Тезис современного понимания метода проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus («брошенный вперед»)
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов:
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка;
выводы.
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
Постановка цели проекта
Цели четко определены, измеряемы и достижимы.
Задачи проекта = реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта.
Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта)
Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей | Вхождение в проблему. |
2 этап | Помогает в решении задачи. | Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | Практическая помощь (по необходимости). | Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. |
1 этап –
организационный
Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию, проникается мотивацией
Принятие задачи.
Дополнение задач проекта
Целеполагание
Формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей
Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует
Формулирует задачу
Определяется продукт проекта
2 этап –
планирование
работы
Помогает в решении задачи.
Разрабатывает план достижения цели
Помогает спланировать, составляет план-схему проекта деятельности
Привлекает специалистов к осуществлению проекта
Организует деятельность.
Объединение детей в рабочие группы.
Распределение амплуа.
Разработка проекта (план деятельности по достижении цели)
Участие в работе одной из групп.
3 этап –
реализация
проекта
Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта (это могут быть домашние задания для самостоятельного выполнения, уточнения информации и пр.)
Осуществляет сбор накопленного материала
Формирование специфических знаний, умений, навыков.
Дети получают информацию из различных источников, различными способами (родители + педагоги + специалисты + социальные партнеры)
4 этап –
презентация
проекта
Подготовка к презентации.
Презентация.
Обсуждают и отмечают успехи и неудачи.
Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Непосредственно презентация продукта деятельности
Структура проекта обязательно включает:
насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
ежедневные рефлексии;
обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
презентация с показом того, что научились делать дети.
Общие группы вопросовпо итогам реализации проекта
Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? 2. Какова степень достижения цели? 3. Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи остались нерешенными, почему?4. Какие задачи были переструктурированы в процессе реализации проекта?5. Какие изменения, достижения были получены сверх намеченных?6. Какова дальнейшая «судьба» проекта? Подлежит ли он совершенствованию? В чем? Может ли быть тиражирован? Где?
3 уровень: Творческий уровень проектирования
(цель развития проектных умений)
Постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;
Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
Планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации;
Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;
Обсуждение результата
Определение перспектив развития проекта.
Положительные моменты метода проектов
Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
Положительные моменты метода проектов
Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.
Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта |
|
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего (младшего) дошкольного возраста и их родителями. |
Участники проекта |
|
Цель проекта | |
Задачи проекта | Задачи для педагога:… |
Сроки реализации |
|
Вид проекта | |
Особенности проекта | |
Итоги проекта |
Содержание проекта
1.Введение
1.1 Актуальность
1.2 Проблема
1.3 Гипотеза
1.4 Условия реализации
1.5 Цель и задачи проекта
1.6 Ожидаемые результаты
2. Планирование работы
2.1 План – график.
2.2 Взаимосвязь участников проекта.
2.3 Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям.
2.4 Интеграция образовательных областей
3. Этапы работы над проектом
3.1 1 этап - подготовительный
3.2 2 этап - планирование
3.3 3 этап - деятельностный
3.4 4 этап - заключительный
4. Выводы
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
6. Литература
7. Приложения
Роль педагога при взаимодействии с семьей
В воспитательно-образовательном процессе ОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.
Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!
© 2019, Гизатулина Ольга Ивановна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.