Леса России . Лес и человек
Оценка 4.8

Леса России . Лес и человек

Оценка 4.8
docx
17.02.2023
Леса России . Лес и человек
Леса России. Лес и человек..docx

14 ноября 2022г.

Окружающий мир. 4-б класс.

Учитель Носова Т.Г.

Студент Калинина А.К.

Группа ПНК 33

Технологическая карта.

Тема

Леса России. Лес и человек.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условие для формирования представлений о лесной зоне и  роли леса в жизни человека и природы.

Задачи

Образовательные: рассмотреть типы лесов России их факторы размещение, факторы формирования, особенности растительного и животного мира; значение леса в жизни русского человека; рассмотреть лес с точки зрения литературы, живописи, экологии, биологии и др.

Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное обобщать и делать выводы; формировать интегральное видение явлений и процессов, происходящих вокруг; развивать познавательную активность.

Воспитательные: формировать чувство патриотизма и гордости за русского человека, уважение к Родине; экологическую культуру, активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой.

Планируемые результаты (предметные)

Знать: о природе лесных зон и  роли леса в природе и жизни людей,  об экологических проблемах и охране природы в лесных зонах.

Уметь: сравнивать природу различных лесных зон.

Личностные результаты

принимают и осваивают свою социальную роль, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные — умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Межпредметные связи

Русский язык,- литературное чтение,-география,-биология

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная и парная работа

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

1.      Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут меня  Алина Константиновна,  и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

 

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

 

-Ребята, давайте проверим свои рабочие места, все ли готовы к уроку? Всё ли лежит у вас на партах?

Учебник, дневник, пенал.

 

Здравствуйте!

Садятся за парты.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

2.      Актуализация и пробное учебное действие

Скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

Верно!

-Что такое Арктика?

 

-Перечислите названия живых организмов которые приспособились к жизни в суровых условиях арктических пустынь?

 

-Назовите животных и птиц.

 

-Сколько месяцев длится зима в тундре?

-А какова температура?

-Основная пища для северных оленей это?

-Что еще,  помимо мхов, растёт в тундре?

 

Правильно, молодцы!

Мы познакомились с темой арктических пустынь и тундрой.

Район Земли, примыкающий к Северному полюсу.

Лишайники, мхи, полярный мак.

 

 

 

Сайки, кайры, гагарки, тюлени, моржи, белый медведь.

Очень долго (7-8 месяцев).

Мороз до -50°.

Ягель или олений мох.

Морошка, голубика, брусника, карликовая береза,  полярная ива.

3.      Выявление места и причины затруднения

- Послушайте стихотворение  Сергея Васильевича  Погореловского.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

 

- Как вы думаете, а какой природной зоне говорится в стихотворении? 

- Почему поэт говорит «Здравствуй, лес, дремучий лес…?»

 Что значит дремучий? 

 

 

-Какие чудеса дарит нам лес?

-Как мы можем решить экологические проблемы леса?

 

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Верно.

-А что по этой теме мы сегодня должны узнать? (Что мы хотим узнать про лес?)

 

- А с помощью чего мы сможем ответить на эти вопросы на уроке?

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В стихотворении говорится о лесе.

 

Дремучий – тёмный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса тёмные.

 

 

Красивая природа, общение с животными, пение птиц, ягоды, грибы и т.д.

Высадить саженцы деревьев.

О лесе.

 

Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.

 

Учителя, учебника.

4.      Построение проекта выхода из затруднения

-  Что вы знаете о лесной зоне.

Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

-Молодцы! А сейчас послушайте меня.

Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.

 

-А сейчас давайте откроем учебник на стр. 95 и прочитаем информацию о лесах России.

 

-Благодаря чему могут расти деревья?

 

-Какое название имеет наша страна,  благодаря лесу?

-Какую часть нашей страны занимают леса?

-Чем богата лесная почва?

 

-Молодцы!

-А сейчас я хочу рассказать вам немного о тайге.

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

 

Открываем стр. 97 и начинам читать по цепочки.

 

-А сейчас давайте познакомимся с животным миров тайги. Откройте стр. 98-99. Давайте попробуем рассказать об экологических связей тайги.

Экологические связи в тайге представлены вещества из органических связей по месту жительства.  Минеральные вещества из органических отходов получают грибы, бактерии в почве и черви, эти вещества получают деревья, которые кормят огромное количество насекомых и мелких животных. На тех в свою очередь охотятся насекомоядные или хищные птицы, хищники,  которые в итоге умирая сами становятся органическими отходами.

Цепочка:

Сосна-жук-короед, личинка-дятел-сова.

Кедр-белка-куница-росомаха.

Трава-лось-медведь.

Ягодный кустарник-мышь-лиса-человек

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

 

 

Благодаря достаточному количеству тепла и влаги.

Великая лесная держава.

