Сложноподчиненные предложения
Оценка 5

Сложноподчиненные предложения

Оценка 5
doc
11.02.2021
Сложноподчиненные предложения
СПП-обзор.doc

Предмет: Русский язык, 9 класс.

Учитель: ГАБИБУЛЛАЕВ Х.А.,

                  МСОШ.

 

ТЕМА УРОКА: Урок-практикум по теме «Сложноподчиненные

                              предложения».

ТДЦ урока.

 

Образовательные аспекты:

      * Закрепить и углубить сведения о сложноподчиненных

         предложениях с разными видами придаточных.

      * Закрепить главные признаки, по которым выделяются

         придаточные предложения.

      * Отработать связи придаточного с главным,

         совершенствуя пунктуационные навыки.

      * Повторить орфограмму: правописание не, ни с

          различными частями речи.

 

Развивающие аспекты:

      * Развивать орфографическую и пунктуационную

          зоркость.     

      * Составлять связный рассказ на лингвистическую тему.

 

Воспитательный аспект:

       * Воспитывать нравственные нормы.

 

                                 ХОД УРОКА.

 

 I.  Оргмомент.

 

II. Проверка домашнего задания. (К уроку учащиеся должны были выписать из художественной литературы сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (не менее 5 предлож.) Самые удачные примеры будут помещены на стенде).

 

III. Повторение изученного о сложноподчиненном           предложении.

·                Найдите сложноподчиненные предложения,

объясните написание НЕ с различными частями речи.

1.      (Не) смотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении погрохатывало.

2.      Алексей быстро вышел из комнаты начальника и, ни на кого (не) смотря, направился к выходу.

3.      (Не) смотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи.

 

Комментарий к заданию.

Первое предложение – сложносочиненное с соединительным союзом И.

Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом.

Третье предложение – сложноподчиненное с придаточным уступки

 

После выполнения задания записать в тетрадь:

 а) несмотря на – производный предлог;

б) ни на кого не смотря – деепричастный оборот;

в) несмотря на то что – составной подчинительный союз.

 

            * Произвести частичный синтаксический разбор.

                Составить схемы предложений в тетрадях.

 1. Кем бы вы н… стали, ребята, куда бы н… позвали вас пути –дороги, пусть рядом с вами будут любимые книги.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки.

Придаточные уступительные могут присоединяться и с помощью союзных слов и усилительной частицы НИ.)

           Правило-помощник:

   кто                                                     где

  что                                                      когда

  какой     +ни                                       куда        +ни

  сколько                                               откуда

                                                               как

 

2. На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.

(Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнительным).

 

3. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. (Простое предложение, осложненное сравнительным оборотом).

 

4. Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля

уже шумели скворцы. (Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия).

 

5. Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое, велика опасность лесных пожаров. (Сложноподчиненное предложение с придаточным причины).

 

             * Найти среди указанных предложений сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

Объяснить, чем является слово  когда  во всех предложениях.

Составить схемы предложений.

 

1. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы.

2. Я не знаю, когда мы увидимся.

3. Письмо пришло, когда его уже никто не ждал.

4. Когда дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса.

 

 Комментарий к заданию:

Первое предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; когда – союзное слово.

Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово.

Третье предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным времени; когда – союз.

Четвертое предложение – сложноподчиненное предложение с однородными придаточными времени; союз  когда во втором предложении опущен.

 

             * Выберите нужный союз, вставьте его в предложение.

1. … в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери.

2. Он долго не мог привыкнуть к морской службе, … всю жизнь прожил с дедом в горах.

3. … времени мало, надо торопиться.

А) Потому что;

Б) Благодаря тому что;

В) Ввиду того что;

 

 Контрольный листок учителя:

   1)  Б          2)  А        3)  В 

 

             * Расставьте знаки препинания, произведите полный синтаксический разбор.

1. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет все вытерпеть все преодолеть на своем пути если к этому позовет Родина.

 

Контрольный листок учителя:

И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина.

  (Предложение сложноподчиненное с однородным и последовательным подчинением.

   Первое предложение – главное, односоставное, безличное.

   Второе и третье предложения – однородные придаточные изъяснительные, соединенные сочинительным союзом  и; второе предложение осложнено уточняющим обособленным распространенным определением.

  Четвертое предложение – придаточное местоименно-определительное с союзным словом  который (подлежащее), осложнено обособленным обстоятельством времени, выраженным одиночным деепричастием.

  Пятое предложение – придаточное условное).

 

 

                         * ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

                 (Ответы должны быть с комментариями).

 

Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

1.        Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

2.        Марья Дмитриевна не много больше занималась Лизой хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитывала детей своих.

3.        Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня.

4.        Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.

 

1.

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени.

1)  1           2)   2           3)   3               4)   4

 

2.

Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:

(союз…), (…существит.), (союзное слово….)

1)  1           2)   3           3)   2               4)   4

 

3.

В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?

1)  1           2)   2           3)   3               4)   4

 

4.

Найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.

1)  1           2)   2           3)   3               4)   4

 

5.

Укажите, на месте  каких цифр нужны запятые.

Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.

1)  1,2,3,4,5         2)  1,4,5        3)  1,2,3,5      4)  2,3,4

 

6.

На  месте  каких цифр пишется НЕ?

Как н.(1) тяжела и н.(2) страшна война, какие бы жестокие потери и страдания н.(3) несла она людям, юность н.(4) хочет видеть опасность для себя.

1)  1,2,3,4       2)  3,4           3)  1,2,3            4)  4

 

Контрольный листок учителя:

1)  1               2)  2               3)  2               4)  4               5)  3              6)  4    

         

 

  IV. Подведение итогов урока.

         Домашнее задание: упр.----.

 

 

                       


Предмет: Русский язык, 9 класс

Предмет: Русский язык, 9 класс

Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом

Второе предложение – простое, осложнено однородными сказуемыми, выраженными глаголами, осложнено обособленным распространенным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом

Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово

Второе предложение – сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; когда – союзное слово

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным степени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021