Личностное развитие младшего школьника
Оценка 4.9

Личностное развитие младшего школьника

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
классное руководство
4 кл
22.04.2017
Личностное развитие младшего школьника
В данном материале содержится описание опыта работы учителя с учащимися начальных классов по теме "Личностное развитие школьников". Подробно описаны направления, по которым проводится систематическая работа с учащимися и их родителями, мероприятия, в которых приняли участие, достижения учащихся, методики оценивания уровня личностного развития.
Личностное развитие, Зуева Е. В., МБОУ СШ № 7.docx
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Павлово Зуевой Е. В.)  «Годы обучения в начальных классах –  это целый период нравственного,  интеллектуального, эмоционального,  физического, эстетического развития» В. А. Сухомлинский      В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых  подчеркнуто,  что  «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».      Знания – это только средства для достижения тех или иных ценностей или целей, и поэтому знания сами по себе бесполезны, если они не формируют личностные качества ребёнка, не обогащают его душу и не влияют на поступки.              ФГОС задают рамки нового содержания образования, которое ставит во главу угла   личность   растущего   ребёнка,   причём   не   абстрактную   личность   вообще,   а именно вот этого Саши, этой Маши или Кати.       Начиная учиться в школе, ребёнок уже с первых дней вступает в более широкий круг социального общения, при этом социум предъявляет более строгие требования к его поведению и личностным качествам.          Требования   выражают   учителя,   родители,   характер   учебной   деятельности, сверстники ­ вся социальная среда. Соответственно и образцы поведения задают школа, семья, одноклассники, товарищи. И только совместное, целенаправленное и последовательное   взаимодействие   всех   участников   образовательного   процесса приведёт к достижению цели личностного развития учащихся.           Получаемые   ребёнком   на   уроках   оценки   зачастую     становятся   для   детей начальной школы     эталоном не только конкретных знаний, но и всех личностных качеств, непосредственно влияют на становление самооценки.          Даже отношения среди одноклассников зависят от получаемых ими отметок. Отличника   считают   образцом   всех   ценных   качеств.  В   глазах   одноклассников   он самый добрый, самый скромный, самый чуткий... «потому что пятёрки получает». Слабоуспевающего же ученика даже на улице могут назвать «двоечник!». Поэтому он начинает искать способы избежания неприятностей. Зачастую такими способами становятся обман, изворотливость, утаивание всей правды.               Именно   учитель   должен   выстроить   свою   работу   так,   чтобы   у   детей   не происходило   смещение   ценностей   только   в   сторону   учебной   деятельности. Обязанностью каждого из нас является гармоничное развитие личности, которое предполагает   становление   адекватной   самооценки   и   формирование чувства компетентности. Развитие личности — процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Но именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.      Мы можем наблюдать, что в последнее время изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:         * возросла их информированность. Но информация эта часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию;               *  для   жизнедеятельности   современных   детей   характерна   ограниченность общения   со   сверстниками.   Игры,   совместная   деятельность   и   сотрудничество   со взрослыми   часто   оказываются   ограничены   во   времени.   Это   препятствует формированию   коммуникативной   компетентности,   эмоциональной   отзывчивости, толерантности;              * большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества.      Для того, чтобы определить наиболее острые в своём классе проблемы, прежде всего учителю необходимо совместно с психологом изучить уровень личностного развития каждого ребёнка и класса в целом. Для этого мы используем следующие методики:           1)   ежегодно,   начиная   с   1­го   класса,   в   октябре   и   апреле   мы   проводим тестирование   по   опроснику   школьной   мотивации   Н.   Г.   Лускановой  «Что   мне нравится в школе».   Детям предлагается ответить на 10 вопросов, к каждому из которых даётся 3 варианта ответов.  Она позволяет выявить 5 уровней школьной мотивации:   максимально   высокий   уровень,   хорошая   школьная   мотивация, положительное   отношение   к   школе,   низкая   школьная   мотивация   и   негативное отношение к школе. Если сказать в двух словах, эта методика помогает выявить все «хочу – не хочу» ребёнка;       2) для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам,   т.е.   «могу   –   не   могу»   ребёнка,   мы   используем   методику  «Лесенка».   