Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"
Оценка 5

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл—8 кл
24.01.2019
Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"
Публикация является частью публикации:
7-8кл.внеур..docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа п.Подрезчиха Белохолуницкого района Кировской области                                     Принята                                                         Утверждена   на педагогическом совете школы Приказ № 66/3 от 03.09.2018года Протокол № 1  от 30.08.2018 года              Директор   ____________  Т.А. Архипова   Программа внеурочной  деятельности по спортивно­оздоровительному направлению   «Спортивные игры (волейбол)» для 7­8 класса                                                                    Срок реализации 2018­2019                                                          Автор­составитель:  Городилова Лия Геннадьевна,  учитель физической культуры п.Подрезчиха 2018 Пояснительная записка    Нормативно­правовая база  Данная программа разработана на основе следующих документов: Устав, утвержденный приказом № 86/2­2 от 09.10.2015г. Управлением образования Белохолуницкого района; Основная   образовательная   программа   основного   общего   образования   МКОУ   СОШ п.Подрезчиха на 2018­2019 учебный год, утвержденная приказом №66/2 от 03.09.2018г. (5­8 классы). Новизна. Занятия по данной программе тесно связаны с уроками  физкультуры и опираются на знания, получаемые на этих уроках, они  расширяют и углубляют знания, умения, навыки. Актуальность  данной программы заключается в том, что для современных  детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные  двигательные действия, в условиях агрессивной информационной среды,  формирует позитивную психологию общения и коллективного  взаимодействия. Занятия способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от уроков в школе, где предъявляются  строгие требования к дисциплине, ребенок более раскрепощается, что  раскрывает его скрытые возможности по формированию логического  мышления. Педагогическая  целесообразность состоит в получении учащимися новых и актуализации   уже   имеющихся   теоретических   и   практических   знаний   в спортивно­оздоровительном   направлении,   закреплении,   расширении   и углублении знаний по физической культуре. Практическая   значимость.  В   детском   коллективе   ребенок   имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности   нравственного   порядка,   что   обеспечивает   переход   внешних моральных   требований   во   внутренние.  Приобретение   детьми   знаний  происходит   через   собственный   опыт   и   самостоятельное   творчество. Индивидуальный подход к каждому ребенку, положительный эмоциональный настрой   на   занятиях,   взаимодействие   педагога   и   детей   в   ходе   учебного процесса   через   игровую   деятельность   позволяет   получить   максимально положительный   результат.     Эффективным   для       развития     обучающихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованием практики. Цель  программы   ­   развитие   физических   качеств,   личностных   качеств, овладения   способами   оздоровления   и   укрепления   организма   учащихся посредством занятий волейболом.            Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: воспитательные: ­ выработать организаторские навыки и умения действовать в коллективе;  ­ воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности,  взаимопомощи;   ­ воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом  спорта в свободное время;  ­ воспитание воли, смелости, настойчивости, чувства дружбы.  развивающие: ­ повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде  спорта;  ­ совершенствовать навыки и умения игры;  образовательные: – обучить техническим приемами и правилам игры;  ­ обучить тактическим действиям;  ­ формировать навыки регулирования психического состояния.  Программа   внеурочной   деятельности  «Спортивные   игры  (волейбол)»  тесно связана с уроками физической культуры и опирается на знания, полученные на этих уроках, она расширяет и углубляет знания, умения, навыки. Ценностные ориентиры содержания  курса. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.  Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,  на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой  природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения  здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом,  психическом и социально­нравственном здоровье.  Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей  человеческой способности – любви.  Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры  человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка  социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой  жизни, состояния нормального человеческого существования.  Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и  поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами,  законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути  является человек.  Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,  достоинства по отношению к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена  общества, народа, представителя страны и государства.  Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости  человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в  осознанном желании служить Отечеству.  Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового  сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Программа внеурочной деятельности по спортивно ­ оздоровительному  направлению «Спортивные игры» может рассматриваться как одна из  ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой  частью всего воспитательно­образовательного процесса. Основная идея  программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового  образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и  психического здоровья как необходимого условия социального благополучия  и успешности человека. Возраст  обучающихся, участвующих в реализации программы. Программа разработана для учащихся 12–14 лет Сроки     реализации   программы.  Программа   реализуется   во   внеурочной деятельности в 7­8классе  и рассчитана на 34 часа. Этапы реализации: 1. Подготовительный (май 2018–август 2019) ­ создание методической базы реализации программы; ­ анкетирование родителей по вопросам физического развития детей; ­ сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка  рабочего  кабинета. 2.   Практический (сентябрь 2018 – апрель 2019) ­ проведение занятий по данной программе; ­ участие в школьных и районных  соревнованиях.   3.  Контрольно­оценочный (май 2019) ­ мониторинг работы  по данной программе; ­ анкетирование учащихся и родителей для определения уровня  заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в  7­8  классе.    