Личностно – ориентированный подход к обучающимся
на уроках швейного дела
В настоящее время все более актуальной становится модель личностно ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.
Личностно ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность – гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В качестве основного результата выступает развитие универсальных способностей личности, и прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих.
Принципы ЛОО направлены на организацию совместной продуктивной деятельности обучаемых и педагога. Это такие принципы, как принцип активности, проблемности, системности, целостности, самостоятельности, диалогичности, вариативности содержания и способов деятельности, дифференциации и индивидуализации.
Профессионально-трудовое обучение в школе VIII вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющих разные отклонения в развитии. Планируя свою работу в целом, отдельные уроки, учитель обязан предусмотреть возможности каждого ученика в отдельности. Знание индивидуальных особенностей обучающих помогает учителю правильно планировать и проводить уроки. Учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика, так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий.
Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:
- трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;
- практическое выполнение заданий;
Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работа с такими детьми требует от преподавателя более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих.
Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся;
2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.