По результатам проведённых тестирований составляется план коррекционной работы с ребёнком и его семьёй;            3)  третье направление, по которому мы работаем ­ это  выявление уровня воспитанности   учащихся   по  методике   Н.   П.   Капустиной.   С   помощью   этой методики   исследуются   любознательность   ребёнка,   его   прилежание,   отношение   к природе, к школе, прекрасному в его жизни.       Основываясь на результаты мониторингов, учитель должен выстроить работу по предупреждению и профилактике проблем личностного развития у своих учеников не только через учебную деятельность, но и, в первую очередь, через  системно – деятельностный процесс  воспитательной работы. Но не стоит забывать, что если говорить   об   оценке   личностных   результатов   образования,   то   никакие   даже   так называемые   «измерители»   не   могут   быть   применены.   Все   оценки,   в   том   числе определяемые с помощью тестов, носят только качественный характер.       Учитель должен обеспечить условия для личностного роста детей, для развития индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни. Для этого   необходима   ориентация   на  общечеловеческие   ценности –  Человек,  Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.       Вести эту работу нужно сразу в двух направлениях: с детьми и их родителями. Я имею   привычку   на   первом   же   родительском   собрании   каждого   своего   первого класса задавать родителям вопрос: «Что вы делаете совместно со своими детьми?» В последнее время всё чаще можно услышать ответы: «Ездим отдыхать в другие страны, ходим за покупками, водим его в школы развития…» Спрашиваешь у детей: «Как   провели   выходные?»   В   ответ   слышишь:   «Играл   за   компьютером,   гулял, смотрел   телевизор,   ездили   в   «Мегу»…»   К   счастью,   некоторые   дети   говорят: «Катались   всей   семьёй   на   лыжах,   ездили   к   бабушке   –   привезли   ей   продуктов, убрались   у   неё   дома,   читали   книгу,   вместе   с   мамой   или   папой   мастерили поделку…» Как правило, наблюдая в дальнейшем за детьми, видишь, что первые более ленивы, себялюбивы, необязательны, несобранны и даже эгоистичны. Вторые более милосердны, самостоятельны, ответственны, взаимовежливы…            Поэтому   необходимо   на   родительских   собраниях   проводить   тематические беседы.   Учитель   должен   помочь   родителям   решить   те   или   иные   проблемы,   с которыми   родители   пытаются   безуспешно   справиться.   Я   приведу   пример нескольких приёмов, которые я использую на родительских собраниях.             1)   Тема  «Нравственный   микроклимат   семьи   –   основа   формирования личности ребёнка». Можно предложить родителям несколько ситуаций:      ­ вы, уставшие, пришли с работы, а в доме  полный разгром – ваш ребёнок шумно играет с друзьями;      ­ ребёнок просит купить новый телефон или планшет, такой же, как у его друга, но средств на него в данный момент нет;      ­ ваш ребёнок нечаянно разбил чашку из дорогого сервиза;           ­   вчера   купили   новую   рубашку,   а   сегодня   ребёнок   пришёл   из   школы   с оторванным рукавом.      Далее предлагается общее обсуждение этих ситуаций. Важно, чтобы родители не только давали ответы, но и мотивировали свои действия в каждой из предложенных ситуаций. Естественно, возникнет спор между родителями. Но ведь именно в споре рождается истина. И здесь учитель должен не навязывать своё мнение, а направлять рассуждения   в   нужное   русло.   Конечно,   к   такому   родительскому   собранию необходима   серьёзная   подготовка,   потому   что   нужно   заранее   просчитать   все варианты ответов и заранее продумать тактику выхода из затруднения.       2) «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».           И   здесь   также   учитель   должен   направлять   родителей   и   подводить   их   к пониманию   того,   что   для   личностного   развития   ребёнка   необходимо   читать правильные книги. В данном случае, хорошо срабатывают и заставляют родителей задуматься высказывания известных людей, которые на протяжении всего собрания перед родителями на экране: ­ «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми».                                                                                                        А. С. Макаренко      ­ «Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог».                                                                                                  В. А. Сухомлинский      ­ «Плохо тому сыну, которого отец не учил».                                                                                                      Народная мудрость          Целью учителя становится научить родителей управлять домашним чтением детей, выбирать нужные книги, подвести родителей к осознанию, что дома – именно они являются примером для подражания, и пример этот должен быть правильным. Если   ребёнок   видит   маму,  сидящую   не   за   книгой,  а  в  Одноклассниках,  а  папу, лежащего   перед   телевизором,   соответственно,   и   он   будет   делать   то   же   самое. Привить интерес к чтению насильно невозможно.       