МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
Принята на заседании методического совета Протокол №______ от «___»____________ 20_____г.
|
|
|
Методическая разработка
«Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива»
Для концертмейстеров
Составитель: Газзаева А.Д. концертмейстер
|
г. Владикавказ2022г
Танец – создание художественного образа под музыку. И большую роль играет работа концертмейстера. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу. Нужно уметь импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры задуманных образов.
Концертмейстеру необходимо:
· понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности;
· иметь ясное представление обо всех основных движениях танца, осознанно и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты;
· владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
· иметь представление о методике преподавания различных хореографических дисциплин: классического, народного;
· уметь работать самостоятельно с коллективом танцоров, ведя всю музыкальную часть хореографического экзерсиса;
· быть активным сотрудником, союзником и помощником педагога,
· постоянно повышать свой профессиональный уровень.
В обязанности концертмейстера входит:
· Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
· Изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
· Знакомство с новыми методиками «движения под музыку».
Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:
· Знание школ и направлений танцевального искусства;
· знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;
· знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;
· знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке).
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:
· характеру;
· темпу;
· метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
· форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).
Особенности музыкального сопровождения занятий хореографии:
Все занятие строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.
Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого занятия избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.
Музыкальное поддержание занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы воспитанник ни делал, упражнение или танец, я избираю предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.
Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной обработке, концертмейстер должен сделать аранжировку, несколько упростить музыкальный материал.
Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них надо подбирать музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.
Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.
Взаимодействие концертмейстера с хореографом.
Концертмейстер – это более широкое понятие, чем рядовой аккомпаниатор. Если обязанности аккомпаниатора не выходят за рамки аккомпанирования, музыкального озвучивания занятия с помощью инструмента, то задачи концертмейстера включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных задач, содействие развитию эмоционально-творческого потенциала воспитанников и формирование их эстетического вкуса.
В том, как пользоваться музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного занятия, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась. Надо отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
Я думаю, что обобщение опыта «Особенности работы концертмейстера хореографического коллектива» поможет молодым специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, круг проблем и пути их решения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.