«Профилактика травматизма учащихся на уроках хореографии»
«Формирование навыков личной безопасности учащихся в рамках воспитательной работы»
Выполнил: Никитченко Ирина Петровна
педагог дополнительного образования ,
СП ДДТ ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»
Содержание
1 .ФГОС о «Безопасном образе жизни»
2. Основные причины травматизма на занятиях хореографией
3. Общие требования по технике безопасности на занятиям хореографией
4. Предупреждение травматизма
5. «Профилактика травматизма обучающихся на уроках хореографии» - открытый урок и беседа с родителями воспитанников
Статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Еще в 2008 году Президент РФ (Д.А.Медведев) в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая» [7, с.19]. Президент отметил, что «… дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны … и педагоги…», при этом «… к каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход…» [7, с.19].
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию. Новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения – от выполнения правил до формирования установок и ценностей. Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения. Для этого в процессе образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении – насущной и актуальной для каждого ребенка. Воспитание культуры личной безопасности является составной частью формирования человека и компонентом воспитания культуры безопасности.
К причинам возникновения повреждений относят:
1) неправильную организацию тренировочного процесса, недостатки в методике ведения занятий;
2) неблагоприятные условия окружающей среды, неудовлетворительное состояние помещений для занятий;
3) нарушение занимающимися техники безопасности выполнения элементов, неудовлетворительное состояние обуви занимающихся, нарушение правил врачебного контроля.
- общее состояние организма, запрещается тренировка в случае заболевания;
- образ жизни, выбор нагрузки в соответствии с наличием или отсутствием стресса;
- уровень тренированности, выбор нагрузки в соответствии с физическими качествам занимающихся
и их психическими возможностями;
- техническая подготовленность, выбор координационной сложности и техники движений с учетом
уровня технического мастерства.
2. Анализ окружающей среды:
- температура помещения, влияет на длительность разминки, уровень нагрузки;
- время суток, влияет на длительность разминки, уровень нагрузки;
- покрытие пола, влияет на выбор техники движений, на амплитуду перемещений;
- размеры помещения, в совокупности с числом занимающихся влияют на амплитуду движений и широту перемещений;
- обувь, влияет на выбор техники движений;
- использование атрибутов танца — платок, трость, канделябр, меч, повышает риск острых травм в связи с возникновением дополнительной нагрузки.
-Следить за тем чтобы воспитанники не отвлекались во время исполнения сложного движения. Предварительно разучить в медленном темпе по частям, а потом приступайте к целому движению с нужной скоростью исполнения. Во всяком случае, мышцы уже что-то «запомнят» и будут более уверенны в этом движении. Если чувствуете сильную усталость тела — не приступайте к сложному движению в целом виде вообще, лучше отрабатывайте его по частям. Это будет полезнее для Вашей техники исполнения, не говоря уже о предохранении от травмы.
3. Следить за постепенной растяжкой мышц. Не спешите растянуться за один раз! Это невозможно! Увеличивайте амплитуду постепенно и лучше регулярно, чем время от время. Будьте внимательны во время упражнений на растягивание, «слушайте» ощущение в своих мышцах. Делайте упражнение до чувства «легкого дискомфорта» в мышцах, но не до боли. Растяжка как правило происходит в конце тренировки когда участники уже устали, поэтому напомните им во время упражнений.
4.Не танцуйте на чем попало!
-Липкий пол, мокрый пол, грязный пол – злейшие враги. Никогда на таких не разрешайте заниматься и танцевать.
-На липком можно повредить суставы и колени. На скользком – упасть… Очень Опасно!
- А на грязном… грязный очень быстро превращается в скользкий.
5.Тренировка движений связанных с падением лучше осуществлять на матах!
-Когда вы тренируете какое-нибудь удивительное движение, которому невероятно сложно научиться, делать его лучше в безопасном месте. Если в студии – замечательно! Но еще лучше, если в этой студии есть что-нибудь мягкое, на что не страшно падать. В некоторых случаях при обучении движению маты, например, могут избавить учащихся от травм и боли.
Рекомендации при повреждении связок и растяжении мышц и сухожилий.