3) «Воспитание нравственного поведения у младших школьников».          Именно нравственное воспитание является важнейшей стороной личностного развития   ребёнка.   Оно   предполагает   становление   его   отношения   к   родителям, учителю,   одноклассникам,   обществу;   отношение   к   труду,  своим   обязанностям   и самому себе.           Некоторые   родители,   слыша   такую   тему,   вначале   воспринимают   её   как очередную   нотацию   со   стороны   учителя.   Но   всё   меняется,   когда   они   видят результаты  проведённого накануне анкетирования детей.      Я беру такие вопросы: ­ Кого или что ты больше всего любишь? ­ Какое твоё любимое занятие? ­ Что тебе делать нельзя? ­ Какие у тебя есть домашние обязанности? ­ Что было бы, если бы ты вдруг стал взрослым?      Эти же вопросы я задаю и родителям, они должны предположить, какие ответы дадут их дети. А дальше я знакомлю родителей с реальными ответами детей, и положительными, и отрицательными. Когда родители видят, что пишут их дети, многие начинают задумываться о своей состоятельности как родителей. Затем я провожу анализ по каждому из вопросов.    обязанности?». Мои ученики дали такие ответы: ­ учить уроки – 9 чел. ­ убирать свою одежду и обувь – 5 чел. ­ мыть посуду – 3 чел. ­ убираться в доме – 3 чел. ­ убирать игрушки – 1 чел. ­ поесть суп – 1 чел. ­ помогать всем – 1 чел. ­ заботиться о младшем брате – 1 чел. ­ обязанностей нет (прочерк на месте ответа) – 6 чел.         Я   приведу   пример   ответов   на   вопрос   «Какие   у   тебя   есть   домашние Я предлагаю родителям ответить на вопрос, а есть ли у их детей на самом деле домашние обязанности? Судя по этим ответам, они есть мало у кого. Делаем вывод: «Будь к ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего­то добиться». Так по каждому вопросу – обсуждение, вывод. А дальше – индивидуальная работа с теми из родителей, чьи дети не дали практически ни одного положительного ответа.             Я   предлагаю   ещё   несколько   тем   родительских   собраний,   которые   можно использовать для достижения личностного развития школьника. «Родительская любовь и её роль в воспитании детей». «Семейные праздники, семейные традиции, семейное наследие». «Развитие творческих способностей детей в семье». «Воспитание милосердия». «Что делать, если…» Ситуации для обсуждения с родителями. «Пусть будет добрым ум у вас, и сердце добрым будет». «Ваш ребёнок и его друзья». «О воспитании любви к окружающей природе». «Почему дети лгут»? «Развиваемся вместе с детьми».          Важно, чтобы родительские собрания не сводились к зачитыванию статистик оценок или драк, а были действительно полезны родителям.        С родителями мы встречаемся не только на собраниях. У нас стало доброй традицией   выезжать   вместе  с детьми и родителями   на  экскурсии.  Мы посетили планетарий,   были   в   ТЮЗе,   на   фабрике   новогодних   игрушек.   Родители   помогли организовать шоу мыльных пузырей на День именинника. Почти каждую неделю по пятницам мы ездим в ФОК на ледовую арену. В нашей школе ежегодно проводятся большие концерты ко Дню матери. Весело проходят у нас и спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».          Но перекладывать всю ответственность за личностное развитие детей на их родителей в корне неверно. Мы с вами несём не меньшую ответственность.           Для   того   чтобы   обеспечить   каждому   школьнику   полноценное   личностное развитие, наиболее актуальными будут следующие принципы и подходы: 1.   Личностный   подход.  Личность   ребенка   —   высшая   ценность.   Ребенка   надо принимать таким, какой он есть. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности; 2. Принцип целостности  урочной и внеурочной деятельности; 3.   Деятельностный   подход.   Ребенку   нужна   интересная,   отвечающая   его потребностям   и   особенностям   деятельность:   игровая,   познавательная,   трудовая, творческая, досуговая;  4. Средовый подход.  Школа   не   может   оградить   детей   от   негативного   влияния социальной   среды,   но   в   состоянии   включить   в   деятельность   детей   заботы   и проблемы их ближайшего окружения; 5.   Комплексный   подход.   Воспитание   и   развитие   актуальных   качеств   личности ребенка   происходит   параллельно,   а   не   изолированно   друг   от   друга.   Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Одним из ведущих методов моей работы является наблюдение, фиксация и обработка   данных,   составление   индивидуального   плана   работы   с   проблемными детьми.  