Большую половину.

Питательными  веществами, растительным и животным миров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

5.      Реализация построенного проекта

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи.  Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз.Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

 

Давайте откроем учебник на стр. 101 и прочитаем о смешанных и широколиственных лесах.

 

-Какие условия более благополучны для лиственных деревьев?

-Откуда появилось название «Смешанный лес»?

 

-Какие деревья относятся к широколиственным лесам?

 

-Сейчас я предлагаю сравнить природу тундры лесных зон.

Тундра и тайга – две природные зоны,  которые вместе занимают треть материков Евразии и Северной Америки.

В тундре гораздо меньше растительности, чем в лесных зонах. Те растения, которые есть в тундре, как правило, низкорослые и кустообразные, чтобы теплее было, поскольку климат в тундре значительно более суровый, чем в лесных зонах. Однако, природа тундры тоже весьма богата и разнообразна. Здесь много грибов, ягод, есть разнообразные мхи и кустарники.

Животный мир в тундре менее разнообразен по сравнению с лесными зонами, так как сложнее найти еду и климат холодный. Зато здесь обитают красивые и пушистые звери вроде песца.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие многолетней мерзлоты. Смешанный лес – как бы смешался с хвойными и лиственными деревьями.

Теплолюбивые,  с большими, крупными листьями. 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Физкультминутка

Ребята, давайте с вами немного разомнемся. Встаньте и повторяйте движения по ходу стихотворения.

 

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

Выполняют упражнения.

6.      Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с  одной  темой.

Откройте учебники на стр. 103.

Начинаем читать.

 

-Какие роли выполняет лес?

 

 

 

-Чем является лес для воздуха?

-Чему ещё лес является защитником? 

-Как лес защищает водоёмы? 

 

-Как лес защищает почвы?

 

 - Вам предстоит самостоятельно выяснить  какие экологические проблемыугрожают лесу. 

Итак,  первая экологическая проблема это:

1.      Вырубка леса.

-Почему это стало экологической проблемой?

Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

-Назовите хотя бы одну цепь питания.

2.      Незаконная охота.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

  • растения – женьшень, венерин башмачок;
  • жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;
  • птицы – филин, утка-мандаринка;
  • звери – зубр, амурский тигр.

-Молодцы!

Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его.

-А сейчас прочитаем текст под название «Зависит от каждого!».

-Назовите одно из самых главных правил в лесу?

-Из-за чего часто возникают пожары  лесу?

Какие вы знаете правила разведения костра?

Давайте обратимся к учебнику стр. 107«Как разводить костер».

 

 

 

 

 

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

Защитником.

Водоёмам и почвам.

Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.

Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.

Читают.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

Желудь- мышь-сова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают.

 

Не оставлять в лесу мусор.

Разведение костров.

7.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону

Обратите внимание на доске. Вам необходимо соотнести название дерева с веточкой и шишкой. 

 

 

А сейчас вам необходимо узнать лиственные деревья по листьям и продам.

 

И последнее задание. Необходимо составить схему, опираясь  на учебник.

 

 

8.      Включение в систему знаний

Слайд №6.

Итак, ребята, давайте подведём итог урока.

Какие леса образуют лесную зону? 

Перечислите экологические проблемы лесов?

 

 

 

Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.

Вырубка, браконьерство,  пожары.

9.      Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд №7.

Наш урок подошел к концу. Откройте свои дневники и запишите задание на дом.

Учебник, стр. 95-109 читать.

 

Ребята, сейчас я предлагаю вам самостоятельно определить,  насколько продуктивно каждый из вас работал на уроке.

 

У вас на партах лежать волшебные конфетки. Они двух цветов.

Розовая сторона - ничего не понял из сегодняшнего урока. Зеленая  - все было понятно, усвоил весь сегодняшний материал.

 

Прошу показать мне ту сторону волшебной конфеты, которая покажет мне, продуктивно, или нет вы работали на уроке

Спасибо!

 

Слайд №8.

- Урок окончен! До свидания!

Открывают дневники, записывают задание на дом.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

До свидания!

 

 

     Методист  ______________  Разинькова Л. А.

     Учитель ____________________ Носова Т.Г.

                                                                                         Оценка  ________________

 


 

Окружающий мир. 4-б класс. Учитель

Окружающий мир. 4-б класс. Учитель

Сценарий урока Этапы урока

Сценарий урока Этапы урока

Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре,

Ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре,

И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее

И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее

Трава-лось-медведь. Ягодный кустарник-мышь-лиса-человек

Трава-лось-медведь. Ягодный кустарник-мышь-лиса-человек

Наши ножки постучали Дружно, веселее

Наши ножки постучали Дружно, веселее

Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных

Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных

И последнее задание. Необходимо составить схему, опираясь на учебник

И последнее задание. Необходимо составить схему, опираясь на учебник

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023