Что представляют собой эти повреждения?
Повреждения связок, входящих в состав укрепляющего аппарата суставов, могут быть неполными
(надрывы) и полными (разрывы). Растяжение — это повреждение мышцы или сухожилия.
Такие повреждения обычно излечиваются без хирургического вмешательства.
Каковы причины повреждений?
Повреждения связок обычно являются результатом резкого перекручивания. Повреждения мышц и
сухожилий могут быть острыми (в результате сильного перенапряжения или перегрузок мышц) и хроническими (в результате повторяющихся перегрузок).
симптомы повреждений?
При разрывах и надрывах связок появляется локальная боль (усиливающаяся при движении),
потеря мобильности (обычно развивается через несколько часов после повреждения) и
кровоподтеки в результате истечения крови в окружающие ткани. Чаще всего страдает голеностопный сустав.
В острых случаях растяжение мышц или сухожилий вызывает резкую быстропроходящую боль
(пострадавший может услышать характерный звук), быстро развивается отек. Когда острая боль проходит,
остается болезненность. Через несколько дней появляется кровоподтек. Хроническое перегружение мышц
и сухожилий приводит к ограничению подвижности, воспалению, болезненности.
Как диагностируются повреждения?
Обычно диагноз ставится на основании анамнеза (учитывается недавняя травма или хроническое перенапряжение),
клинической картины и результатов физикального обследования. Рентгенологические исследования позволяют исключить переломы.
Цель беседы: Профилактика травмирования мышц, суставов во время занятий хореографией. Ознакомление родителей с возможными травмами в случае неправильного исполнения движений.
Задачи:
1. Развитие культуры поведения на занятиях.
2. Формирование у младших воспитанников умений безопасного поведения на занятиях по хореографии.
3. Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников.
4. Приобщение родителей к работе по профилактике травматизма на занятиях хореографией
.Как и любая дама, Терпсихора (муза танцевального искусства) требует от своих поклонников определенных жертв. И это выражается не только в преданности занятиям и регулярном их посещении. Одним из главных испытаний, которые придется пережить танцору, являются различного рода травмы. Ученики, безусловно, должны внимательно следить за преподавателем, однако не помешает прислушиваться к собственному телу и голосу разума. Они должны подсказать, что новое движение слишком сложное для немедленного воспроизведения и необходимо разогреть мышцы и как следует растянуть их. Иначе неизбежны травмы.
Открытый урок начинается с рассказа о необходимости постоянных занятий, так как только систематическое посещение даёт результат в укреплении мышц, развитии пластичности, подготавливает танцовщика к более сложной хореографии. Далее родители знакомятся с требованиями, которые должны соблюдать воспитанники, и помочь вместе с педагогом-хореографом донести их до детей.
- Общие требования безопасности к занятиям по хореографии
1.К занятиям допускаются обучающиеся:
- прошедшие в начале каждого учебного года медицинский осмотр и предоставившие педагогу справку с разрешением врача посещать танцевальную занятия;
2.прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
3.имеющие специальную обувь и танцевальную форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий, волосы собранные резинкой;
- Обучающийся должен
1.иметь коротко остриженные ногти;
2. заходить в кабинет, брать инвентарь и выполнять упражнения с разрешения педагога;
3. бережно относиться к инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;
4. уважительно относиться ко всем членам танцевальной группы, всем преподавателям и персоналу;
5. в случае опоздания или прихода раньше на занятия, в танцевальный зал входить только с разрешения педагога;
6. в случае пропуска занятия заранее предупредить педагога и сообщить о причине;
7. знать и выполнять настоящую инструкцию.