В  свою работу  я  включаю  так  называемые  уроки человековедения. Они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о добре, о равнодушии, о взаимопомощи, об ответственности, о самостоятельности и др…     Кроме   этого,   уместными   будут   тренинговые   занятия,   инсценировки, всевозможные   коллективные   игры,   направленные   на   развитие   коммуникативных навыков,   произвольности   поведения,   основных   эмоциональных   состояний, коррекции поведенческих навыков детей. Эту работу можно проводить во время динамических   пауз,   на   большой   перемене,   в   группе   продлённого   дня,   во   время классных часов. Вся работа должна быть направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.           Мы   участвуем   в   конкурсах   и   олимпиадах   от   Центра   интеллектуального гуманитарного развития «Перспектива», где дети могут всесторонне проявить себя, во Всероссийском молодёжном чемпионате «Старт».             Ежегодно в нашей школе проходит научно – практическая конференция, где наши учащиеся очень активно и с удовольствием выступают. Победители школьного этапа принимают участие в районном и областном этапах.           Большое   внимание   необходимо   уделять   воспитанию   гражданственности   и патриотизма. В нашей школе ежегодно проводится игра «Зарничка» для учащихся начальной школы. Она проходит в два этапа: смотр строя и песни и викторина о героизме   нашего   народа   в   трудные   для   страны   годы.   В   этом   учебном   году   мы приняли участие в региональном интернет проекте «Здесь Родины моей начало». Активно участвуют наши дети и в социальных проектах, например, в волонтёрском движении «Милосердие», где нужно было собрать игрушки для детей инвалидов. Недавно  мы участвовали в сборе гуманитарной помощи для детей Луганска.          Регулярно   ведётся   работа   по   пропаганде   правил   дорожного   движения   и профилактике   детского   травматизма.   Все   мероприятия   проводятся   в   игровой форме. Это классные часы и конкурсы агитбригад: «Мы ­ пешеходы», «Огонь ­ друг и враг человека», «Осторожно, дорога!», «Друзья светофора».          Мы постоянно участвуем в школьных и районных тематических конкурсах поделок и рисунков, в других районных проектах.           С удовольствием дети посещают музей и библиотеку ЦРТДЮ, музей завода имени Кирова, городской музей.           Интересно  проходят  в нашей  школе  предметные  недели,  конкурс   талантов «Фабрика звёзд».           Необходимо   уделять   внимание   и   здоровью   детей.   Конечно   же,   это   и физкультминутки, и весёлые старты, и занятия в бассейне и на ледовой арене ФОКа «Звезда».            Не   стоит   забывать   и   о   трудовом   воспитании.  В   обязанность   детей   входит дежурство по классу. Полить цветы, вымыть доску, навести порядок в шкафах, в классе   –   детям   вполне   по   силам.   В   конце   дня   дети   сами   дают   оценку   работе дежурных.       Именно разнообразие направлений работы с детьми даёт возможность проявить себя   с   лучшей   стороны   всем   учащимся,   независимо   от   того,   какие   оценки   они получают на уроках. Это повышает самооценку слабоуспевающих детей, изменяет отношение   к   ним   одноклассников,   раскрывает   индивидуальные   способности, творческий потенциал всех без исключения детей, воспитывает самостоятельность, способствует   саморазвитию   и   самореализации,   социализации   личности   в современных условиях.      Работая с детьми, я всегда стараюсь придерживаться простых правил:  если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;  если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;  если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;  если   ребенка  окружить  дружелюбием, он  учится  находить  любовь  в  этом     мире.   Любая   работа,   если   она   ведётся   целенаправленно   и   систематически,   обязательно   даст   результат.  Одной   профилактической   беседой   личность   не воспитать.           На основе личных наблюдений и проведённых диагностик, можно видеть, что у большинства   детей   уже   ко   второму   классу   меняется   школьная   мотивация.   От «нравится   новый   портфель»   приходим   к   осознанному   «хочу   получать   новые знания».  Уменьшается   и  количество   детей,  настроенных  по   отношению   к  школе негативно.      В 1­м классе у многих детей бывает занижена самооценка. Мотивируют они это тем, что «не умеют считать клетки, не получаются задачи, плохой почерк…» Когда дети выполняют тест «Лесенка» во 2­м, в 3­м классе, они вспоминают, что всю зиму кормили   птиц,   научились   кататься   на   коньках,   получили   грамоту   за   участие   в конкурсе… Теперь они уже не ставят себя на низшую ступеньку.      И даже если по каким либо направлениям уровня воспитанности динамика пока не   столь   явно   выражена,   учитель   не   должен   опускать   руки.   Отрицательный результат – это тоже результат. Значит, есть к чему стремиться.     Перед нами поставлена конкретная цель. Это выпускник: любящий свой народ, свой край и свою Родину;   уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,    высказывать своё мнение, обосновывать  свою позицию.

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника

Личностное развитие младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017