Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«ЦЭВД «Творчество»
«Утверждено»
Методический Совет
Протокол№-______
«___»________2022г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая разработка на тему:
«Обобщение личного опыта концертмейстера»
Концертмейстер
Годжиев О.Т.
2022г
Концертмейстер - самая распространенная профессия. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и дома культуры.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер не только художественно исполнял музыку, но и доносил ее содержание.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Концертмейстер должен так продумать музыкальное оформление урока, чтобы научить детей слышать музыкальную фразу, разбираться в характере произведения, динамике, ритмическом рисунке. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.
Специфика работы концертмейстера
Работа концертмейстера имеет ряд объективных трудностей. Например то, что ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Нужно обладать большим багажом музыкальных произведений, овладеть репертуаром разных возрастных категорий. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться в работе, изучать новые примеры для оформления занятии.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
· Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.
· Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
· Систематическая работа по музыкальному развитию танцоров.
Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф.
Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). Но именно от концертмейстера зависит эмоциональный фон урока, от того, какую музыку он предложит.
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:
· Знание школ и направлений танцевального искусства;
· знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
· знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
· знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке);
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
· Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве.
· Развитие музыкальности танцевальных движений.
· Развитие воображения, художественно-творческих способностей.
· Развитие умения эмоционально воспринимать музыку, повышения интереса к ней.
· Развитие музыкального кругозора учащихся.
Методы и приемы, используемые концертмейстером на уроке хореографии
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения применяются следующие методы работы:
· наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);
· словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, побуждает воображение, способствует проявлению творческой активности);
· практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);
На занятиях иногда возникают небольшие паузы во время которых музыкант знакомит детей с новыми музыкальными произведениями, рассказывает о характере и особенностях музыки, чем развивает детское воображение и фантазию. То есть использует метод прослушивания фрагмента или произведения классической музыки с последующей краткой беседой. В результате использования этого метода движения детей постепенно становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.
В плане музыкального воспитания концертмейстер имеет возможность научить детей следующему:
· умению выделить в музыке главное;
· умению передавать движением различный характер музыки (ритмическое, мелодическое, динамическое начало).
Это можно делать на любых этапах занятий: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.
Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении - это мелодия, основа музыки. Важнейший элемент музыки – ритм. Так же характерная особенность – чередование тяжелых звуков с более легкими – это понятие метра в музыке. Темп как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики танцующие дети должны знать, понимать, определять. А это уже основы музыкальной грамоты. Ритм, мелодия, метр, гармония, тембр – это музыкальный язык и концертмейстер учит детей понимать его. Концертмейстер учит чувствовать где начало мелодии, а, значит, начало движения, а где окончание. выполнению «команд»: начало мелодии – начало движения, окончание мелодии – окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную фразу.
Организация учебного процесса на уроке хореографии
Рассмотрим основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением на уроках классического и народно-сценического экзерсиса.
Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: так представить музыкальный материал, чтоьы дети эмоционально откликнулись на него и сумели точно исполнять preparation во время вступления.
В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Поэтому материал дается в целостном виде, а не раздробленно. Педагог-хореограф показывает движения под музыкальное сопровождение (первый этап – одно-два занятия).
Второй этап – формирование умений в области музыкального исполнения движений, восприятия музыкального сопровождения в единстве с движениями. Здесь ставятся задачи: умение исполнять движения в соответствии с характером музыки, углубленное восприятие и передача настроения музыки в движении, координация слуха и характера движений. Это основной этап работы, на котором исправляются неточности в исполнении, вырабатываются приемы выполнения хореографических упражнений. На этом этапе необходим тщательный подбор музыкального материала для каждого движения классического и народно-сценического экзерсиса в соответствии с предъявляемыми требованиями (квадратность, ритмический рисунок, характер мелодии, наличие затакта, метроритмические особенности, темп, размер).
Третий этап – образование и закрепление навыков в соответствии с характером, темпом, ритмическим рисунком музыкального фрагмента. Он ставит следующие задачи: эмоционально-выразительное выполнение упражнений экзерсиса, развитие самостоятельной творческой активности детей. Это этап закрепления. В этот момент слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Учащиеся, опираясь на приобретенные навыки, самостоятельно решают поставленные пред ними задачи. В процессе систематической работы, учащиеся приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. Они начинают понимать содержание и форму произведения, стараются передавать музыкальные образы в движениях.
Концертмейстер должен хорошо представлять задачи каждого года обучения для подбора музыкального оформления уроков.
Компьютерные технологии как важный элемент деятельности концертмейстера в классе хореографии
Нельзя не обратить внимание на то ,что сейчас активно используются информационно-коммуникативные технологии в любых сферах образовательной деятельности, и в работе концертмейстера в том числе. Чтобы усовершенствовать свою работу музыканты постоянно изучают новую нотную литературу, занимаются на инструменте, но, не смотря на это, все чаще им приходится обращаться к мультимедийным источникам. Например, использование мультимедийных программ с музыкальными проигрывателями: Aimp, Winamp, J.River Media Center которые поддерживают очень большое количество форматов музыки — AAC, MP3, WMA, WAV, FLAC.
Иногда появляется необходимость на занятиях хореографии прослушивать и даже танцевать под фонограммы, бывает, что концертмейстер, для того чтобы дать более полное представление о музыкальном материале, знакомит детей с оркестровыми вариантами предложенных фрагментов. Бывает, что и концертмейстеру необходима небольшая передышка. Тут и приходят на помощь различные мультимедийные источники.
Для улучшения прослушивания музыки можно использовать эквалайзер и звуковые эффекты — такие как бас, усиление, подавление голоса и другие. Существует возможность записывать музыку на диски, переписывать на жесткий диск, виниловые диски и кассеты (убирая при этом помехи и шумы).
Заключение
Работа концертмейстера в классе хореографии является специфичной и сложной. Она требует от пианиста виртуозного владения инструментом, знания основ хореографического искусства, умения чувствовать дыхание движения и подстраиваться под него, обладания чувством ритма и музыкальным «чутьем». Концертмейстер в классе хореографии должен уметь импровизировать, обладать приемами сочинения и подбора мелодий и аккомпанемента. Для этого ему необходимо обладать такими личностными качествами, как высокая работоспособность, быстрая реакция, умение найти решение в сложных ситуациях, выдержка и воля. Концертмейстер должен развивать память, быть внимательным, проявлять педагогический такт и чуткость к детям.
Если говорить о специфике работы концертмейстера в детской школе искусств, то необходимо отметить, что она требует от него особого универсализма, мобильности, знания всех музыкальных инструментов, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей.
Труд концертмейстера особенный, часто во время выступлений он остается «в тени» солиста, поэтому заниматься концертмейстерским искусством может лишь тот музыкант, который горячо любит эту профессию. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».
Литература
1. Классический танец Сост. Д. Ярмолович. - С.-Пб.: Музыка, 1985. – 148 с.
2. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.
3. Музыкальная хрестоматия современного бального танца Сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979. – 230 с.
4. Хайкина Т.Я. Задачи концертмейстера-пианиста хореографического класса Итоги смотра методических работ преподавателей учебных заведений культуры и искусства за 1995-96 учебный год. – Тамбов, 1997. – С. 110-112.
5. Хрестоматия музыкального сопровождения уроков народно-сценического танца. Вып. 1-2. Сост. Е. Муськина. – С.-Пб.: Музыка, 1998. – 260 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.