Данная программа строится на основе следующих принципов:  • принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей   снятие   всех   стрессообразующих   факторов   учебного процесса; • принцип деятельности – новые знания вводятся не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми; •   принцип   минимакса   –   обеспечение   возможности   продвижения   каждого ребенка своим темпом; • принцип целостного представления о мире – при введении нового материала раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; •   принцип   вариативности   –   формирование   у   обучающихся   умения осуществлять   свой   собственный   выбор   и   предоставление   им   возможности выбора; •   принцип   творчества   –   процесс   обучения   сориентирован   на   приобретение собственного опыта творческой деятельности; •   принцип   непрерывности   –   обеспечение   причинно­следственных   связей между  ступенями обучения.  Формы проведения занятий и виды деятельности Однонаправленные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники,  тактики или общефизической подготовке. Комбинированные занятия Включают два­три компонента в различных сочетаниях: техническая и  физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая,  физическая и тактическая подготовка. Целостно­игровые занятия Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с  соблюдением основных правил. Контрольные занятия Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений  (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико­ тактической и физической подготовленности занимающихся. Формы работы: индивидуальная (каждый ребенок должен сделать самостоятельно задания,  упражнения); групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет  определенное задание); Занятия  проводятся  1 раз в неделю после уроков. Ожидаемые результаты. Личностные результаты:     ­ активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на  принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;   ­  проявлять положительные качества личности и управлять своими  эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; ­  позитивное отношения  обучающихся к здоровью, здоровому и безопасному  образу жизни; Метапредметные результаты:  ­   характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;     ­ находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их  исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах  взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;    ­ организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её  безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места  занятий;     ­ управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,  сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;    ­ технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их  в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты:   ­  представлять занятия волейболом,  как средство укрепления здоровья,  физического развития и физической подготовки человека;  ­  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при  выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять  ошибки и способы их устранения;   ­ организовывать и проводить со сверстниками игры, осуществлять их  объективное судейство;  ­  бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования  техники безопасности к местам проведения; ­  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных  игр и соревнований;   ­ в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных  действий,    анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;  ­  выполнять технические действия баскетбола, применять их в игровой и  соревновательной деятельности; Способы определения результативности.  По окончании курса обучающиеся должны владеть понятиями «техника  игры», «тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими  приемами, применять полученные знания в игре и организации  самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки  судейства. Оценка практической подготовленности по контрольным  упражнениям. Формы подведения итогов реализации программы. По   окончании   курса   учащийся   получит   возможность   владеть   понятиями «Техника   игры»,   «Тактика   игры»,   знать   правила   игры,   владеть   основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных   занятий   волейболом,   сформировать   первичные   навыки судейства.   Основной   формой   подведения   итогов   является   соревнование (товарищеская встреча по волейболу между 7­8кл.). Учебно­тематический план. Раздел Тема 1.Вводное занятие.   История волейбола в Росси. Правила соревнований. Техника безопасности на занятиях. Игры на  основе волейбола. 2.Перемеще ния 3.Передачи  мяча Стойка игрока (исходные положения).Перемещение в  стойке приставными шагами: правым и левым боком,  лицом вперёд. Сочетание способов перемещений (бег,  остановки, повороты, прыжки вверх) Передача сверху двумя руками вперёд­вверх (в  опорном положении). Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Передача сверху  двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.  Кол­во часов Вид деятельности познавательная Форма занятий Беседа  инструктаж. 1 2 4 спортивная спортивная Объяснение.  Практическая работа. Игра. Объяснение. Практическая работа. Игра Передача снизу двумя руками над собой. Передача  снизу двумя руками в парах. Нижняя  прямая Верхняя прямая Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча, отражённого сеткой. Прямой нападающий удар (по ходу). Одиночное блокирование. Групповое блокирование (вдвоём, втроём). Страховка при блокировании Индивидуальные тактические действия в нападении,  защите. Групповые тактические действия в нападении, защите. Командные тактические действия в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование  технических приёмов и тактических действий. Игры, развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно­силовых,  координационных способностей, выносливости,  гибкости. Контрольные упражнения. Судейство учебной игры в волейбол. (Инструкторская  и судейская практика). 2 2 3 4 4 6 2 2 2 4.Подачи  мяча 5.Приём  мяча 6.Нападаю щие  (атакующи е) удары 7.Блокиров ание  атакующих ударов 8.Тактичес кие игры 9.Подвижн ые игры и  эстафеты 10.Физичес кая  подготовка 11.Судейск ая  практика спортивная спортивная спортивная спортивная Познавательная ,спортивная Познавательная ,спортивная Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Спортивно­ оздоровительна я Спортивно   ­ оздоровительна я Объяснение. Практическая работа. Игра Объяснение. Практическая работа. Игра Познавательная .Спортивная Объяснение. Игра СОДЕРЖАНИЕ. 1.Вводное занятие­1ч. История волейбола в России. Правила игры . Техника безопасности на занятиях. Игры на основе волейбола. Волейбол (англ. volleyball – отбивать мяч на лету) – игра с мячом двух команд по 6 человек на площадке 18×9 м, разделённой пополам сеткой. Цель игры – ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника  так, чтобы тот не мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил. Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх ударов. При этом игрок не может ударить по мячу два раза подряд. Задачи игроков – в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на стороне соперника (в пределах границ площадки) или  заставить соперника совершить ошибку. Место для игры: площадка для игры в волейбол представляет собой  прямоугольник размером 18×9 м. Две боковые и две лицевые линии  ограничивают игровую площадку. Средняя линия разделяет её на две равные  половины (9×9 м). Каждая половина имеет одинаковую разметку. Ширина  всех линий разметки 5 см, они входят в размеры площадки. На каждой  половине площадки в 3 м от средней линии нанесена линия нападения (её  ширина входит в размеры передней зоны), продолженная за боковыми  линиями дополнительными прерывистыми линиями – пятью короткими 15­ сантиметровыми линиями шириной 5 см, нанесёнными через 20 см. Над средней линией устанавливается сетка шириной 1 м и длиной 9,5 м.  