Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике.
Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:
• в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;
• в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;
• в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:
• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;
• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;
• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.
В качестве методов обучения при использовании личностно-ориентированном подхода в воспитании используют такие как:
- словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
- наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
- практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия);
- активные методы (опрос, развернутая беседа).
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку и стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника, его умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью различных методов обучения.
Личностно - ориентированная подход воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход в воспитании ребёнка, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, необходимо признать его право на обучение и занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.