Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Оценка 4.6
Документация
doc
классное руководство
6 кл—8 кл
17.03.2017
Статья, рассказывающая и дающая описание модели ученического самоуправления в классе. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.
Статья _Подзорова О.В..doc
О.В. Подзорова,
МОУ СОШ №6 г.Волгоград
Личностноразвивающее воспитание
в организации ученического соуправления в классном коллективе.
В настоящее время в России идет процесс формирования новой системы
образования. Модернизация школы выводит на первый план идею личностно
развивающего воспитания. Это требует выявления и развития потенциальных
возможностей каждого ребенка, создания условий для самореализации
личности. Воспитание в детях таких качеств, как инициативности,
самостоятельности, умения вести за собой, смелости, доброжелательности,
целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной
предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных
условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в
преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя
ответственность, то есть обладать позицией лидера.
Что же такое самоуправление? Самоуправление – управление делами
своими собственными силами в какойнибудь организации, коллективе.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности
коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в
принятии и реализации решения для достижения общественно значимых
целей.
Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если
каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. А класс –
это одна большая семья. Мечта любого классного руководителя – создать
единый, дружный коллектив. А это становится все труднее и труднее…
Разобщенность в обществе, материальное неравенство, диаметрально
противоположные критерии духовных и нравственных ценностей, семейные
неурядицы и многие другие проблемы ставит перед нами жизнь. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять
систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие – коллектив детей.
А ученика воспитывает дух коллектива.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим
коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать
непростые задачи, овладевать навыками делового общения. Развитие
классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение
долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно.
Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных
социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать
трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему
делу, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми,
освоить новые социальные роли, определить правовые и нравственные нормы.
Большую роль в социальном становлении личности играет
самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал
учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана
обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к
решению задач, поставленных перед классом. А как мы управляем своими
делами?
Описание модели ученического самоуправления в классе.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся
и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнение очень
значимы в жизни всего коллектива. Для того чтобы определить, какие
поручения будут выполнять учащиеся в классе сначала определяются сферы
деятельности. Для этого на доске классный руководитель записывает
будущие поручения. Например, староста, заместитель старосты, редколлегия,
спортивный сектор, творческий сектор, учебный сектор, ответственный за
дежурство и т.д. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в
классе они хотели бы выполнять. При построении модели детского самоуправления сформулирована
цель: «Реализация интересов и потребностей учащихся в классе и школе».
Для достижения этой цели ставятся задачи:
Выявить реальные потребности учащихся;
сделать школьную жизнь интересной и увлекательной;
развивать индивидуальные качества ребят через различные формы
внеклассной и внеурочной деятельности;
создавать условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся,
их социализации и адаптации в обществе;
создать единый коллектив учащихся и учителей на основе сотрудничества.
Классное самоуправление имеет несколько уровней:
1 уровень – индивидуальный.
Каждый ученик класса имеет право избирать и быть избранным в органы
ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации
классного коллектива, а также проявлять инициативу при проведении любого
дела, как школьного, так и классного.
2 уровень – уровень первичного коллектива.
Все члены классного коллектива, согласно своим интересам, выбирают
себе направление деятельности, которым собираются заниматься. Вся
деятельность делится на 3 сектора: творческий сектор, спортивный сектор и
учебный сектор. Учащиеся, которые входят в сектор, выбирают из своего
состава председателя и заместителя, которые составляют Совет класса. Все
члены Совета по очереди исполняют роль председателя совета. Совет класса
имеет сменный состав, чтобы каждый ученик мог испытать свои возможности,
проявить инициативу в любой деятельности.
Совет класса отвечает:
за дела внутри класса,
за участие в общешкольных делах; готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления
(совет старшеклассников).
Высшим органом самоуправления в классе является Общее собрание
класса, которое собирается раз в месяц, а при необходимости и чаще.
На общем классном собрании:
планируется работа классного коллектива;
подводится итог работы за определенный промежуток времени.
Выборы председателя класса проходят следующим образом: все
желающие выдвигают свои кандидатуры и представляют свою программу.
Затем все члены классного коллектива голосуют за тех, кого считают
достойными. Для решения наиболее важных вопросов собирается собрание
учащихся, родителей и учителейпредметников, работающих в данном классе.
Нормативные документы, на которые может опираться классный
руководитель:
o Всеобщая декларация прав человека .
o Конвенция о правах ребенка.
o Конституция Российской Федерации.
o Закон РФ «Об образовании».
o Устав образовательного учреждения с конкретными положениями о
структуре и полномочиях органов самоуправления.
o Положение о «Совете класса».
o Положение о «Родительском совете».
Самоуправление в классе, возможно, более того, оно необходимо. В своей
работе я стараюсь придерживаться следующих принципов: не запрещать, а
направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не
командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу
выбора. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются
в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.
Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить
духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем
стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками,
жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но,
прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами,
стремлениями».
Литература:
1. Диреклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 511 классы.
– М.: "ВАКО", 2003. – (Педагогика. Психология. Управление).
2. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных
руководителей и педагоговорганизаторов. – Мн.: "Полымя", 1998.
3. Классному руководителю. Учебнометодическое пособие/ Под ред.
М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986.
5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое
пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ "Сфера", 2001.
Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Личностно-развивающее воспитание в организации ученического соуправления в классном коллективе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.