт постоянно с ней. Его душа открывается и на шум реки,и на цветение черёмухи и сирени,и на пение пташечек.

-Какие литературные приёмы помогают передать чувства поэта?

(олицетворения: «Дремлет тополь», «Дарят аромат», «Шевелят мечты»,

 метафоры: «В сердце шевелят» и др.)

Вывод:поэт с великим мастерством передал восхищение родной природой,

личную сопричастность всему окружающему миру: «Славлю, не тая,- ты,

уральское селенье, родина моя». Любовь к природе и родине нераздельны.

Стихотворение Шангина «Родина» положено на музыку Нигматуллиной М.М.,прослушаем в аудиозаписи.

 

Слайд №7.

3.Задание по группам: 1)найдите сходство мотивов двух стихотворений;

                                       2)отметьте, что отличает эти два стихотворения;

                                       3)соотнесите репродукции картин русских художни-

                                          ков с содержанием стихотворений.

                                                  

                                      

                                       

4.Отчёт групп. Оценки учащимся.

5.Вывод: эти два стихотворения тематически сходны. Их объединяет тема родины, неразрывно связанная с темой природы.

 

Слайд №8.Домашнее задание (по выбору):1)выучить наизусть одно из           

                                                                               стихотворений;

                                                                            2)проиллюстрировать

                                                                               понравившееся стихотворение;

                                                                            3)выразить своё отношение  к

                                                                               родной земле в любом жанре.

 

                                                                                                                                          

 

 

                                             


Урок по литературе в 9 классе по теме «Я буду видеть сердцем»

Урок по литературе в 9 классе по теме «Я буду видеть сердцем»

Слайд №3. -Давайте послушаем стихотворение

Слайд №3. -Давайте послушаем стихотворение

Родимый дом», «В сень свою зовут влюблённых, тянут им цветы», «Песню про любовь»

Родимый дом», «В сень свою зовут влюблённых, тянут им цветы», «Песню про любовь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021