Тема урока: «Возвратное местоимение-существительное себя».
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о возвратном местоимении-существительном как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
ХОД урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
СЛАЙД 1-----Приветствие-речёвка:
- Посмотрите на себя: в этом классе есть друзья?
- Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
- Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева! В этом классе есть друзья?
- Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
- Я думаю, что эти задорные слова приветствия подняли нам настроение и мы продуктивно поработаем на уроке.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- А какое отношение к нашему уроку имеет эта речёвка?
Называют изучаемую тему урока: личные местоимения-существительные.
Многие слова речёвки являются личными местоимениями-существительными (например…)
Проверка домашнего задания:
Знаток местоимения или Местоимение в диалоге.
Составьте паспорт местоимения ОНА. Почему личных местоимений много?
( они 1, 2, 3 лица, ед. число и множественное числа)
3.Выявление места и причины затруднения.
Какое еще есть местоимение? СЕБЯ ? Сформулируйте тему урока Тема урока: СЛАЙД 2----Возвратное местоимение себя.
Поставим перед собой задачи на уроке???? ------СЛАЙД 3
ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы:
Кто сможет так же быстро составить паспорт этого местоимения? Почему возвратное местоимение одно?
4. Поиск решения. Открытие новых знаний.
СЛАЙД 4-----Сегодня урок открытий! Давайте попробуем воплотить в жизнь задачи, которую мы поставили через исследовательскую деятельность. Объявляется мозговой штурм. Работаем в группах. Каждая группа учащихся получает задание и в течение 5 минут выполняет его: Карточки с заданиями у вас на столе
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
5. Реализация построенного проекта
1 группа: Лексическое значение местоимения
СЛАЙД 5----Сравните предложения, как меняется смысл с местоимением себя, что обозначает это местоимение? Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный» Почему называется возвратным?
• Девочка причесалась.
• Девочка причесала себя.
• Девочка облила себя водой.
• Девочка облилась водой.
возвращение, возврат, возвратить
Возвратное местоимение указывает на лицо, о котором идёт речь, на кого направлено действие. Местоимение -существительное, которое указывает на подлежащее. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
2 группа История местоимения себя
СЛАЙД 6---Сколько форм было в древнерусском языке, сколько и почему осталось в современном русском языке?
Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом -ся (например, умыться, одеться). В грамматике эти глаголы называются возвратными, так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо. Вспомним, чем суффикс -ся отличается от всех других суффиксов?
Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь-ся. Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами. В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.
3 группа:.Исследователи грамматики. Склонение местоимения себя
СЛАЙД 7----Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»
- Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.
4 группа:. Исследователи синтаксиса. Синтаксическая роль возвратного местоимения
СЛАЙД 8, 9……Попробуем догадаться, каким членом предложения никогда не может быть местоимение себя, если учитывать то обстоятельство, что оно не имеет формы Именительного падежа.
Проанализируем следующие примеры и сделаем вывод о том, какими членами может работать в предложении возвратное местоимение себя. Иначе говоря, определим его синтаксическую функцию.
Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет.
Дружбу водить, так себя не щадить.
Все устроилось само собой.
Наездник наскоро пришел в себя после того, как упал с лошади.
Этот человек себе на уме.
5 группа: Исследователи фразеологии.
СЛАЙД 10….Прежде чем выполнять следующее упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы- это …
Найдите соответствия:
Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.
Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.
Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.
Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.
Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.
проявлять выдержку, терпение – владеть собой;
судить по своим силам или вкусам – судить по себе;
6 группа: Исследователи пословиц и поговорок, афоризмов.
СЛАЙД 11….Я забывал о себе, когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (И. Крылов).
Возьми для себя образец героя, наблюдай его, иди за ним (А. Суворов).
Других не суди, на себя погляди (Пословица).
Руби дерево по себе (Пословица).
Нет лучше шутки, чем над собой (пословица)
Выручишь товарища в бою – отведёшь от себя беду.
Других не суди, на себя погляди!
6.Развитие учебно-языковых умений.
СЛАЙД 12
1.Запись словосочетаний . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.
Быть требовательным к себе,
брать ответственность на себя,
поставить перед собой цель,
винить в неудачах прежде всего себя,
меньше всего думать о себе.
следить за собой,
отдавать себе отчет в своих поступках,
владеть собой.
2.РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
СЛАЙД 13
В данных предложениях исправьте неясность речи:
Сосед попросил сестру налить себе воды. (ему)
Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. (…принести тетради)
Я извиняюсь, что толкнул Вас. (извините, простите, виноват)
3.Прочитайте текст и выполните задание
СЛАЙД 14…Меня трогает, когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен, когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает, когда сделавший мне добро ждёт от меня благодарности. Тогда всё его добро обесценивается, мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться. (В. Вересаев)
Какая пословица или поговорка передаёт основную мысль данного текста?
