Личностное развитие.
Формирование мотивации к познанию у детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Воспитывать детей с умственной отсталостью, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности – это результат напряженного и вдумчивого педагогического труда. Поэтому школа должна стать мастерской, где не просто осуществляется процесс обучения, а обеспечивается всестороннее гармоничное развитие.
Я представлю вашему вниманию фрагменты уроков литературного чтения, которые проводились в форме литературной гостиной. На их примере мы рассмотрим методы и приёмы, которые способствуют личностному развитию и формированию мотивации к познанию. На всех этапах уроков прослеживается индивидуальный и дифференцированный подходы.
Цель проведения литературных гостиных: привитие интереса к литературному творчеству, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя или поэта, тематикой и художественным своеобразием языка.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы, творческие способности учащихся;
- развивать устную монологическую и диалогическую речь;
- прививать эстетическое чувство и понимание прекрасного;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать навыки восприятия художественного произведения.
Воспитательные:
- формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками, эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству;
- прививать любовь к родному слову, языку;
- содействовать формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
Поставленные цель и задачи соответствуют содержанию проводимых уроков.
Проведение уроков в нетрадиционной форме направлено не только на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь на достижение личностных результатов, т. к. на уроке не всегда возможно научить ребят общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся, что является основой психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по формированию их личностных качеств с целью дальнейшей социализации. В этой связи используются разнообразные формы работы, что позволяет прививать интерес к предмету, значительно активизировать познавательную деятельность, логическое мышление, прививать творческие навыки, умение анализировать и синтезировать, почувствовать свою значимость и роль в обществе.
Комментарий 1
Каждая литературная гостиная начинается с того, что все участники получают пригласительные билеты определённого цвета (зелёного, жёлтого, красного) в соответствии с группой обученности (по В.В. Воронковой) учащегося с указанием ряда и места. Так у детей формируется навык поведения в общественном месте, например, в театре, кинотеатре, цирке. Зелёный билет получают ученики 1 группы обученности. Они понимают инструкцию с первого предъявления и могут работать самостоятельно. Жёлтый билет получают учащиеся 2 группы обученности. Эти дети нуждаются в повторных разъяснениях и в некоторой помощи при выполнении заданий. Красный билет получают учащиеся 3 группы обученности. Дети этой группы нуждаются в многократных повторениях и пошаговой инструкции. На стулья тоже заранее прикрепляются разноцветные номера и раскладываются сигнальные карты тех же цветов для дальнейшей работы. С целью оказания помощи слабым ученикам места распределяются таким образом, что ученики 3 группы обученности сидят рядом с ребятами 1 и 2 группы обученности. Такая рассадка позволяет учащимся обретать коммуникативные навыки: взаимодействовать друг с другом, просить о помощи и принимать её, оказывать друг другу поддержку, устанавливать дружеские отношения. (видеофрагмент)
Комментарий 2
Во время проведения литературной гостиной ребятам предлагается выполнить различные задания: поучаствовать в викторине, поиграть, разгадать кроссворд, собрать пазлы. Все задания разноуровневые и соответствуют группам обученности учащихся. Для их выполнения ученики используют сигнальные карты. Давая задание, учитель озвучивает, учащиеся с каким цветом сигнальных карт должны отвечать на вопрос. Таким образом, все ребята вовлечены в обучающий процесс. Каждому по силам справиться с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка.
Например, в литературной гостиной, посвящённой А.С. Пушкину, проводилась викторина по биографии поэта. (видеофрагмент)
В литературной гостиной, посвященной творчеству И.А. Крылова, ученики играли в фанты, игру, в которую любили играть во времена баснописца, и сам он не раз был участником этой забавы. Одним из заданий было собрать пазлы из иллюстраций к басням, а затем и название басен. Ребята работали в парах, помогая друг другу. (видеофрагмент)
Комментарий 3
Ещё один вид деятельности, который помогает раскрепоститься всем учащимся и почувствовать свою значимость – инсценировка. Инсценировка проводится в каждой литературной гостиной. Это может быть показ отрывка из сказки, басни, биографии писателя или поэта.
В литературной гостиной, посвященной творчеству И.А. Крылова, ребята показали инсценировку басни «Квартет». (видеофрагмент)
Во время проведения литературной гостиной, посвященной творчеству А.С. Пушкина, учащийся 11 класса примерил на себя роль самого поэта. (видеофрагмент)
Комментарий 4
Ни одна литературная гостиная не проходит без физминутки. Здесь они тоже тематические. В литературной гостиной, посвященной А.С. Пушкину, все были приглашены на пушкинский бал, что позволило учащимся окунуться в атмосферу бальных вечеров 19 века. (видеофрагмент)
Во время проведения литературной гостиной, посвященной творчеству Владимира Высоцкого, физминутка проходила в виде утренней гимнастики под одноимённую песню барда. (видеофрагмент)
Комментарий 5
Ну и какая же литературная гостиная без стихов. Все учащиеся с удовольствием готовятся к уроку: учат стихи или читают выразительно, выступают в роли соведущих, читая или рассказывая о фактах биографии поэтов и писателей. (видеофрагмент)
Комментарий 6
Каждая литературная гостиная заканчивается построением лесенки успеха. Ребята помещают силуэт поэта или писателя, которому был посвящён урок, на ступень, соответствующую уровню успеха каждого учащегося. Те, кто справился со всеми заданиями и правильно ответил на вопросы, помещают фигурку на 3-ю ступень. Ребята, которые испытывали затруднения при выполнении заданий и не на все вопросы ответили верно, помещают фигурку на 2-ю ступень. Ученики, у которых не получилось справиться с заданиями, помещают фигурку на 1-ю ступень. Так у учащихся формируется навык адекватной самооценки работы. (видеофрагмент)
Учитывая всё вышеизложенное, необходимо отметить, что проведение уроков в нетрадиционной форме способствует повышению мотивации учащихся к обучению, расширяет их кругозор, осуществляет коррекционную и практическую направленность. Ученики стараются быть дисциплинированными и ответственными при выполнении возложенных на них поручений. Повышается работоспособность на уроках, проявляется доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам. Участие в таких мероприятиях даёт возможность каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Сопереживание, возникшее от участия, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса или группы детей.
Обеспечение каждому ребёнку условий для актуализации его потребностей, установления эмоционального контакта с учителем, условий, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха - вот основные требования для развития мотивации учащихся к получению знаний.
Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить его. Важно, чтобы результат достижения соответствовал ожиданию учащихся или превосходил его, а также, чтобы успех был отмечен окружающими и близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что нетрадиционные формы уроков направлены на стимулирование познавательных процессов, развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, в целом даёт возможность отслеживать не только предметные результаты, но и формировать личность всесторонне развитую и социально адаптированную.
Своё сообщение я закончу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.