Верхний край сетки обшивается белой лентой шириной 5 см. Высота сетки  для разных возрастных групп различна (табл. 2). Таблица 2. Высота волейбольной сетки  в зависимости от возраста и пола игроков Группы Высота сетки, см 11–12 лет 13–14 лет 15–16 лет 17 лет и  Мальчики, юноши Девочки,  девушки 220 200 230 210 240 220 старше 243 224 На расстоянии 0,5–1 м от боковых линий на продолжении средней  линии устанавливаются стойки, на которые натягивается сетка. Мяч имеет наружную оболочку из мягкой кожи (рис. 1). Окружность  мяча 65–67 см, вес 260–280 г. Его цвет должен быть однотонным и светлым  или комбинированным. Оптимальна комбинированная бело­жёлто­синяя  расцветка.  Рис. 1 Основные правила игры: перед началом игры судья проводит между  капитанами команд жеребьёвку по определению первой подачи и сторон площадки в первой партии. С этой целью он предлагает им угадать, например, в какой руке находится маленький предмет или на какую сторону упадёт  монета (орёл или решка). Команде капитана, ответившего правильно,  предоставляется право выбрать сторону площадки или право первыми  подавать мяч. Проигравший принимает оставшуюся альтернативу. Начальная расстановка игроков на площадке: в игре участвуют шесть  игроков от каждой команды. Игроки на площадке располагаются следующим  образом (рис. 2): три игрока передней линии занимают позиции 4 (передний  левый игрок), 3 (передний центральный игрок), 2 (передний правый игрок),  другие три игрока (игроки задней линии) занимают позиции 5 (задний левый  игрок), 6 (задний центральный игрок), 1 (задний правый игрок). В момент  подачи каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии. Рис. 2 Начало игры: игра начинается по свистку судьи с подачи, которую  выполняет задний правый волейболист, находящийся в зоне подачи. Игрок  подаёт мяч, ударяя кистью руки так, чтобы он перелетел через сетку на  сторону соперника. Подача может производиться снизу или сверху открытой  ладонью. На подачу мяча отводится 8 с после сигнала судьи. Подача может  быть сделана из любой точки за задней (лицевой) линией поля. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока он не коснётся площадки, не уйдёт за пределы  площадки или пока команда не совершит ошибку. Команда, выигравшая  розыгрыш, получает очко. Рис. 3 При получении права на подачу игроки перемещаются из зоны в зону (на одну позицию) по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1  для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д. (рис. 3).  Продолжительность игры: игра может состоять из 3 или 5 партий,  каждая из которых продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберёт  25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счёте 24:24 игра  продолжается, пока одна из команд не получит преимущество в 2 очка (26:24,  27:25 и т.п.). Время партий не ограничено. За каждый выигранный мяч  команда получает 1 очко. По окончании каждой партии команды меняются сторонами площадки и правом первой подачи. Перерывы между партиями продолжаются 3 мин. При ничейном счёте в партиях (1:1 для игры, состоящей из 3 партий,  или 2:2 для игры, состоящей из 5 партий) играется решающая третья (пятая)  партия до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка. После набора  одной из команд 8 очков команды меняются сторонами площадки, сохраняя  прежнюю расстановку игроков. Если играется решающая партия, то должна быть проведена новая  жеребьёвка. Либеро – это игрок оборонительного плана, который может находиться  в любой точке задней зоны. Это очень ловкий игрок с хорошей реакцией. Он  имеет форму, по цвету отличающуюся от формы других игроков команды.  Основная его функция в игре – защитные действия: приём подачи, приём мяча от нападающего удара, страховка. Ему не разрешается выполнять атакующий  удар из любой точки площадки, если на момент удара мяч полностью  находится выше верхнего края сетки. Либеро не имеет права на подачу, блокирование и осуществление  попытки блокирования. Ошибки, влекущие проигрыш очка: мяч переправляется на сторону соперника более чем тремя касаниями; волейболист дважды подряд касается мяча (двойное касание); игрок касается сетки при игровом действии с мячом; волейболист проникает на площадку соперника; игрок задней линии выполняет атакующий удар (т.е. удар, в результате  которого мяч переправляется на сторону соперника) из передней линии, если  при этом мяч находится выше уровня сетки; производится касание мяча, приводящее к его «задержке» (т.е. бросок мяча); игрок блокирует подачу мяча соперника, касается мяча в пространстве  соперника, касается мяча до или во время атакующего удара соперника; мяч уходит за пределы площадки; мяч касается площадки команды. 2.Перемещения­2ч. Стойка игрока (исходные положения).Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым   боком,   лицом   вперёд.   Сочетание   способов   перемещений   (бег,   остановки,   повороты, прыжки вверх) Стойки и перемещения Стойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное  положение для выполнения технического приёма (рис. 4).     Рис. 4 Техника выполнения: ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в  коленях. Одна нога может быть немного впереди другой, ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше  наклон туловища. Руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса. Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах  мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке. Перемещения – это действия игрока при выборе места на площадке. В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в  волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг,  двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки. Обучение 1. В стойке волейболиста: выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад; приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой; двойной шаг вперёд­назад. Методическое указание: руки перед грудью согнуты в локтях и  готовы выполнять действия с мячом. 2. Скачок вперёд одним шагом в стойку. 3. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или  выпад: а) вперёд; б) в сторону. 4. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух  ног. 4. Перемещения в стойке по сигналу – в стороны, вперёд, назад. 5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением  различных заданий. 3.Передачи мяча­4ч. Передача сверху двумя руками вперёд­вверх (в опорном положении). Передача сверху  двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку). Передача сверху двумя руками,  стоя спиной в направлении передачи. Передача снизу двумя руками над собой. Передача снизу двумя руками в парах. Передача мяча сверху двумя руками вверх­вперёд (в опорном положении) Техника выполнения: в исходном положении туловище вертикально,  ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории  полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке)  несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти  вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне  бровей и были направлены друг к другу. Указательные и большие пальцы  обеих рук образуют треугольник (рис. 5, 6). Пальцы напряжены и слегка  согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При  передаче руки и ноги выпрямляются и мячу (мягким ударом кистями)  придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после  передачи почти полностью выпрямляются (рис. 7, 8). Рис. 5 Рис. 7 Рис. 6 Рис. 8 Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и  перебивании мяча через сетку. Обучение 1. Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение  для приёма и передачи мяча. 2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после  перемещения. 3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу.  Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были  направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу, а все  остальные обхватывали мяч сбоку­сверху. Мяч поднимается с пола в  исходное положение над лицом (рис. 9). Рис. 9 4. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой,  поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног,  имитируя передачу. 5. В парах: один из партнёров набрасывает мяч в удобное для  выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует  передачу, разгибая ноги и руки. 6. В парах: один из партнёров набрасывает мяч другому, который  передаёт мяч сверху двумя руками. Методическое указание: после 5–7 передач занимающиеся меняются  ролями. 7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча. 8. Две­три передачи мяча над собой и передача партнёру. 9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории. 10. В тройках: игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу  мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков  третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам  первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч  игрокам, находящимся на противоположной боковой линии. Методическое указание: упражнения 10–11 можно проводить в  форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив  при этом потери мяча. 11. Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике:  зоны 6–3–4, 6–2–3, 6–2–4; 5–3–4, 5–2–3, 5–2–4; 1–3–2, 1–4–3, 1–4–2. 12. Передачи в парах с передвижением приставными шагами по длине  игровой площадки. 13. В парах: передачи мяча через сетку. 14. Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на  игровой площадке (гимнастические обручи и др.). 15. Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены»,  «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др. Ошибки: большие пальцы направлены вперёд; локти слишком широко  разведены или наоборот; кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в  локтевых суставах руках. 4.Подачи мяча­2ч. Нижняя прямая. Верхняя прямая.  Верхняя прямая подача мяча Техника выполнения: стоя лицом к сетке (за лицевой линией площадки),  игрок левой (правой) рукой поддерживает мяч на уровне чуть выше пояса.  Взгляд направлен на площадку соперника. Движением левой руки вверх  подбросить мяч на высоту чуть выше вытянутой руки над головой и  несколько вперёд с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе  бьющей рукой вверх­назад за голову. Туловище незначительно отклонить  назад и слегка повернуть в сторону ударяющей руки (замах). При выполнении  удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе (рис. 14). Ударное движение выполняется ладонной  поверхностью напряжённой кисти (пальцы соединены). Применение: при введении мяча в игру. Позволяет послать мяч в  определённую зону площадки с большой скоростью. Рис. 14 Обучение 1. Имитация подачи мяча. 2. Подача в стену с расстояния 6–9 м. 3. Подачи в парах (партнёры стоят на боковых линиях площадки). 4. Подачи через сетку с расстояния 6 и 9 м от сетки. 5. Подача через сетку из­за лицевой линии. 6. Подачи в правую и левую половины площадки. 7. Подачи в ближнюю и дальнюю части площадки. 8. Подачи на точность: а) в каждую из 6 зон площадки; б) на партнёра, располагающегося в различных точках площадки; в) между двух партнёров, стоящих рядом на расстоянии от 2 до 1  м друг от друга. 9. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в  заданный участок), на заданное число попыток (учёт ошибок). Ошибки: в исходном положении вперёд ставится нога, одноимённая бьющей руке; подброс мяча не оптимален по высоте; удар по мячу неточный (сверху, сбоку); скорость бьющей руки незначительна; удар по мячу выполняется рукой, согнутой в локтевом суставе. 5. Приём мяча ­3ч. Приём снизу двумя руками. Приём сверху двумя руками. Приём мяча,  отражённого сеткой Приём мяча снизу двумя руками Техника выполнения: в исходном положении ноги  согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонёно вперёд, руки в локтевых и лучезапястных  суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и  располагаются перпендикулярно траектории полёта  мяча. Приём мяча перпендикулярно траектории  полёта мяча: приём мяча осуществляется на нижнюю  часть предплечий или кисти с одновременным  разгибанием ног и туловища вперёд­вверх. Прямые руки  поднимаются до уровня груди (рис. 10, 11, 12, 13).           Рис. 10                        Рис. 11                        Рис. 12 Рис. 13 Применение: при приёме мяча от подачи и  атакующего удара; при приёме мяча, отражённого  сеткой; при передачах для нападающих ударов и  перебивания мяча через сетку. Обучение 1. Имитация приёма мяча в исходном положении. 2. Имитация приёма мяча после перемещения  (вперёд, назад, в стороны). 3. В парах: один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном  положении), и тот имитирует приём. 4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных  руках лежащий на запястьях мяч: а) покачивание руками вверх­вниз и в  стороны; б) разгибание и сгибание ног, имитируя  приём и передачу мяча. 5. Подбрасывание мяча невысоко над собой и  приём его на запястья выпрямленных рук. 6. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя  руками на месте. Движение рук выполняется за счёт  разгибания ног. 7. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя  руками с продвижением: лицом вперёд; боком  приставными шагами. 8. Приём мяча, наброшенного партнёром.  Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается до 9– 12 м. 9. В парах: приём мяча снизу и передача партнёру  сверху двумя руками. 10. Приём мяча после отскока от пола (в парах или  у стены). 11. Приём мяча в зоне 6; мяч через сетку  набрасывает партнёр. Ошибки: в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах; руки почти параллельны полу; резкое встречное движение рук к мячу; приём мяча на кулаки. 6.