Паксянова Е.К.
ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова»
Личностно-ориентированный подход как фактор индивидуализации обучения школьников с ОВЗ швейному делу
Современная тенденция к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. В настоящее время система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к труду.
Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогического процесса как среды развития личности, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни.
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ результатов и деятельности ученика, что в свою очередь ведет к индивидуализации обучения.
Важно, что учитель не только дает знания, но и создает оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – анализирует способы выполнения задания, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации. Это обусловлено сочетанием основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной.
Значительные различия между отдельными учениками внутри школьного коллектива требуют от учителя постоянного изучения особенностей их развития. Не случайно личностно-ориентированный подход является ведущим принципом и методом обучения учащихся с нарушением интеллекта. Он непосредственно связан с решением такой задачи, как повышение уровня трудовой подготовленности отстающих в обучении школьников.
Применительно к трудовому обучению приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно-трудовой деятельности.
Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели, ориентировка в задании, планирование предстоящей работы.
Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, а также самоконтроль.
Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся: эмоции, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость, уровень работоспособности учащихся.
Индивидуальные особенности учащихся могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает деятельность по трем направлениям анализа. На основании этого я сформировала таблицу комплексной оценки деятельности учащихся, которая позволяет выявить слабые стороны в усвоении учебного материала и организовать работу с этими детьми в нужном направлении.
При работе с сильными учащимися я с постоянно увеличиваю содержание учебного материала. Со слабыми учащимися провожу индивидуальную работу, помогая им справляться с заданием. Часто задания делю на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.
Причиной недостаточной самостоятельности обучающихся являются затруднения при ориентировке в задании, анализе образца, понимании инструкции, привлечении своего прошлого опыта к решению данной задачи, планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы), самоконтроле. На занятиях стараюсь развить умения и навыки обучающихся, вселить уверенность при выполнении тех или иных операций, научить видеть результаты своей работы.
В своей работе я использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Например, при изучении темы «Запошивочный шов», который в дальнейшем используется при пошиве ночной сорочки, пижамы, я использую пооперационно-технологические карты (основную и индивидуальные), план работы, образец изделия. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать характеристику изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения, когда анализ изделия проводится в групповой беседе, причем постепенно уменьшаю свою помощь в определении характеристик изделий. Необходимы в работе пооперационные карты, которые облегчают работу над заданием (например карта обработки накладного кармана и обработки срезов подкройной обтачкой).
На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, приучаю их к усидчивости и аккуратности, поощряю естественное стремление к творчеству.
Значительную роль в индивидуализации обучения играет внеклассная работа. На занятиях кружка девочки выполняют различные изделия (вышивка гладью и крестом, мягкая игрушка и др.). Регулярно организуются выставки работ учащихся.
Лучшие работы принимают участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах авторской игрушки. По итогам конкурсов девочки награждены дипломами за I, II и III место.
Еще одной формой работы является проведение внеклассных мероприятий «Праздник труда», «Умелые руки не знают скуки», которые проводятся в форме соревнований двух команд.
При прохождении конкурсов учащимся предлагаются различные задания. К участию в мероприятиях я привлекаю не только сильных учащихся, но и тех, детей, которые испытывают значительные трудности в обучении. Для них это является дополнительным стимулом и знаком положительной оценки их деятельности. Итогом этой работы является проведение летней трудовой практики и выпускного экзамена.
Применение личностно-ориентированного подхода в процессе трудового обучения детей с ОВЗ позволяет отслеживать динамику формирования профессиональных и личностных качеств школьников, быстро реагировать на трудности, устранять недостатки в знаниях и практических умениях, выбирать адекватные индивидуальные средства, обеспечивая тем самым адаптивные возможности каждого, последующее обучение профессии и интеграцию в трудовой коллектив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.