1) От добра добра не ищут.
2) Добро делают не ради благодарности.
3) Сам себя не похвалишь – никто тебя не похвалит.
4) Не делай добра — не получишь зла.
СЛАЙД 15… Какая пословица вам понятна по своему значению? Какая пословица вам больше понравилась русская или ненецкая? Все дело в загадочной русской душе.
Основная мысль этой пословицы объяснена:
Творческое задание: Напишите мини-рассуждение. Основная мысль этой пословицы объяснена:
Труд укрепляет здоровье человека. Какой способ связи будете использовать? Схему на доске.
7. Какое открытие вы сделали?
СЛАЙД 16…- Мы открыли для себя местоимение СЕБЯ.
Составьте паспорт этого местоимения
8.Рефлексия СЛАЙД 17……
Какие ещё появились вопросы?
- Что оказалось трудным?
- Что было интересным?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
9.Домашнее задание СЛАЙД 18……
– Скажите, ребята, а кто такой эгоист?
– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).
Параграф выучить. На выбор:
1.Себялюбивое местоимение 2.Написать лингвистическую сказку о местоимении себя
СЛАЙД 19 Спасибо за урок
1. Лексическое значение местоимения
• Сравните предложения, как меняется смысл с местоимением себя, что обозначает это местоимение? Девочка причесалась.
• Девочка причесала себя.
• Девочка облила себя водой.
• Девочка облилась водой.
Найдите однокоренные слова к слову «Возвратный» Почему местоимение называется возвратным?
2. История местоимения себя
Сколько форм было в древнерусском языке, сколько и почему осталось в современном русском языке?
Внимательно приглядитесь к этому местоимению и вспомните, на какие глаголы оно похоже и почему? Возвратное местоимение себя напоминает глаголы с суффиксом -ся (например, умыться, одеться). В грамматике эти глаголы называются возвратными, так как обозначают действие, которое направлено на самого себя, то есть на само действующее лицо. Вспомним, чем суффикс -ся отличается от всех других суффиксов?
Суффикс -ся отличается от других суффиксов тем, что он стоит после всех морфем, в том числе и после окончания: уч-ишь-ся. Это особое свойство суффикса -ся объясняется историческими причинами. В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно местоимение ся утратило самостоятельность, слилось с глагольными формами, превратившись из самостоятельной части речи в глагольный суффикс. Таким образом, возвратное местоимение себя осталось единственным оставшимся в живых представителем старинного аристократического рода возвратных местоимений.
3.Исследователи грамматики. Склонение местоимения себя
Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ» . Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.
Есть ли у местоимения СЕБЯ род, число?
4. Исследователи синтаксиса. Синтаксическая роль возвратного местоимения
Определите каким членом предложения никогда не может быть местоимение себя, если учитывать то обстоятельство, что оно не имеет формы Именительного падежа.
Проанализируйте предложения и определите синтаксическую роль, подчеркните какими членами может работать в предложении возвратное местоимение себя.
Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет.
Дружбу водить, так себя не щадить.
Все устроилось само собой.
Наездник наскоро пришел в себя после того, как упал с лошади.
5. Исследователи фразеологии.
Прежде чем выполнять следующее упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы- это…
Как вы думаете много ли фразеологических оборотов с местоимением себя?
Найдите соответствия:
1.Найти себя 2.Выйти из себя 3.Проявить себя 4.Читать про себя 5.Себе на уме 6.Владеть собой 7.Судить по себе |
А. прийти в состояние крайнего раздражения. Б. скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей. В. судить по своим силам или вкусам. Г. правильно определить свои наклонности, свое призвание. Д. тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. Е. проявлять выдержку, терпение. Ж. проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности. |
6.Исследователи пословиц, поговорок, мудрых изречений.
Найдите продолжение пословиц и выражений. Подумайте над их значением. Как вы думаете, много ли пословиц и поговорок с местоимением себя?
Я забывал о себе, Чем кумушек считать трудиться, Возьми для себя образец героя, Других не суди, Нет лучше шутки, Руби дерево Выручишь товарища в бою – Других не суди, |
на себя погляди! отведёшь от себя беду. чем над собой. по себе. на себя погляди. наблюдай его, иди за ним (А. Суворов). не лучше ль на себя, кума, оборотиться (И. Крылов). когда дело шло о пользе за Отечество (А. Суворов)
|
«Письмо возвратного местоимения».
«Здравствуйте, ребята! Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:
- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило прочитайте и хорошенько запомните.
А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут.
А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.
Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя.
Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно!
Всем ведь будет трудно без меня.
Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже.
С дружеским приветом – от себя».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.