Личностно-ориентированный подход
Оценка 4.8

Личностно-ориентированный подход

Оценка 4.8
docx
29.01.2020
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход.docx

Паксянова Е.К.

ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова»     

 

Личностно-ориентированный подход  как фактор индивидуализации обучения школьников с ОВЗ швейному делу

Современная тенденция к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей ребенка получает все большее распространение. В настоящее время система образования нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к труду.

Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогического процесса как среды развития личности, социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ  результатов и деятельности ученика, что в свою очередь ведет к индивидуализации обучения.

Важно, что учитель  не только дает знания, но и создает оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – анализирует способы выполнения задания, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Обучающиеся  различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации. Это обусловлено сочетанием основного и сопутствующих дефектов, а также их глубиной.

Значительные различия между отдельными учениками внутри школьного коллектива требуют от учителя постоянного изучения особенностей их развития. Не случайно личностно-ориентированный подход является ведущим принципом и методом обучения учащихся с нарушением интеллекта. Он непосредственно связан с решением такой задачи, как повышение уровня трудовой подготовленности отстающих в обучении школьников.

 Применительно к трудовому обучению  приняты 3 группы свойств, соответствующих целевой, исполнительной и энергетической сторонам учебно-трудовой деятельности.

Целевую сторону характеризуют свойства, отражающие процессы усвоения заданной цели, ориентировка в задании, планирование предстоящей работы.

Исполнительная сторона включает свойства, характеризующие процессы реализации планов: выполнение практических работ, сформированность правильных приемов, навыков и умений, а также  самоконтроль.

Энергетическая сторона охватывает свойства, характеризующие активизацию нервной системы учащихся: эмоции, способности к волевому усилию, степень утомляемости, выносливость,  уровень работоспособности учащихся.

Индивидуальные особенности учащихся могут быть определены путем комплексной оценки, которая отражает  деятельность  по трем направлениям анализа. На основании этого я сформировала таблицу комплексной оценки деятельности учащихся, которая позволяет выявить слабые стороны в усвоении учебного материала и организовать работу с этими детьми в нужном направлении.

При работе с сильными учащимися я с постоянно увеличиваю содержание учебного материала. Со слабыми учащимися  провожу индивидуальную работу, помогая им справляться с заданием. Часто задания делю на 2 части: обязательную и желательную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную.

Причиной недостаточной самостоятельности обучающихся являются затруднения при ориентировке в задании, анализе образца, понимании инструкции, привлечении своего прошлого опыта к решению данной задачи, планировании трудовой деятельности (определение последовательности операций и приемов работы), самоконтроле. На занятиях стараюсь развить умения и навыки обучающихся, вселить уверенность при выполнении тех или иных операций, научить видеть результаты своей работы.

В своей работе я использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Например, при изучении темы «Запошивочный шов», который в дальнейшем используется при пошиве  ночной сорочки, пижамы, я использую пооперационно-технологические  карты (основную и индивидуальные), план работы, образец изделия. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать характеристику изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения,  когда анализ изделия проводится в групповой беседе, причем постепенно уменьшаю свою помощь в определении характеристик изделий. Необходимы в работе пооперационные карты, которые облегчают работу над заданием (например карта обработки накладного кармана и обработки срезов подкройной обтачкой).

На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, приучаю их к усидчивости и аккуратности, поощряю естественное стремление к творчеству.

Значительную роль в индивидуализации обучения играет внеклассная работа. На занятиях кружка девочки выполняют различные изделия (вышивка гладью и крестом, мягкая игрушка и др.).  Регулярно организуются выставки работ учащихся.

Лучшие работы принимают участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах авторской игрушки. По итогам конкурсов девочки награждены дипломами за  I, II и III место.

Еще одной формой  работы является проведение внеклассных мероприятий «Праздник труда», «Умелые руки не знают скуки», которые проводятся в форме соревнований двух команд.

При прохождении конкурсов   учащимся предлагаются различные задания. К участию в мероприятиях  я привлекаю  не только сильных учащихся, но и тех, детей, которые испытывают значительные трудности  в обучении. Для них это является дополнительным стимулом и знаком положительной оценки их деятельности. Итогом этой работы является проведение летней трудовой практики и выпускного экзамена.

Применение личностно-ориентированного подхода в процессе трудового обучения  детей с ОВЗ позволяет отслеживать динамику формирования профессиональных и личностных качеств школьников, быстро реагировать на трудности, устранять недостатки в знаниях и практических умениях, выбирать адекватные индивидуальные средства, обеспечивая тем самым адаптивные возможности каждого, последующее обучение профессии  и интеграцию в трудовой коллектив.


 

Паксянова Е.К. ГБОУ СО «Школа

Паксянова Е.К. ГБОУ СО «Школа

Обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации

Обучающиеся различаются по темпераменту и характеру, по темпу выполнения работы и мотивации

При работе с сильными учащимися я с постоянно увеличиваю содержание учебного материала

При работе с сильными учащимися я с постоянно увеличиваю содержание учебного материала

На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, приучаю их к усидчивости и аккуратности, поощряю естественное стремление к творчеству

На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, приучаю их к усидчивости и аккуратности, поощряю естественное стремление к творчеству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020