ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Оценка 4.6

ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Оценка 4.6
docx
07.12.2020
ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Одилова Н.Г..docx

ЛИЧНОСТНО‑ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Одилова Наира Гулямовна,

и.о.доцента кафедры «Дистанционного образования»

ТГПУ им.Низами, Узбекистан, г.Ташкент

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностно‑профессионального развития студентов. Отмечается, что существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма

            Ключевые слова. Зрелость, личностно‑профессиональное развитие, профессионализм, акмеологический показатель.

 

   В настоящее время в нашей стране имеет важное значение духовная, социальная и академическая зрелость молодёжи, а также  вопрос психологической зрелости и повышение эффективности молодёжных реформ, воплощённые меры в рамках законов  “Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан”.  Достижение в данных целях положительного результата, прежде всего передача молодому поколению качественных и прочных знаний по основам научных знаний, создание широкого мировоззрения и объём мышления, которые будут приравниваться к мировым стандартам, составляют эффективный процесс обучения в формировании духовно-нравственных качеств. По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев выразил следующую мысль по воспитанию молодёжи: “Перед нами стоят трудные задачи по воспитанию молодёжи, по подготовке и переподготовке кадров в психологии и других разных областях.  “Чем совершеннее воспитание, тем народ будет жить счастливо”, говорят мудрецы. А чтобы воспитание было совершенным, в этом вопросе никак нельзя допустить появление хаоса.”[1]

В процессе обучения в ВУЗе у студентов проявляется академическая зрелость, которая представляет собой интегральное образование личности студента, соединяя в себе совокупность ценностей, характеризующих ее моральную, интеллектуальную, общественную и эстетическую сферы. Академическая зрелость является приоритетной ценностью личности студента, показателем его готовности к профессиональной деятельности.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства, настойчивости), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности. Поэтому профессионализм связан с личностно‑профессиональным развитием.

В процессе личностно‑профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности:

• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии.

увеличение опыта и повышение квалификации;

 • повышение компетентности;

• развитие и расширение умений и навыков;

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

• повышение креативности деятельности;

• развитие сложных частных способностей;

• развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности;

• развитие личностно‑деловых качеств;

• повышение психологической готовности.

Профессионализм, по мнению Е.А.Климова, это определенный одно- системный строй психики, сознания человека, состоящий из следующих частей, компонентов:                                              

1. Особенности целостной личности (субъект деятельности, личность); взгляд на мир, направленность, отношения к внешнему миру, деятельности, самому себе, особенности самоконтроля, творческий подход, интеллектуальные особенности индивидуальности и другие.

2. Проксизм профессионала (специалиста): моторика, навык, умение двигаться, ориентация на предметную область труда, знания, навыки и  движения производства,  коммуникабельности, социальной чувствительности, самоуправления, организаторские способности.      

3. Профессиональный гнозис: принятие информации (внимание, особенности внимания, сознание и чувство,  профессиональные особенности), переработка информации и принятие решений.

4. Память, особенности профессионализма, представление, мышление, воображение.    

5. Информативность, знания, опыт, профессиональная культура, область науки теоретических знаний, профессиональные (особенности) знания и другие.                      

6. Психодинамика сотрудников, психологические трудности, нагрузки данной профессиональной области.

7. Осознание студентами своего возраста, вопросов половой принадлежности, роли физических качеств, профессиональная непригодность, здоровье[2].       Кроме этого, Е.А.Климов выдвинул концепцию индивидуального образа (способа) деятельности. В ней он предлагает следующие формальные   признаки индивидуального образа:

а) устойчивая система способов и путей деятельности, эта система обусловлена качествами определенной личности; б) эта система отличается средством успешного приспособления к объективным требованиям.                    Как пишет Е.А. Климов, все системы отличительных признаков деятельности человека можно понять под индивидуальным способом, но мы осознанно ограничиваем свои обязанности, рассматривая только особенности образа деятельности, обусловленных одним из типологических особенностей нервной системы.                                                                                                              

В.А. Бодров  рассматривает проблему профессионализма в кругу понятия профессиональной пригодности и выделяет два аспекта (подхода). Первый аспект – существование тех или иных профессионально значимых качеств; второй аспект – значение деятельности в формировании профессиональной пригодности.              В.А.Бодров фиксирует предрасположенности именно личностных особенностей к изменениям в процессе профессиональной деятельности. В свою очередь, существуют два подхода в кругу типологических подходов, которые состоят, из следующих направлений, первое: объединяются автором с определенными типами профессиональной среды, второе направление: связано с выделением классификации профессий и соответствующего типа профессионалов.[3]

Существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма. Она включает следующие показатели:

1) продуктивность или эффективность деятельности;

2) уровень квалификации и профессиональной компетентности;

3) оптимальная интенсивность и напряженность труда;

4) точность и надежность деятельности;

5) организованность;

6) низкая зависимость от внешних факторов;

7) владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

8) стабильность высоких показателей деятельности;

9) уровень развития личностно‑деловых и профессионально важных качеств;

10) уровень мотивации достижений;

11) возможность развития субъекта труда как личности.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень. Для достижения высокого акмеологического уровня нужно осуществлять комплексное исследование целостности субъекта, который проходит степень зрелости, когда его индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики изучаются в единстве.

 

Использованная литература:

1.   Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС, 2006.

2.   Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика, № 3. 302 с.

3.   Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М:ПЭР.СЭ. 2001.

4.   Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: 2012.

5.   Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М: МГУ.1995с. 9-10.

6.   Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч, 2004. № 3. – С. 34-37.


 

7.   Скачано с www.znanio.ru



[1] Научно-методическая брошюра по изучению Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в «Год диалога с народом и интересами человека» на 2017-2021 годы. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Ташкентский государственный экономический университет. - Т.: Издательство «Духовность», 2017. - 244 с.

[2]Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. М: МГУ.1995с. 9-10.

[3]Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М:ПЭР.СЭ. 2001.

 

 

ЛИЧНОСТНО‑ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЛИЧНОСТНО‑ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

В процессе обучения в ВУЗе у студентов проявляется академическая зрелость, которая представляет собой интегральное образование личности студента, соединяя в себе совокупность ценностей, характеризующих ее моральную,…

В процессе обучения в ВУЗе у студентов проявляется академическая зрелость, которая представляет собой интегральное образование личности студента, соединяя в себе совокупность ценностей, характеризующих ее моральную,…

Профессионализм, по мнению Е.А

Профессионализм, по мнению Е.А

Как пишет Е.А. Климов, все системы отличительных признаков деятельности человека можно понять под индивидуальным способом, но мы осознанно ограничиваем свои обязанности, рассматривая только особенности образа…

Как пишет Е.А. Климов, все системы отличительных признаков деятельности человека можно понять под индивидуальным способом, но мы осознанно ограничиваем свои обязанности, рассматривая только особенности образа…

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2020