ГКДОУ «Детский сад №8 Шахтерского М.О.»ДНР
Летняя литературная викторина
«Путешествие по произведениям А.С.Пушкина»
Подготовила:
Воспитатель
Клинова Е.В.
Июнь, 2024г.
Литературная викторина
«Путешествие по произведениям А.С.Пушкина»
Цель: углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина.
- формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- уметь определять название сказок по сюжетным картина и предметам;
- развивать воображение, внимание;
- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
- активизировать знания детей о сказках;
- учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид;
- закрепить умение составлять пазлы;
- развивать командный дух, умение действовать согласованно.
Оборудование: авторская презентация со слайдами; мольберт, музыкальная колонка, аудиозапись, иллюстрации; игрушки: рыбка, орехи, кот, белка, пазлы по сказкам А.С.Пушкина, набор предметов к сказкам, стеллаж с книгами А.С.Пушкина.
Ход викторины:
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. 6 июня поэту исполнилось бы 225 лет. Мы с вами сегодня отправимся в необычное путешествие по сказкам знаменитого писателя. Вы готовы? Посмотрите, что вы видите на экране? (изображение А.С. Пушкина, и лукоморье)
– Может кто-то из вас знает отрывок из этого произведения?
«У лукоморья дуб зелёный» (чтение отрывка детьми)
У
лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там, на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей.
-Сегодня мы предлагаем вам окунуться в мир сказок А.С.Пушкина.
СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА (по слайдам на экране)
1. «Назови сказку по картинке»
2. «Отгадай сказку по отрывку»
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
«Сказка о царе Салтане…»
«Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно».
«Сказка о золотом петушке».
«На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Белка там живет ручная, да затейница какая».
«Сказка о царе Салтане и сыне князе Гвидоне»
«Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит».
«Поэма «Руслан и Людмила»
3. «Ответь на вопрос» к двум командам вопросы:
1.Где жила белочка ? (в хрустальном доме)
ü Кто подарил царю золотого петушка? (мудрец, звездочет)
ü В кого превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)
ü У кого спрашивал королевич Елисей про царевну? (месяц, солнце, ветер)
ü Что просила старуха у золотой рыбки? (корыто, избу, стать: столбовой дворянкой, царицей, владычицей морскою)
ü Что спрашивала царица у зеркала? («Я ль на свете всех милее?»)
ü Где жил старик со старухой тридцать лет и три года? (в землянке)
ü Сколько сестер пряли под окном поздно вечерком? (три)
2. Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон)
ü Кем стали девицы по приказу Салтана? (ткачихой, поварихой, царицей)
ü Как назывался остров, на котором сын царя Салтана выстроил свой дворец? (остров Буян)
ü Как звали королевича, жениха царевны в "Сказке о мертвой царевне? (Елисей)
ü У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей)
ü Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер)
ü Как звали царя из "Сказки о Золотом петушке" (Дадон)
ü Каким возгласом оповещал Золотой петушок об опасности? («Кири - ку - ку! Царствуй, лежа на боку!»)
Физкультминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями изображать, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопать в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозить пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делать хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогнуться в спине.)
Крошку хлебную взяла.
(Присесть.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плыть».)
4. «Назови персонаж по описанию»
1.Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде (белка)
2. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива (царица-мачеха)
3. Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: „Ки-ри-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!“ (золотой петушок)
4.За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат (старуха)
5. «Продолжи предложение»
Сказка ложь, да в ней намёк … добрым молодцам урок.
Жил старик со своею старухой у … самого синего
моря.
Ветер по морю гуляет … и кораблик подгоняет.
Ветер, ветер! Ты могуч, … ты гоняешь стаи туч…
Чем вы, гости, торг ведёте, … и куда теперь плывете?
Музыкальная пауза «Рыбы в море»
6. «Найди лишнюю картинку»
7.Игра « Собери картинку и назови сказку»
Вопросы по сказке « Сказка о рыбаке и рыбке» :
1. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? (Землянка)
2. Сколько лет прожили старик со старухой? (33 года)
3. Что было разбито у старика со старухой в сказке? (Корыто)
4. Где ловил старик рыбу? ( В море)
5. Чем старик ловил рыбу? (Неводом)
6. Чем занималась старуха? (Пряла пряжу)
7. Сколько раз пришлось забрасывать невод старику, чтобы поймать рыбу? (Три)
8. Какая была пойманная рыбка? (золотая и говорящая)
9. Что предложила рыбка старику? (Откуп)
10. Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? ( Старуха)
11. Перечисли, что нужно было старухе? (Корыто, изба, титул дворянки, титул царицы, титул владычицы морской)
12. Почему баба не могла остановиться в своих просьбах? (Была жадная)
13. Как старуха стала обращаться с мужем? (Как со слугой)
14. Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? (Знала, что эту просьбу не выполнит)
15. Что увидел рыбак, когда вернулся домой? (Все стало как раньше)
16. Что высмеивает А. С. Пушкин в этой сказке? (Жадность, грубость, покорность)
- Эти ребята не только все сказки А.С. Пушкина знают, но могут их прочитать наизусть.
Чтение отрывков детьми из произведений А.С.Пушкина
1.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года. ( «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2.Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ:
« Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее». (« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
3.Ветер по морю гуляют
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(«Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне»)
4.Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
« Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой,
Будет верный сторож твой. («Сказка о золотом петушке»)
5.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
6. «Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица,-
То на весь бы ми одна
Наткала я полотна».
7. «Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря» («Сказка о царе Салтане, сыне князе Гвидоне»)
8. Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут. («Сказка о
царе Салтане, сыне князе Гвидоне»)
-Вот и закончилось наше замечательное путешествие в мир прекрасных сказок Пушкина. А за то, что вы показали свои знания и умения, я хочу подарить вам сладкие подарки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.