Летний оздоровительный палаточный лагерь с дневным пребыванием «Путешественники».

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Закон РФ «Об образовании» Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г Конституция РФ Постановление правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ Приказ по МБОУ «Полх-Майданская средняя школа» «Об организации отдыха, труда и занятости школьников в летний период» Устав МБОУ «Полх-Майданская средняя школа» Положение о палаточном лагере Правила внутреннего распорядкапалаточного лагеря
Иконка файла материала programma_palatochnogo_lagerya_2016.docx
Летний оздоровительный палаточный лагерь с дневным пребыванием «Путешественники». Возраст детей: 12­16 лет Срок реализации программы: 3 дня Составитель программы: учитель физической культуры ­ Добрышев С.А                                                           Программа летнего оздоровительного палаточного лагеря с дневным пребыванием «Путешественники»                                                                                             Возраст детей:12­                                                                                        Срок реализации: 3 16 лет дня  Информационная карта программы лагеря Полное название программы Основания для разработки программы Программа летнего оздоровительногопалаточноголагеря «Путешественники» с дневным пребыванием на базе МБОУ «Полх­Майданская средняя школа» • Закон РФ «Об образовании» • Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г • Конституция РФ • Постановление   правительства   РФ   «Об   оздоровления   и • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. №197­ обеспечении   отдыха, занятости детей»ФЗ • Приказ   по   МБОУ   «Полх­Майданская средняя   школа»   «Об   организации   отдыха, труда   и   занятости   школьников   в   летний период» • Устав   МБОУ   «Полх­Майданская   средняя школа» • Положение о палаточном  лагере • Правила распорядкапалаточного  лагеря  внутреннего    Составитель программы Добрышев С.А Образовательное учреждение, представившее программу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полх­Майданская средняя  школа» Адрес организации 607344, Нижегородская область, Вознесенский Телефон Срок реализации программы Место реализации Количество, возраст учащихся Цель программы район, с. Полховский Майдан,  ул. Молодежная, д. 116 8(83178)72­6­92 3 дня (с 06­08 июня) МБОУ «Полх­Майданская средняя школа»,с.Бутаково (берег р.Мокши), Вознесенский пруд (северный берег) 10 учащихся с 12 до 16 лет Создание условий для эффективного развития личности в условиях палаточного лагеря, создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний потуризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению. Направление деятельности Спортивно­ оздоровительное, туристическое, экологическое  и духовное развитие детей, средствами игр, исследовательской и трудовой деятельности Аналитическая справка Летний палаточный лагерь на базе МБОУ «Полх­Майданская средняя школа» впервые был организован в летний период в 2009году.  Он  был передвижной и имел разные направления: оздоровительное, историко – краеведческое, туристическое, спортивное, экологическое.  Дети за это время   посетили   разные   места   Вознесенского   района:   усадьба   с. Криуша, святые места с. Куриха, с. Бутаково и другие. Но в разные годы  работа палаточного лагеря была приостановлена. В 2014 году работа возобновлена и выбрана форма палаточного лагеря с дневным пребыванием с названием «Путешественники». Палаточный лагерь   проводится     для   подростков   12­16  лет   с   целью   организации активного   отдыха,   приобретения   туристических   навыков, экологического просвещения, формирования интереса к углубленному изучению   окружающего   мира,   развитию   потребности   к самообразованию, укрепления здоровья и реализации ребёнком таких функций, как досуг, профилактика правонарушений. Для реализации программы были поставлены следующие задачи: ­ приобщение детей к спорту и туризму, способствовать  укреплению физического и психологическогоздоровья; ­ организация активного отдыха и получения детьми навыков жизни в природных условиях; ­ повышение экологической культуры детей; ­ воспитание нравственных и волевых качеств. В палаточном лагере «Путешественники» в 2014 году приняли участие 13   человек:   10   подростков14­16   лет   (учащиеся   7,8,10   классов)   и   3 педагога школы.   Начальник лагеря Колюбаева Татьяна Анатольевна – учитель физкультуры; Воспитатели: Герасимов Сергей Викторович – учитель ОБЖ, Крылова Светлана Васильевна – учитель русского языка и литературы. Смена   продолжалась   три   дня.   За   время   работы   лагеря   ребята путешествовали   по   местам   Вознесенского   района.   Были   на   берегу Вознесенского пруда. Совершали пешие походы до д.Вилки на берег пруда. Дети каждый день приобретали навыки в постановки палаток, приготовления   пищи   на   костре,   заготовке   дров.   