МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»
Принята на заседании методического совета Протокол №______ от «___»____________ 20_____г.
|
|
|
Методическая разработка
«Обобщение личного опыта концертмейстера»
Для концертмейстеров
Составитель: Годжиев О.Т. концертмейстер
|
г. Владикавказ2022г
Цель методической работы – обобщить имеющиеся методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера.
Задачи– описать умения и навыки, психологические качества, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера; выявить специфику деятельности концертмейстера.
Концертмейстера можно с уверенности назвать педагогом-психологом ведь в его работе с ансамблем ему необходимы: психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания к детям, вплоть до полного слияния с ними, именно в этом случае создаётся подлинно высокое качество ансамбля. Так называемое «аккомпаниаторское чутьё», это не просто синхронно и динамически следовать за ансамблем или солистом, но способность почувствовать и выразить музыкальный замысел исполняемого произведения. Концертмейстер в своей работе обязан учитывать индивидуальные вокальные данные обучающихся, возрастную группу.
Одна из главных особенностей творчества концертмейстера - воплощение не единоличное, а в союзе: руководитель – ансамбль (солист) - концертмейстер.
Профессиональная деятельность концертмейстера - доулиста – это всегда работа в коллективе, в команде, сотрудничество с коллегами – музыкантами, с учащимися и педагогом. Работа концертмейстера в образовательных учреждениях требует универсальных коммуникативных способностей. Концертмейстеру важно обсудить с партнёрами план совместной интерпретации, чётко сформулировать и ясно выразить своё видение художественной идеи произведения.
В работе с народным ансамблем концертмейстеру нередко приходится создавать народную обработку произведения, импровизировать.
Деятельность концертмейстера предполагает гастрольные поездки, выступления на всевозможных конкурсах и фестивалях. Такие динамичные условия, в которых осуществляется концертмейстерская работа, требуют высокой мобильности и адаптивности. Это касается способности быстро приспособиться к акустике нового концертного зала, к незнакомой аудитории. Мобильность – важнейшая характеристика профессионального мастерства концертмейстера, залог его востребованности.
Концертмейстерская деятельность в детских учреждениях имеет свою специфику, существенно отличаясь от работы с профессиональными исполнителями. Концертмейстеру детского центра не приходится выбирать себе партнёров, он общается с представителями разных возрастных групп, с детьми с разным уровнем слухового и исполнительского опыта. Независимо от своих природных данных, все дети очень отзывчивы на доброе и участливое к ним отношение. И если концертмейстер не просто выполняет служебные обязанности, а испытывает к ним истинную симпатию, то дети тянутся к нему как к старшему и более опытному товарищу и проявляют большой интерес к такой совместной работе.
Успех учебного процесса зависит от творческого союза концертмейстера и педагога, общности установок, рабочих принципов. Формы совместной деятельности концертмейстера и педагога многообразны:
· совместный показ учащемуся на занятии всего произведения или отдельных трудных мест,
· планирование концертной, конкурсной деятельности учащихся,
· общая методическая работа по созданию рабочих, экспериментальных программ, переложений, и открытые занятия различного уровня.
Концертмейстер должен знать программу, план каждого года обучения, понимать цель каждого занятия, в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, степени одарённости. Хотя построение занятий определяет педагог, но то, на каком эмоциональном уровне пройдут занятия, во многом зависит от концертмейстера.
Я надеюсь, что обобщение моего опыта в отношении особенностей работы концертмейстера - доулиста, необходимости изучения инновационных технологий и применения их на практике поможет многим специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства, добиться качественного улучшения результата в своей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.