Нападающие (атакующие) удары­4ч. Прямой нападающий удар (по ходу). Прямой нападающий удар Техника выполнения: из высокой стойки, определив  характер траектории полёта мяча, выполнить разбег в  направлении предполагаемого места выполнения  атакующего удара. В последнем шаге разбега нога (чаще  правая) ставится вперёд на пятку, к ней приставляется  другая нога (стопорящий шаг), руки отводятся назад,  ноги сгибаются в коленных суставах. Быстро разгибая ноги с активным взмахом руками вперёд­вверх,  выполнить прыжок вверх. В прыжке плечи и бьющая рука отводятся назад, туловище прогибается (замах). Удар  производится в высшей точке прыжка. Ударное движение начинается с выведения вперёд локтя бьющей руки. Рука, разгибаясь в локтевом суставе, хлёстким движением  кисти ударяет по мячу вниз­вперёд. После удара игрок  приземляется на согнутые ноги, что предохраняет  опорно­двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям (рис. 16). Примечание: удар применяется при завершении  тактической комбинации для выигрыша очка или подачи. Рис. 16 Обучение Прыжок вверх толчком двух ног с места; с разбега в  один, два и три шага. Имитация нападающего удара: в прыжке с места; с  разбега (с одного, двух, трёх шагов). В парах: первый игрок подбрасывает мяч вверх, а второй  – с места, с двух­трёх шагов разбега ловит мяч обеими  руками в высшей точке прыжка. Броски теннисного мяча через сетку в различные зоны  площадки в прыжке с места и разбега (2–3 шага). В парах: первый подбрасывает мяч вверх, его партнёр  разбегается и выполняет нападающий удар в прыжке (расстояние между партнёрами 2–3 м). В парах: первый из зоны 4 выбегает к сетке и выполняет  нападающий удар по мячу, подброшенному партнёром  вертикально вверх примерно на высоту 1–1,5 м над  сеткой. То же упражнение, но нападающий удар выполняется из  зоны 2. Нападающий удар через сетку из зоны 4 с передачи из  зоны 3. Нападающий удар через сетку из зоны 2 с передачи из  зоны 3. Нападающий удар через сетку из зоны 3 с передачи из  зоны 4. Нападающий удар из зоны 3 с передачи мяча из зоны 2. Нападающий удар после встречной передачи. Из зоны 4  (2) от линии нападения верхняя передача мяча  разыгрывающему игроку в зону 3, из зоны 3 – в зону 4 (2),  из которой выполняется нападающий удар через сетку. Нападающий удар со второй передачи. Занимающиеся  располагаются в зонах 6–3–4. Из зоны 6 следует передача мяча в зону 3, из зоны 3 – в зону 4, из которой  выполняется нападающий удар через сетку. То же упражнение, но занимающиеся располагаются в  зонах 6–3–2. 7.Блокирование атакующих ударов­4ч. Одиночное блокирование. Групповое блокирование (вдвоём, втроём). Страховка при блокировании Одиночное блокирование Техника выполнения: стоя лицом к сетке, ноги согнуты, стопы  параллельны и на ширине плеч, руки на уровне груди или лица, кисти  расположены параллельно сетке. Определив предполагаемое место  нападающего удара, быстро переместиться к месту встречи с мячом  приставными шагами, скрестным шагом, бегом или скачком (в зависимости от расстояния до места постановки блока). Из приседа, активно разгибая ноги и  выпрямляя туловище, подпрыгнуть вверх с выносом рук над сеткой (пальцы  разведены и оптимально напряжены). Расстояние между кистями рук чуть  меньше диаметра мяча. По достижении верхнего края сетки руки начинают  движение вверх­вперёд через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближаются к нему и активно сгибаются в  лучезапястных суставах для того, чтобы противодействовать удару и  направить мяч вперёд­вниз на площадку соперника. После постановки блока – приземление на полусогнутые ноги (рис. 17).       Рис. 17 Обучение Имитация блокирования: прыжок вверх с места с выносом рук над сеткой. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над  сеткой. В парах (через сетку). Прыжки вверх с места, касаясь ладонями друг друга  над сеткой. То же упражнение, но с выносом рук влево и вправо над сеткой. В парах. Один стоит на возвышении (гимнастической скамейке) с мячом в  руках над сеткой, второй имитирует блок. В парах. Занимающиеся располагаются с противоположных сторон сетки.  Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх,  ставит блок и отбивает мяч на противоположную сторону площадки. То же упражнение, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или  правее блокирующего, а тот, переместившись в сторону, прыгает и ставит  блок. Три­четыре игрока располагаются с мячами вдоль одной стороны сетки на  расстоянии 1,5–2 м друг от друга. Остальные строятся в колонну по одному с  противоположной стороны в зоне 4. Первые поочерёдно подбрасывают мяч  над сеткой, вторые, продвигаясь вдоль сетки приставными шагами вправо,  ставят блок (рис. 18). Рис. 18 То же упражнение, но игроки строятся в колонну по одному в зоне 2 и  перемещаются вдоль сетки влево. В тройках. Игроки располагаются возле сетки: два игрока с одной стороны,  один – с другой. Первый набрасывает мяч второму, второй выполняет  нападающий удар, а третий ставит блок. Блокирование нападающего удара, выполненного: из зоны 4 в зону 5; из зоны 2 в зону 1; из зоны 4 в зону 1; из зоны 2 в зону 5; из зоны 3 в зону 6. Ошибки: неправильное исходное положение перед блокированием: стойка на прямых  ногах и выпрямленное туловище; несвоевременное перемещение к месту блокирования; несвоевременный прыжок при выполнении блокирования (рано или поздно); недостаточная высота и неверное направление прыжка блокирующего; блокирующий выполняет прыжок далеко от сетки; руки блокирующего широко расставлены; плохая ориентировка в безопорном положении и отсутствие умения закрывать основное направление атакующего удара. 8.Тактические игры ­ 6ч. Индивидуальные тактические действия в нападении, защите. Групповые тактические действия в нападении, защите. Командные тактические действия в нападении, защите. Двусторонняя учебная игра. 9.Подвижные игры и эстафеты ­2ч. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических  действий. Игры, развивающие физические способности. 10.Физическая подготовка­2ч. Развитие скоростных, скоростно­силовых, координационных способностей, выносливости,  гибкости. Контрольные упражнения. (Ожидаемые результаты и способы определения их результативности). 11.Судейская практика ­2ч. Судейство учебной игры в волейбол. Материально­техническое  обеспечение курса: Для осуществления образовательного процесса по программе  необходимо следующее: Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая жёсткая, мячи волейбольные,  скакалки, секундомер, Используемая литература: 1. Внеурочная   деятельность   учащихся.   Волейбол:   пособие   для   учителей   и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). 2. Волейбол   в   школе.   Пособие   для   учителя/В.А.   Голомазов,   В.Д.   Ковалёв,   А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с. 3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско­юношеских спортивных   школ,   специализированных   детско­юношеских   школ   олимпийского резерва   (этапы:   спортивно­оздоровительный,   начальной   подготовки,   учебно­ тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005.­112с. 4. Примерная   программа   спортивной   подготовки   для   детско­юношеских спортивных   школ,   специализированных   детско­юношеских   школ   олимпийского резерва   (этапы:   спортивно­оздоровительный,   начальной   подготовки,   учебно­ тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005. 5. Примерные   программы   по   учебным   предметам.   Физическая   культура.   5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.  6. Справочник   учителя   физической   культуры/П.А.   Киселёв,   С.Б.   Киселёва.   – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Технич еский  прием I.  