Проводились соревнования по рыбной ловли, стрельбе из пневматической винтовки,по ориентированию на местности, по разжиганию костра. Мероприятия были не только познавательные, но и полезные. Ребята очистили берег протоки и прилегающий лес от мусора, который закопали в ямы. В течение   смены   дети   не   допускали   загрязнения   окружающей   среды, соблюдали правила противопожарной безопасности.Ребята   загорали, принимали водные процедуры, играли в подвижные игры. В   2015   году   мы   продолжили   роботу   по   программе «Путешественники»,   в   которой   приняли   участие   10   подростков   в возрасте   14­15   лет   (учащиеся   8   класса)   и     два   педагога   школы. Начальник лагеря Колюбаева Т.А.­ учитель физкультуры, воспитатель Герасимов   С.В.­   учитель   ОБЖ.   Смена   продолжалась   3   дня.   Мы   с ребятами побывали на берегу Вознесенского пруда, на реке Мокша, на берегу пруда д. Вилки. За это время дети освоили и совершенствовали навыки туризма. Сами готовили себе пищу на костре. Прошли занятия по   темам:   «Костры   и   их   типы»,   «Правила   разжигания   костра»,   « Установка   и   сбор   палатки»,   «   Вязание   туристических   узлов», «Безопасность   и   первая   помощь».   Ребята   собирали   лекарственную траву,   грибы,   землянику.   Проводили   операции:   «Чистота   и   мы», «Чистый   берег».   Погодные   условия   позволили   загорать,   принимать водные процедуры, играть в подвижные игры с мячом. Организованный отдых и оздоровление детей в палаточном лагере на базе   нашей   школы   создали   условия   для   физического   развития, укрепления   здоровья   воспитанию   у   ребят   дисциплины,   трудолюбия, дружбы и коллективизма, ответственности. Каждый из ребят за это время   нашёл   себе   дело   по   душе,   проявили   свои   лучшие   качества. Можно уверенно сказать – все, что запланировано было выполнено.  В   2014   году   летний   палаточный   лагерь   с   дневным   пребыванием «Путешественники» принимал участие  в смотре – конкурсе «Лучший лагерь   Вознесенского   района»   в   номинации   палаточные   лагеря,   где занял 3 место. В 2015 году мы так же принимали участие в смотре­ конкурсе «Лучший лагерь Вознесенского района», где заняли 1 место в номинации палаточные лагеря. Пояснительная записка Актуальность программы Деятельность летнего палаточного  лагеря «Путешественники» во всех   её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка,  направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и  физического развития, способствует изучению Родины, приобретению  навыков самостоятельной деятельности.       Для педагогов летний палаточный лагерь – прекрасная возможность  лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром,  проблемами и увлечениями.       Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё  вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся  взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучшевыбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке  продукты (сухарики, чипсы). В начале новичков пугает всё: отсутствие  телевизоров, компьютеров, шорохи ночного леса. Но это всё быстро  проходит. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от  пережитой в палатке сильной грозы.        В летнем   палаточном  лагере ребенок учится быть  самостоятельным, ведь там нет  уборщиц, родителей, бабушек и  дедушек. Всю работу надо делать самим. Да и лентяев такой лагерь не  терпит. Оставишь костер без дров, значит, все будут без обеда. Жизнь в  природе диктует свои правила поведения. Добрая атмосфера  взаимовыручки,  азарт в решении повседневных проблем, увлеченность  общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых,  даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто  на них действует совершенно новая обстановка и люди, которые  чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных  ситуациях.    Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной  жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение  преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а  на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков  сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность Цель программы: создание условий для эффективного развития личности в условиях  палаточного лагеря, создание благоприятных условий для привлечения  детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом,  укрепление физического и психологического здоровья, организации  активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму,  получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов  учащихся к туризму и краеведению. Задачи программы: ­ организовать интересный, полноценный отдых ребенка; ­ создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребёнка; ­ организовать совместную деятельность детей и взрослых; ­ формировать у ребят самостоятельность и ответственность за свою деятельность;  ­  приобщение детей к спорту и туризму; ­ организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях природы; ­ закрепление приобретённых основных знаний о своём крае. Основной   состав   лагеря ­   это   учащиеся   МОУ   «Полх­Майданская средняя   школа».   