Домашнее задание на лето.
1. Артикуляционная гимнастика не реже 3 х раз в неделю по 15 мин.
2. Повторение карточек артикляционой гимнастики. По 1 карточке в день. .
3. Дыхательные упражнения после артикуляционной гимнастики – надуть шарик, задуть свечку, дуем на мяч в ворота, на «блинчик», на «чашечку» (фокус с ваткой), в «желобок».
4. 1 речевая игра в день.(список прилагается + любые настольные игры по возрасту)
+ + +
1. Игра «Звуки перепутались»
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Родитель читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
2. Неумейка
Родитель начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.
Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.
3. Я еду в деревню
Ребёнок объявляет: "Я еду в деревню и беру с собой..." и называет предмет из своего окружения. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Затем взрослый.
Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
4. Волшебный мешочек
В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек.( удобно из киндеров) Ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Взрослый по перечисленным свойствам отгадывает этот объект.
5.Ты мой кусочек
Взрослый называет предмет, а ребенок - его части: я - озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д. я машина, а ты …… (колесо)
5. Цепочка
Взрослый называет объект.
Ребенок - его свойство. ( слово-признак)
Взрослый от нового слова образовывает объект.
Ребенок - другое свойство нового объекта и т.д.( слово –признак)
Например:
1. Морковь.
2. Морковь сладкая.
3. Сладким бывает сахар.
4. Сахар белый.
5. Белым бывает снег и т.д
7.Я знаю
Взрослый и ребенок по очереди кидают мяч и говорят.
"Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносит 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
8. Догадайся и подскажи
Взрослый называет несколько признаков одного из объектов, находящихся в поле зрения, а дети называют сам объект.
- воронье, серое... - крыло;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- хищный, ширококрылый... - орел;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
9. Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...
Второй вариант: взрослый бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
10.Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
11.Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,- ваза - вазочка, кот - котик,- солнце - солнышко,- река - речушка,
- береза - березка, - листок - листочек.
12. Два - один
Образование из двух простых слов одного сложного:
- Небо и склон - небосклон, - лес и полоса - лесополоса,- птица и ферма -птицеферма,
- лист и падать - листопад, - хлеб и делать - земледелец, - лес и рубить - лесоруб,
- снег и падать - снегопад.
13. Поймай мяч
Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч .
- весна - весенний, - солнце - солнечный, - береза - березовый, - липа - липовый,
- дождь - дождливый.
14. Скажи по – другому
Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный. Можно с мячом.
15. Игра «Подбери действия»
Цель: упражнять детей отвечать на вопросы: «что делает?», «что делают?».
Солнце (что делает?) – светит, греет, блестит.
Снег (что делает?) – падает, ложится, тает.
Сосульки (что делают?) – висят, капают, тают.
Листья (что делают?) – распускаются, растут, зеленеют, опадают.
Почки (что делают?) – набухают, распускаются, лопаются.
Птицы (что делают?) – щебечут, поют, летают.
Дети (что делают?) – играют, смеются, бегают, поют.
16. Скажи наоборот
Цель: расширение словаря антонимов.
Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а
зимой … Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост
длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед …Летом жарко, а
зимой …,
17.Дети потерялись.
Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо
обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка).
18. Назови ласково
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво
звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
19.Новое слово
Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.
Будьте в хорошем настроении, когда играете с ребенком, малыш быстро растет и это время проходит. Пусть ваши совместные игры и занятия принесут радость! Также для речевых игр можно привлекать бабушек и дедушек!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.