Личность педагога и его роль в работе с одаренными детьми.
Оценка 4.9

Личность педагога и его роль в работе с одаренными детьми.

Оценка 4.9
docx
21.02.2020
Личность педагога и его роль в работе с одаренными детьми.
личность педагога и его роль в работе с одаренными детьми.docx

Часть 5.

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

 Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Платон

        Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации, стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных детей. Одаренные и талантливые люди становятся одним из важных факторов развития страны и общества.

       Ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Способности и одаренность»  Юркевич Виктория Соломоновна считает, что   «процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их творческих и личных возможностей».

       В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.

      Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей.    Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагогов.   От современных  учителей  требуются  качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с  одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.

           Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными детьми работает учитель, подготовленный для  работы на усредненного  ученика.        Такой учитель не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным изучением предмета. Часто школа ставит лучших учителей на работу с самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы. 

              С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель, широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными детьми, в полной мере характеризуются открытостью, изменчивостью, многомерностью, сложностью, динамичностью.

            Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких проблем.

 1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки учителя и его последующей работы с одаренными детьми.

2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики  одаренности, выбору правильных стратегий работы с  одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.

 3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.

4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.

         Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся:

      -  учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

       -   учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

       - учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

        Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики детской одаренности, занимать активную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога -  один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных качеств.

           При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению одаренных детей.

Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:

- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

- Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.

- Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма эффективна для формирования необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

- Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

             В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:

1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

2. Принцип этапности  и последовательности обучения.

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

            Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:

- использование приемов и методов для развития способностей ребенка;

- прогнозирование развития одаренного ученика;

- развитие наставничества при работе с одаренным ребенком;

- разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка;

- разработка заданий творческого уровня;

- использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;

- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;

- налаживать отношения личностного характера;

- организация индивидуального обучения.

          Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми курирует классный руководитель. Он  координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это  учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

          Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-воспитательные функции, но и умеющего своевременно отреагировать требования социума и меняющегося общества.

            Поэтому происходит   расширение   роли и функций  педагога, как классного руководителя. У   классного руководителя  появляется необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.

      Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми.

   Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов тьюторства.

·        Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.

·        Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует освоению технологии данной деятельности учащимся.

·        Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а также находить варианты путей и способов их решения.

·        Тьютор-психолог формирует психологически комфортную среду для учащихся школы и педагогов.

·        Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения желаемого, заявленного результата.

         Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения: начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».  

            Вторая роль, к которой готовятся педагоги,   связана с модерацией.  Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе. Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и отвечает  за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.

       Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

         Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество  работы с одаренными детьми.

         Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога-фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию  работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.

        В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

- педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.

            Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.

           Назрела необходимость  разработать научно обоснованную стратегию деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов.

        Речь идет не просто о разработке и внедрении в педагогический процесс  организационных форм, технологических ритмов и методов работы с педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую деятельность.

      Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми указывают на необходимость дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих учителей в вузе.

 

 

Литература:

 

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.

 

2.Ландау Э. Одаренность требует мужества: М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.

4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.

 

5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2007 год.

 

6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.

 


 

Часть 5. Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

Часть 5. Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла

То есть, имеющийся в школе педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла

При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и…

При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и…

Это учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы , обеспечивает необходимое общение, связь с родителями

Это учителя-предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы , обеспечивает необходимое общение, связь с родителями

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми

Ландау Э. Одаренность требует мужества:

Ландау Э. Одаренность требует мужества:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020