При   комплектовании   особое   внимание   уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей.По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 3 дней. В лагере будут  10 человек, с 12 по 16 лет. Основные средства достижений поставленных целей: ­ медицинское обеспечение; ­ санитарно­просветительская работа; ­ физическое воспитание детей; ­ рациональное питание; ­ природно­климатические факторы; ­   участие   детей   разнообразного   вида   спортивной   и   творческой деятельности,    коллективные творческие дела лагеря. Основные   принципы   организации   воспитательной   работы   с обучающимися: ­ безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и достоинства; ­ создание разнообразных образовательных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатывают сами члены лагеря; ­   личностное   развитие   и   самореализация   ребенка   в   сочетании   с соблюдением социальных норм и правил лагеря; ­ гуманный характер отношений; ­ конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей; ­   единоначалие   в   сочетании   с   детским     и   педагогическим самоуправлением; ­   создание   благоприятных   условий   для   физического,   социального   и психологического благополучия ребенка, направленных на поддержку и развитие его здоровья. Ожидаемые  результаты В   результате   реализации     системы   мероприятий,   направленных   на оздоровление   детей   (утренняя   зарядка,   закаливание,   воздушные   и солнечные   ванны),   3   разовое   питание,   экологически   чистая   среда позволят   детям   отдохнуть     в   летний   период.   Во   время   реализации программы     произойдет   осмысление   школьниками   значимости коллективизма   в   условиях   изолированности   от   внешнего   мира; сформируется   ценностное   отношение   к   труду;   осознание   значимости личного   вклада   для   успеха   коллектива;   совершенствуются   навыки самоорганизации   и   самообслуживания;   закрепятся   знания   и   способы ориентирования   в   лесу;   появятся   умения   разведения   костра, приготовления   пищи   на   открытом   огне,   установке   палатки.   При подготовке и проведении на местности туристической эстафете ребята получат неоценимый опыт коллективной ролевой  игры и проверят себя на выносливость и физическую готовность.  Краткое содержание программы.   «Путешественники» Палаточный   лагерь   с   дневным   пребыванием   проводится в течение 3  дней, с 06  по  08 июня 2016  года.  Выездной лагерь осуществляет свою деятельность по четырем блокам. В каждом блоке предусмотрены теоретические и практические занятия.Блок 1. Психолого­адаптационный. Цель: Создать атмосферу успеха для каждого подростка, научить детей верить в себя, свои силы, обрести навыки культурного общения. Теория:   Знакомство   с   программой   лагеря,   инструктаж   по индивидуальной   и   групповой   безопасности,   занятия   по   организации работы органов самоуправления. Практика: Проведение коммуникативных и психологических тренингов, организация работы органов самоуправления. Блок 2. Краеведение Цель: Изучение природы родного края. Теория: Знакомство с правилами выживания в лесу. Практика:   установка   палатки,   разведение   костра,   заготовка   дров, приготовление пищи на костре, сбор лекарственных растений. Блок 3. Спортивно­оздоровительный. Цель: Создать условия для физического совершенствования и развития детей,   закаливания   укрепления   здоровья,   организации   правильного питания. Теория: Основы знаний и умений по методике самостоятельных занятий оздоровительными  физическими   упражнениями;   правила   питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Практика:   Организация   занятий   по   самообороне;   серия   игр, посвященных   пропаганде   здорового   образа   жизни;   спортивные состязания,   закаливающие   и   водныепроцедуры,   сбалансированное питание. Блок 4. Игры и праздники. Цель:   Создать   условия   для   активного   и   насыщенного   интересными соревнованиями   отдыха,   развитие   способностей   подростков,   навыков культурной организации свободного времени. Теория: Знакомство с правилами игр, правилами организации праздника и вечернего огонька. Практика: Проведение игровых и конкурсных программ, праздников. 1день. • Инструктаж   по   индивидуальной   и  групповой безопасности.Общий обзор программы  палаточного летнего лагеря. • Выезд на место проведения. Экскурсия по лесу. • Операция: «Чистый берег» • Подвижные игры. • Занятия по установки палатки. • Соревнования по рыбной ловле. 2 день. • Выезд на место проведения. • Обучение ориентированию на местности. • Занятия: «Костры, их типы». • Подвижные игры. • Соревнования по рыбной ловле.3 день. • Пеший поход на место проведения. • Соревнования по волейболу. • Биологический турнир «Растения Нижегородской области». • Соревнования «Кто быстрее разожжёт костёр». • Вечерний огонек «Так хочется сказать вам на прощанье». • Итоговая линейка. Механизм реализации деятельности   • Создание   оргкомитет   для   подготовки   и     организации   лагеря.   