- Требования безопасности перед началом занятий
Обучающийся должен
1. переодеться , надеть на себя форму и обувь;
2.снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);
3.убрать из карманов формы колющиеся и другие посторонние предметы;
4. под руководством педагога подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
5. в случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу;
6. по команде педагога занять своё место в зале;
- Обучающемуся категорически запрещается
1.танцевать около зеркала с предметами (обруч, стул, трость) и бегать около них;
2.садиться и виснуть на балетных станках;
3.сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна;
- Требования безопасности во время занятий
Обучающийся должен
1. точно и своевременно выполнять задания педагога;
2. качественно выполнять разминочную часть занятия и элементы движений, подготавливающие тело к не травмированному правильному исполнению танца;
3.следовать правилам избежания травм на занятиях (приложение № 1)
- Обучающемуся категорически запрещается
1. кричать и громко разговаривать на занятии;
2. выполнять сложные элементы без страховки, безстраховочное выполнение только с разрешения педагога и под его присмотром;
3. танцевать около зеркала с предметами и отрабатывать беговые кроссы, движения, элементы вблизи от них.
IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях
- Обучающийся должен при получении травмы
1. сообщить об этом педагогу для принятия неотложных мер по оказанию первой помощи.
- Требования безопасности по окончании занятий
Обучающийся должен
1. под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения;
2. переодеться в раздевалке;
3. организованно покинуть место проведения занятия
План мероприятия
1. Показ для родителей разогрева (изоляция)
- Движения для головы( смещение вперёд, назад , в стороны, наклоны)
С продвижением вперёд
- Движения для плеч (смещение вперёд, назад, работа по квадрату, круговые движения)
- Движения для рук (повороты кисти, предплечья, мягкие повороты кистей рук)
- Движения для грудной клетки (смешения вперёд-назад, встороны, по кругу)
- Движения для бёдер ( смещение в стороны, вперёд-назад, восьмёрка вперёд, восьмёрка назад)
- Кросс: комбинация из шагов с поворотом, шассе, шаг-бег, 2 шага-бега одно шассе, движение имитация езды на коньках, простые прыжки по шестой позиции с продвижением вперёд, прыжок- разножка вперёд, прыжок- разножка в стороны, шаг с прыжком в повороте
Броски ног(grand battement) вперёд, в стороны, назад с наклоном
вперёд, в стороны с наклоном вперёд, накрест из 2 точки в 8 и обратно
2. Мини лекция для родителей для чего обязательно разогреваться перед выполнением более сложных движений. Просьба к родителям не разрешать детям делать трюковые движения дома не разогрев мышцы, и тем более не демонстрировать шпагаты, сальто, мостики.
3. Показ партерной гимнастики (сидя на коврике)
- Работа стопами ног (сокращение и вытягивание, круговые движения)
- Складочка ( сидя ноги вместе, наклон вперёд по возможности сложиться)
- Ноги в стороны (растяжка боковых мышц, лечь правым боком на правую ногу затем всё влево)
- Ноги в стороны (наклон вперёд)
Силовые упражнения
- Лёжа на спине, ноги согнуты подтягивание коленей к груди (работа нижнего преса)
- Лёжа на спине, ноги согнуты, руки за голову поднимание плечевого пояса (работа верхнего преса)
- Лёжа на животе (подъем головы и плечь как можно выше назад) движения для укрепления мышц спины.
- Лёжа на животе, ноги вместе стопы сокращены. Упражнение русалочка( одна нога переводится в сторону на 180 градусов и подтягивается к голове, бёдра плотно лежат на полу выдерживается 1,5-2 минуты)
Трюковая часть исполняется на мате.
1. Мостик из положения лёжа
2. Мостик из положения стоя
3. Прямой переворот вперёд
4. Из положения мостик, переворот назад
5. Колесо
6. Верчение (шене)
4. Лекция для родителей о растяжках, и профилактике травматизма во время стрейчинга
5. Показ танцевальных номеров (1-2 танцевальных номера)
6. Вопросы родителей
В результате проведения урока-показа с мини лекциями родители более наглядно получают знания о том как избежать травматизма их детям на занятиях хореографией. Руководитель получит помощь от родителей в воспитании соблюдения правил учащимися в помещении ДДТ, в танцевальном классе, на сцене.
Список литературы:
1. Спицына Т.А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый, 2013.
2. Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 172-174.
3. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. – 2003
4. «Профилактика травматизма на уроках хореографии» Кулешова Анастасия Игоревна Санкт-Петербург 2015г. (Интернет ресурсы)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.