Переда ча  мяча Контрольные упражнения 1. Поточная  передача мяча  двумя руками  сверху в стенку с  Возр аст  лет мальчики  Высокий Выш е  сред него Оценка девочки сред ний Низ кий Высо кий сред ний Выше  средн его Ни зк ий 7  9  12   12  13  14  12  5   5  6  9  4   3  4  5  2   1  2  3  1 6 7 9 4 4 5 7 3 3 3 4 2 1 2 3 1  12 6 5 3 2 5 4 3 2 13 14 4 6 13 14 5 6 3 5 4 5 2 3 3 3 1 2 2 2 3 5 4 5 2 4 3 4 1 2 2 2 0 1 1 2 расстояния 3 м  (кол­во раз). 2. Передача мяча  двумя руками  сверху с  собственного  набрасывания из  зоны 6 в кольцо  диаметром 1 м,  установленное в  зоне 3 (10  попыток)  3. Передача мяча  двумя руками  сверху из зоны4  через сетку в  квадрат3х3 м,  расположенный в  зоне 6; мяч  предварительно  передан из зоны 3  (10 попыток)  4. Передача мяча  двумя руками  сверху из зоны 3 в  кольцо,  установленное в  зоне 4, с  предварительной  передачи мяча из  зоны 5 (10  попыток) 5. Передача мяча  двумя руками  сверху в прыжке  из зоны 4, через  сетку в квадрат  3х3 м,  расположенный у  лицевой линии в  зоне 6, с  предварительной  передачи мяча из  зоны 3 (10  попыток) II.Под ача  мяча III Напад аю  щий  удар 1. Нижняя прямая подача в пределы  площадки (10  попыток) 2. Нижняя прямая подача на  точность (по 5  попыток в левую и правую половину  площадки) 3. Верхняя прямая подача в пределы  площадки (10  попыток) 4. Верхняя прямая подача на  точность (по 5  попыток в левую и правую половину  площадки) 1. Прямой  нападающий удар  из зоны 4 в  пределы  площадки с  передачи из зоны  3 (10 попыток) 12 12 13 14 13 14 12 13 14 8 6 8 9 5 6 4 6 8 6 4 5 7 4 5 3 5 6 4 3 3 5 2 3 2 3 4 2 2 2 3 1 2 1 2 3 7 5 6 7 4 5 3 6 6 5 4 4 5 3 4 2 5 5 3 2 3 4 2 2 1 3 3 2 1 1 2 1 1 ­ 2 2 Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты в занятиях волейболом В учебно­тренировочном процессе по волейболу подвижные игры,  соревновательно­игровые задания и эстафеты применяются для закрепления  технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в  подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце  основной части занятия. Выбор подвижных игр зависит от материально­технической  оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная  спортивная площадка, инвентарь), от возраста и уровня подготовленности  занимающихся. Игры на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий Игры с перемещениями игроков 1. «Спиной к финишу». Игроки построены в одну шеренгу за лицевой  линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки  бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает  игрок, который первым пересечёт линию финиша. 2. «Бег с кувырками». Команды построены в колонну по одному за  лицевой линией площадки (линия старта­финиша). На расстоянии 9 м перед  командами кладут по гимнастическому мату. По сигналу первые игроки  команд бегут до гимнастического мата, выполняют кувырок вперёд и  продолжают бег до противоположной лицевой линии. Заступив одной ногой за линию, игроки возвращаются спиной вперёд, выполняют на мате кувырок  назад и продолжают бег спиной вперёд до линии старта­финиша. Победитель  приносит своей команде 1 очко. Следующие игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. 3. Эстафета «Челночный бег с переносом кубиков». Предварительно на  обеих половинах волейбольной площадки устанавливают по три кубика  (можно кегли) на линиях разметки: два на пересечении линии нападения и  боковых линий (по одному с каждой стороны) и один в центре на средней  линии. В эстафете принимают участие две команды по шесть человек,  которые располагаются на противоположных лицевых линиях. По сигналу  первые участники от каждой команды, добежав до пересечения линии  нападения с боковой линией (на своей стороне площадки), берут в руки  кубик, бегут обратно и ставят его на лицевую линию. Затем то же действие  выполняют со вторым кубиком, находящимся на противоположной стороне от первого кубика. После чего устремляются к средней линии, берут третий  кубик, возвращаются назад и передают его второму участнику своей команды. Тот в свою очередь выполняет это же задание, только в обратной  последовательности и т.д. Выигрывает команда, последний участник которой  первым закончит перенос и установку кубиков в исходное (до игры)  положение. Игры с передачами мяча 1. Игровое задание «Художник». Передачами мяча сверху обозначить на стене какую­либо геометрическую фигуру, букву или цифру. 2. «Мяч над головой». Занимающиеся разбиваются на команды с  равным числом игроков. Время игры (обычно 1–1,5 мин) объявляется заранее.  Одновременно могут играть две и более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди. Игроки каждой команды  произвольно располагаются на отведённой им части площадки. Одна команда  отделяется от другой меловой линией или линиями имеющейся разметки.  Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется один человек, который контролирует игру команды­соперницы. По сигналу все  играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок,  уронивший мяч или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку.  Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке  осталось больше игроков. Игру повторяют 2–3 раза. 3. «Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной  площадки обозначают два круга диаметром 2 м один напротив другого. По  очереди игроки заходят в круг и выполняют передачу мяча сверху двумя  руками, стараясь попасть в противоположный крут. Если мяч не попадает в  цель, игрок получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший  наименьшее количество штрафных очков. 4. «Не урони мяч». Игроки делятся на пары и располагаются на  расстоянии 4 м друг от друга. У каждой пары – волейбольный мяч. По  сигналу начинают встречную произвольную передачу мяча в парах. Пара,  поймавшая или уронившая мяч, садится на скамейку. Последняя пара,  оставшаяся на площадке, объявляется победителем. Игру можно проводить  по командам, сформировав их из определённого количества пар. 5. «Передачи в движении». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от  друга из­за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху  (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно.  Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча. 6. «Свеча». В игре принимают участие две и более команды с равным  числом игроков. На полу мелом обозначают круг или кладут гимнастический  обруч. Команды располагаются в колонны по одному. По сигналу первые  игроки команд забегают в круг, выполняют передачу над собой и выбегают из  круга, а их места занимают вторые номера и т.д. Побеждает команда,  сделавшая больше передач за определённое время. 7. «Поймай и передай». Участники разделяются на несколько команд,  которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых  линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают  мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во  встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным образом возвращает его  обратно в противоположную колонну. Игроки, выполнившие передачу мяча,  становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит  это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без  ошибок. 8. «Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Игроки  каждой команды рассчитываются по порядку и, запомнив свой номер,  становятся по кругу. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу он начинает выполнять передачи мяча над собой, после третьей передачи  называет какой­либо номер и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван,  устремляется к мячу и, не дав ему упасть на пол, продолжает передачу мяча  над собой и т.д. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча за  отведённое время. Варианты: а) игроки занимают по кругу различные исходные положения: стоя  спиной к центру круга; сидя на полу и др. б) игроки передвигаются по кругу ходьбой, медленным бегом,  прыжками на обеих ногах, в приседе и т.п. в) команды выстраиваются в колонны перед линией старта на одной  стороне площадки. На расстоянии 9 м перед ними (в кругах) лежит по  волейбольному мячу. Игроки рассчитываются по порядку. Учитель вызывает  любой номер, и игрок, чей номер был назван, устремляется к мячу. Берёт его  в руки, выполняет передачу партнёру, стоящему во главе колонны, и получает от него обратный пас. Команда, игрок которой быстрее выполнил две  передачи, получает 1 очко. Затем вызываются (в любой последовательности)  остальные игроки команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее  количество очков. 9. Эстафета с передачей волейбольного мяча. Две­три команды с  равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на  расстоянии 7–8 м. По сигналу первые игроки колонн ударяют волейбольным  мячом об пол, а сами перемещаются в конец встречных колонн. Первые  игроки встречных колонн выбегают вперёд, принимают отскочивший от пола  мяч, передают его двумя руками сверху (или снизу) в обратном направлении  на второго игрока и перемещаются в конец противоположных колонн, вторые  тоже ударяют мячом об пол, а затем перемещаются в концы встречных колонн и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее  количество ошибок. 10. Эстафета «Передал – садись». Две колонны на расстоянии 3–4 м  одна от другой, расстояние между игроками – длина рук, положенных на  плечи. Перед колоннами на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с  волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах  передают мячи первым игрокам в колоннах, те возвращают мячи обратно и  сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершают вторые,  третьи игрок и т.д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч,  тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда,  закончившая передачи раньше других. 11. Эстафета «Одна верхняя передача». Перед колоннами своих  команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу  направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мячи двумя  руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны. Капитаны  передают мяч следующим игрокам и т.д. Если мяч упал на пол, то игрок,  которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу.  Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 12. Эстафета «Две верхние передачи». Перед своими командами,  которые построены в колонны, на расстоянии 3 м за ограничительной линией  стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю  передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей  колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану,  после чего уходит в конец своей колонны и т.д. Выигрывает команда, первой  закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он  был адресован. 13. Эстафета «Верхняя и нижняя передачи мяча». Каждая команда  делится на две стоящие друг против друга (на расстоянии до 4 м) колонны.  Участники одной из колонн выполняют в сторону противоположной колонны  верхнюю передачу и получают мяч нижней передачей. Волейболистам  разрешается ловить мяч для выполнения своей передачи. После окончания  эстафеты колонны меняются ролями. Упавший на пол мяч поднимает тот  волейболист, которому он был направлен. Эстафету проводят чётное  количество раз. Усложнённый вариант: те же действия, но с передачами мяча через  сетку. 14. «Назад по колонне». Игроки стоят в параллельных колоннах в 3 м  друг от друга. По сигналу направляющие колонн выполняют передачу мяча  сверху двумя руками партнёрам, стоящим сзади, которые в свою очередь  передают мяч таким же способом в конец колонны. Замыкающий игрок ловит  мяч, бежит с ним в начало колонны и выполняет то же задание и т.д.  Выигрывает команда, в которой направляющий первым вернётся на своё  место. Вариант: по сигналу первый передаёт мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т.д. Когда мяч  доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой,  поворачивается кругом и передаёт мяч за голову предпоследнему в обратном  направлении и т.д. Выигрывает команда, в которой игрок, начавший  упражнение, получит мяч первым. 15. «Приём и передача мяча в движении». Игроки в двух колоннах  по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по  сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя  руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в неё мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют  передачи двумя руками снизу. Затем то же задание выполняют вторые игроки  и т.д. За каждое падение мяча на пол команде начисляется штрафное очко.  Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков. 16. «Догони мяч». Играющие делятся на две группы по 8–10 человек,  каждая группа играет самостоятельно на противоположных сторонах  волейбольной площадки. Игроки располагаются в одну шеренгу на линии  нападения спиной к сетке, приготовившись к бегу. Один из игроков с мячом  располагается позади шеренги. Он бросает мяч через головы игроков вперёд­ вверх, те стараются не дать мячу упасть на пол, подбивая его вверх двумя  руками снизу. Кому это не удаётся, тот становится подающим, и игра  возобновляется. 17. «Лапта волейболистов». Играющие распределяются на две равные  команды по 6 человек, одна из которых является подающей, другая –  принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных  сторонах волейбольной площадки. По сигналу первый игрок выполняет  подачу мяча на сторону соперника, а сам быстро бежит вокруг площадки и  возвращается назад на своё место. Игроки противоположной команды  принимают мяч и разыгрывают его между собой, стараясь выполнить как  можно больше точных передач за время бега игрока, выполнившего подачу  мяча. Как только он вернётся на своё место, передачи мяча прекращаются и  мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так  продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят  подачу и перебежку. Затем команды меняются местами и ролями. За каждую  передачу команде начисляется 1 очко. Выигрывает команда, набравшая  больше очков. Правила игры. Подавать мяч только по сигналу. При  выполнении передач нельзя повторно адресовать мяч одним и тем же игрокам, его каждый раз следует посылать другому игроку. Передачи мяча  прекращаются, если он упал на пол. Игры с передачами мяча через сетку 1. «Летающий мяч». Игроки делятся на 2–3 команды. Каждая команда, в свою очередь, делится на две подгруппы, которые располагаются на своём  игровом участке волейбольной площадки в две встречные колонны по разные  стороны сетки, за линиями нападения. По сигналу игроки выполняют передачу мяча сверху (снизу) двумя руками через сетку партнёрам, а сами  убегают в конец своей колонны. Команда, допустившая ошибку в передаче,  выбывает из игры. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи. 2. Эстафета «Мяч над сеткой». 