В оргкомитет   необходимо   включить   учителей,   родителей,     зам директора   по   воспитательной   работе   и   директора,   они   будут отвечать   за   различные   направления:   туристическая   подготовка, историко­географическая   составляющая,   физическая   подготовка, техническое   и   материальное   обеспечение,   работа   с общественностью.   Формирование списочного состава ребят. • Составление и утверждение программы лагеря. • • Выбор места. • Получение   санитарно­   эпидемиологического   допуска   на организацию и проведения лагеря.  • Проведение  палаточного лагеря. • Подведение итогов работы лагеря. Кадровое обеспечение. Главным   слагаемым   успеха   лагерной   смены   является   педагог, инициативный заинтересованный, любящий свое дело, имеющий навыки работы с детьми и организаторские способности. Осуществляет работу в   лагере   2   педагога     МБОУ   «Полх­Майданская   средняя   школа», медицинский работник. № Ф.И.О Должность Образование 1 КолюбаеваТатьяна Анатольевна 2 Рожков Роман Алексеевич 3 Пахунова Мария Ивановна Начальник лагеря Высшее Воспитатель  Медицинский работник Высшее Среднее специальноеМетодическое обеспечение ­ нормативно­правовые документы; ­ методические рекомендации по созданию и организации деятельности детских палаточных лагерей; ­ подборки игр, коллективно­творческих дел.  Материальная  база Снаряжение коллективного пользования: • Палатки разноместные – 3 шт. • Маты – 3 шт. • Коврики – 13 шт. • Лопаты – 2 шт. • Ведра и котелки для приготовления пищи – 3 шт. • Набор кострового снаряжения – 1 шт. • Удочки – 7 шт. • Компасы – 10 шт. • Аптечка  – 1 шт. • Мячи – 5 шт. • Винтовка – 1 шт. • Рем ­ набор  – 1 шт. • Фотоаппарат – 1 шт. • Настольные игры  • Электро ­ фонарики индивидуальные –3 шт. Личное снаряжение туриста: 1. Рюкзак, объём 20 л – 1шт. 2. Куртка ­ ветровка  ­ 1 шт. 3. Головной убор – 1 шт. 4. Свитер шерстяной – 1 шт. 5. Легкая обувь: кеды или кроссовки – 1 пара 6. Носки х/б  ­ 1­2 пары 7. Брюки спортивные х/б – 1 шт. 8. Миска – 1 шт. 9. Ложка – 1 шт. 10. Кружка  ­ 1 шт. 11. Средства личной гигиены: (мыло, зубная паста, зубная щётка)Сроки и условия пребывания Программа   реализуется   в   течение   одной   лагерной   Финансирование лагеря осуществляется из местного бюджета.   смены. Система информированности общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации. При определении стратегии развития учреждения педагогический коллектив   МБОУ   «Полх­Майданская   средняя   школа»   старается учитывать     интересы   и   потребности   детей   и   родителей.   В   школе сложилась своя система информирования  о деятельности учреждения в летний   период.   На   родительских   собраниях   освещаются   вопросы   по летнему   отдыху,   информация   о деятельности лагеря имеется на сайте школы.  Большое внимание здесь обращается на диагностику среди детей и родителей. После окончания лагерной смены публикуется статья о деятельности лагеря в районной газете.   выслушиваются   пожелания, Система контроля и  оценки  результативности  Во   время   лагерной   смены   оцениваются   все   стороны   жизни   её участников:   дисциплина,   степень   активности   в   различных   видах деятельности. В конце каждого рабочего дня лагеря актив совместно с педагогами оценивают результат активности детей жетонами. Красным –   принимал активное участие в данном виде деятельности; зеленым цветом делается отметка, если   добился каких­то успехов; желтым – просто принимал участие. В   конце   смены   подводятся   итоги   и   присуждаются   звания   по следующим номинациям: • • • • • самый интеллектуальный; самый любознательный; самый активный; самый спортивный; самый трудолюбивый. Система лечебно­профилактической работы в лагере Особое   внимание   требует   создание   необходимых   условий   для обеспечения  безопасности    жизни  и  здоровья  детей. С  этой  целью  к работе в лагере привлекается медицинский работник сельского ФАПа, так как в школе нет медицинского кабинета. Он совместно со школой осуществляет проведение лечебно­реабилитационных и физкультурно­ оздоровительных   мероприятий,   а   также   контролирует   соблюдение санитарно­гигиенических   норм   и   выполнение   противоэпидемических мероприятий.  В целях профилактики травматизма с детьми планируется каждый день   перед   началом   работы   на   общем   сборе   проведение   бесед   о правилах   поведения   в   лагере,   по   правилам   пожарной   безопасности,поведения   на   дороге   (т.   е.   проведение   инструктажа   по   технике безопасности).   Одной   из   задач,   которая   должна   быть   реализована   в   процессе работы   лагеря,   является   формирование   потребности   у   детей   к здоровому образу жизни.