ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Оценка 4.6

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Оценка 4.6
docx
03.10.2023
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.docx

Созинова М.С.

Квасовская СШ

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

В наши дни в педагогике наблюдаются процессы гуманизации образования и прослеживается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Данная модель образования требует изменения форм организации образовательного процесса и использования других, более современных, педагогических технологий, поэтому наиболее целесообразным считается использование в учебном процессе личностно-ориентированных технологий. Это связано с тем, что «в меру нарастания глобализационных процессов и связанного с ними перехода к новым научно-информационным технологиям происходит изменение самой парадигмы человеческого прогресса, сутью и основным измерением которого становится развитие личности» [1, с. 5].

В своей работе мы используем элементы различных технологий, но предпочтение отдаём личностно-ориентированному обучению и воспитанию. На данный момент личностно-ориентированный подход наиболее актуален, так как он помогает развить индивидуальные способности каждого учащегося, формировать саморазвивающуюся личность.

Учитель в школе, прежде всего, имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться.

Начиная работать в новом классном коллективе в первые дни, мы стараемся выявить, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте.

Цель данного вида воспитания, по нашему мнению, включает в себя несколько аспектов. Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребёнка.

Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.

Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения с другими членами общества, а также осуществлять квалифицированную деятельность.

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты.

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность. 
        У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности. 

Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка. 
      При распределении поручений придерживаюсь правил: 
1.
каждому ребенку должно нравиться его поручение; 
2.
каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение; 
3.
каждый ребенок должен иметь поручение; 
4.
эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный. 

Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий. 
        Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы. 
        Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.

Человек развивается, формирует свои навыки, линии поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми. В ходе общения с ними он приобщается к знаниям о жизни, для него опыт предыдущих поколений становится фундаментом собственного опыта. Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе считаем важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности.

         Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе мы считаем создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт в школу.

В процессе работы мы использую различные виды внеурочной деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентированная, общественная, эстетическая, досуговая, что позволяет школьнику духовно расти и доставляет ему удовлетворение.

           Направление «Отечество» предполагает расширение у ребят круга знаний по истории Родины, её традиций, культуре, формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну. Ребята собирают и оформляют материал «Летопись школьной жизни», в  своих выступлениях обращают внимание на культурные ценности своего народа.

 В реализации направления «Доброе сердце» предусматривается усвоение социальных ценностей личности. Ребята активно принимают участие в работе как классного самоуправления, так и общешкольного, приобретая таким образом социальный опыт. Они самостоятельно выпускают «молнии», рассказывающие о жизни в классе, участвуют в акциях благотворительности.

         Одной из главных задач воспитательной деятельности считаем гуманизацию воспитательного процесса, выражающуюся в создании условий для развития личности. Эта работа реализуется в направлении «Я среди людей». Дети сами планируют деятельность класса, выбирают те мероприятия, в которых хотели бы участвовать. Для этого используем анкетирование, диагностику. Например, используем методику «Дерево желаний». Учащимся раздают листочки бумаги, на которых изображено дерево. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы: в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать; в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь; какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

         Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. На основе этих работ учащихся можно провести интересный классный час под названием «Мои «хочу», «могу» и «надо». В этом году распределение поручений провели в форме выборов. Кандидаты на тот или иной «пост» выдвигали свою программу действий и защищали её, а потом ребята голосовали.

         Совместное планирование воспитательной работы мы считаем полезным, потому что оно позволяет сделать этот процесс занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей, это первый шаг к тесному сотрудничеству.

Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.

 

Литература:

Степанова Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2003 ., 128 с.


 

Созинова М.С. Квасовская СШ

Созинова М.С. Квасовская СШ

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то…

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то…

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные…

Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные…

Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе счита ем важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности

Многие свойства личности формируются в семье, поэтому в своей работе счита ем важным изучить детей, их семьи, выявить склонности, интересы, потребности

Эта работа реализуется в направлении «Я среди людей»

Эта работа реализуется в направлении «Я среди людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023