Урок по литературе
в 9 классе по теме
«Я буду видеть сердцем»
Учитель: Габибуллаев Х.А.
1.Пояснительная записка: данный урок проводится после изучения творчества С.Есенина (учебник под редакцией Беленького).
Сегодня приоритетом при изучении литературы является материал регионального или местного содержания,т.е. программы по творчеству писателей и поэтов Прикамья. На уроках русского языка и литературы мною используется краеведческая литература с целью сопоставить изученные про-
изведения, обратиться к личности того или иного поэта, писателя Октябрьского района.
2.Цель: ознакомление со стихотворениями о родном крае С.Есенина и Р.Шангина, выявление сходства и различия мотивов стихотворений.
3.Задачи: 1)совершенствовать навыки творческого чтения поэтического текста;
2)развивать умение целостного анализа стихотворений;
3)воспитывать у учащихся такие качества, как умение дорожить
своей родиной, сохранять то, что копилось годами в литературе.
4.Оборудование: портреты поэтов, компьютерная презентация, тексты стихотворений, магнитофон, аудиозапись, репродукции картин Левитана,
Шишкина.
5.Ход урока.
Введение: каждый человек должен ощущать свою причастность к малой родине, сохранять то, что накапливалось годами ,дорожить памятью предков,
обретать себя как личность.
1.-Назовите известных русских поэтов, которые прославляли родную землю?
(Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин)
-Мы с вами на уроке обращаемся к творчеству поэтов Октябрьского района.
Кто из них писал о малой родине?
(С.Вилисова, Т.Боброва, И.Коновалов, Р.Шангин и др.)
-Сегодня на уроке мы обратимся к двум стихотворениям поэтов разных эпох и попытаемся увидеть отношение к родной земле С.Есенина и Р.Шангина.
Слайд №1.Запишем эпиграф к уроку. Слайд №2.
-Что вы можете вспомнить о том, как относился Есенин к родине?
(Высокое чувство родины ощутимо во всём его творчестве. Он всегда жил в сознании неотделимости своей личной судьбы и своего творчества от судеб
родной страны. Не переставал любить родную землю и в трудные времена
для России.)
Слайд №3.
-Давайте послушаем стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» и подумаем над ним.(читает подготовленный ученик).
-Каким чувством проникнуто стихотворение? Слайд №4.
(нежной любовью к родине,родной природе.)
-Да, с самого начала стихотворения мы определяем основной мотив.
-Какое образное наполнение темы родины имеет в стихотворении?
(«хаты- в ризах образа», «весёлый пляс», «приволь зелёных лех».)
-Какие строчки повествуют о полном слиянии души лирического героя с родной землёй?
(«я смотрю твои поля», «побегу по мятой стёжке».)
-И хотя природа родного края неприметна,невзрачна: «чахнут тополя», «у низеньких околиц»,но неповторима. Любовь к родной земле не требует громких слов.
-Художественный мир стихотворений Есенина полон звуков.
Какой приём использует поэт?
(аллитерация: повторение звуков з,б,ц передают слуховую картину колокольного звона. «Как захожий богомолец».)
-Цветопись-одна из характерных черт стихотворений Есенина.
Какова роль цветописи в создании образа родины?
(цвета:синий,золотой-связь с родиной.)
-Какие литературные приёмы использует автор для выражения чувства любви к родному краю?
(эпитеты: «родная», «мятой стёжке»,
метафоры: «синь сосёт глаза».
сравнения: «как захожий богомолец» и др.)
-Какие строчки являются эмоциональным стержнем стихотворения? Почему?
(последняя строфа. Лирический герой Есенина любит родину такой,какая она есть.Каждая строчка пронизана любовью к родине.Не променяет ни за что:
«Не надо рая, дайте родину мою!»Это идея всего стихотворения.)
Вывод: в стихотворении Есенина природа соотносится с внутренней жизнью человека,это стихотворение выражает патриотические чувства поэта,прилива жизненных сил.
Слайд №5.
2.-Прослушаем стихотворение Р.Шангина «Родина» (читает подготовленный ученик).
Слайд №6.
-Как природа соотносится с внутренним миром лирического героя?
(мотив пробуждения природы соединяется с мотивом пробуждения к жизни души лирического героя: «Всё тут дорого и мило: люди,речки,лес», «Мне приятно жить в деревне».)
-Природа в поэзии Шангина всегда напоминает о самом дорогом в жизни человека-об отчем доме или поре влюблённости. Подтвердите это текстом.
(«Родимый дом», «В сень свою зовут влюблённых, тянут им цветы», «Песню про любовь». Настроение автора романтическое,приподнятое.)
-В стихотворении лирическое «я» сливается с русской природой. Герой не уходит в природу,а живёт постоянно с ней. Его душа открывается и на шум реки,и на цветение черёмухи и сирени,и на пение пташечек.
-Какие литературные приёмы помогают передать чувства поэта?
(олицетворения: «Дремлет тополь», «Дарят аромат», «Шевелят мечты»,
метафоры: «В сердце шевелят» и др.)
Вывод:поэт с великим мастерством передал восхищение родной природой,
личную сопричастность всему окружающему миру: «Славлю, не тая,- ты,
уральское селенье, родина моя». Любовь к природе и родине нераздельны.
Стихотворение Шангина «Родина» положено на музыку Нигматуллиной М.М.,прослушаем в аудиозаписи.
Слайд №7.
3.Задание по группам: 1)найдите сходство мотивов двух стихотворений;
2)отметьте, что отличает эти два стихотворения;
3)соотнесите репродукции картин русских художни-
ков с содержанием стихотворений.
4.Отчёт групп. Оценки учащимся.
5.Вывод: эти два стихотворения тематически сходны. Их объединяет тема родины, неразрывно связанная с темой природы.
Слайд №8.Домашнее задание (по выбору):1)выучить наизусть одно из
стихотворений;
2)проиллюстрировать
понравившееся стихотворение;
3)выразить своё отношение к
родной земле в любом жанре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.