2–3 команды становятся в две  встречные колонны, которые располагаются лицом друг к другу по обе  стороны сетки за линиями нападения. Направляющие правых колонн держат  по мячу. По сигналу они передают мяч сверху двумя руками через сетку  своим партнёрам, а сами убегают в конец своей колонны. Тот, кому мяч  адресован, тем же способом посылает его через сетку следующему игроку  противоположной колонны и бежит с левой стороны в конец своей колонны и  т.д. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. Вариант: после передачи мяча игрок перемещается в конец  противоположной колонны. Игры с подачами мяча 1. «Сумей принять». Игроки парами один напротив другого  располагаются на боковых линиях площадки. По команде игроки одной из  шеренг выполняют нижнюю (верхнюю) прямую подачу на своих партнёров,  которые принимают мячи и выполняют передачи в обратном направлении.  Каждый игрок выполняет по 10 подач, затем игроки меняются ролями.  Побеждает в игре тот, кто принял больше подач без ошибок. 2. «Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по  одной подаче, стараясь попасть в квадраты (гимнастические маты,  расположенные на волейбольной площадке) с цифрами от 1 до 6 и набрать  наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку  начисляют 6 очков и т.д. Побеждает команда, набравшая больше очков.  Повторные подачи при совершении ошибки не разрешаются. 3. «Прими подачу». Игроки делятся на две команды. Первая команда  произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Члены  второй команды встают вдоль лицевой линии на другой стороне площадки, а  её направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй  команды выполняет нижнюю прямую подачу мяча через сетку. Любой игрок  первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из  своих товарищей, который должен поймать мяч. Когда все игроки второй  команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.  Правила игры: 1. Подачу выполнять только по сигналу. В противном случае она не  засчитывается и команда соперников получает очко. 2. При неудачной подаче очко получает команда соперников. 3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча  команде присуждается очко. 4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко  команде не засчитывается. 5. После приёма или падения мяча команда перекатывает под сеткой  мяч второй команде. 6. Игроки подающей команды выполняют по одной подаче строго по  очереди. Игры с атакующим ударом 1. «Бомбардиры». Игроки делятся на две команды. Игроки одной  команды поочерёдно выполняют атакующие удары из зоны 4 (2) с передачи из  зоны 3. Игроки другой команды стремятся защитить своё поле. Если  «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то  нападающий получает 2 очка; если коснулись, но не приняли – 1 очко; если  приняли – 0 очков. Когда все игроки команды выполнят атакующий удар,  команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков. 2. «Удары с прицелом». Обе половины игровой площадки  расчерчиваются на 9 квадратов 3X3 м, обозначенных цифрами. Команды  располагаются в колоннах на боковых линиях зоны 2. Игроки поочерёдно  выполняют атакующие удары с передачи из зоны 3. Команде начисляются  очки соответственно цифре квадрата, в который попал мяч после удара.  Побеждает команда, набравшая больше очков. Методическое указание: при выполнении нападающих ударов из зон 2 и 3 цифры в квадратах меняют. Игры с блокированием атакующих ударов 1. «Кто быстрее». Игроки двух команд располагаются в колонны по  одному на противоположных сторонах площадки в зоне 4 (на пересечении  линии нападения и боковой линии). По сигналу направляющие колонн  перемещаются в зону 2, попутно имитируя блок в зоне 4 (руки выше сетки),  перемещение к линии нападения и касание её рукой. Затем имитируют блок в  зоне 3, повторно касаются рукой линии нападения и в заключение имитируют  блок в зоне 2. Быстро возвращаются к своей колонне и передают эстафету  следующему игроку, который выполняет то же задание, и т.д. Выигрывает  команда, закончившая эстафету первой. 2. «Дружная команда». Играют две команды по 3 человека. Одна  команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды  располагаются в зонах 2, 3, 4; блокирующие – на другой половине площадки в  зонах 2, 3, 4, их задача – организация группового блокирования. Нападающая  команда выполняет удары из зон 2 и 4. Игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. После выполнения шести  нападающих ударов игроки обеих команд уступают место другим игрокам  своих команд и игра продолжается. Игроки, не участвующие в блокировании,  собирают мячи и отдают их нападающим. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то  блокирующие получают 2 очка, если мяч перелетел на сторону  обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает 1 очко.  Нападающий удар, не состоявшийся по вине атакующей команды,  засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность  нападающего или касание им сетки и др.). После выполнения установленного  количества нападающих ударов команды меняются местами и ролями.  Побеждает команда, набравшая больше очков. Словарь терминов и определений Атакующий удар – технический приём, состоящий в перебивании  одной рукой мяча, находящегося выше верхнего края сетки, на сторону  соперника. Блокирование – действие игроков вблизи сетки для создания  препятствия перелёту мяча, летящего от соперников, осуществляемое  поднятием рук блокирующих выше верхнего края сетки. Боковая линия – линия, ограничивающая ширину игровой площадки. Выбор места – элемент тактического мастерства, заключающийся в  умении заранее определить своё местоположение для активного участия в  атаке или обороне. Выпрыгивание вверх – прыжок вверх без разбега. Движение – перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Двойное касание – игрок касается мяча дважды подряд или мяч  касается различных частей его тела последовательно. Замена – действие, которым судья разрешает игроку покинуть  площадку, а другому игроку занять его место. Зона подачи – участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии  волейбольной площадки. Имитация – воспроизведение упражнения, чаще всего точное по форме, но без значительных усилий. Комбинация – заранее разученные и согласованные действия игроков  при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения  результативной атаки. Либеро – свободный защитник. Линия нападения – линия волейбольной площадки, ограничивающая  зону нападения. Проводится на каждой из сторон площадки в 3 м от оси  средней линии и параллельно ей. Лицевая линия – линия, ограничивающая длину игровой площадки. Матчбол – очко, разыгрываемое в матче, выигрыш или проигрыш  которого может решить исход всего матча. Обманный удар – несильный удар игрока в незащищённую часть  площадки после предварительной имитации сильного удара. Партия – часть матча в волейболе, за время которого одна из сторон  должна набрать 25 очков (при преимуществе не менее чем в 2 очка). Пас – передача мяча от одного партнёра к другому. Передача мяча – технический приём, заключающийся в направлении  игроком мяча партнёру для развёртывания атакующих взаимодействий.

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"

Летне-оздоровительный лагерь "Непоседы"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.