МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыльджинская основная общеобразовательная школа
имени Владимира Николаевича Ляшенко»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 31 августа 2020 г.
|
Утверждаю Директор ОО ________________ (Белохвостова Н.П.) Приказ № ______ от ______________ |
Рабочая программа по дополнительному образованию «Удивительный мир флористики» Направление: художественное Для 5 – 6 классов
Составила: Рыбина Л.Л. учитель технологии и искусства
Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год
с. Мыльджино - 2020 г.
|
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен. Природа совершенна, она таит в себе нескончаемое множество красок. Программа «Удивительный мир флористики» призвана помочь детям стать ближе к природе, пробудить интерес к творчеству, уметь видеть в природе красоту жизни, формировать у детей потребность в общении с ней.
Природа - замечательная мастерская. Поделки из природных материалов — это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян и т.д.) - не только увлекательна, но и познавательна.
Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы, цветы, листья, стебли, лепестки, все возможные элементы растительного мира, природные материалы. Одна из главных задач флористики - показать, как прекрасны самые обычные растения и какой яркий и выразительный мир можно создать из засушенного природного материала, которому мы даём вторую жизнь. В настоящее время флористический дизайн актуален, как никогда, т. к. позволяет сделать окружающий нас мир ярче и красочней, а значит и интереснее. На занятиях флористикой развиваются: любовь к природе, творческое мышление, чувство композиции, навыки цветовосприятия и цветопередачи, чувство художественного стиля, активная жизненная позиция. Художественное творчество флориста основано на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных так, что они сохраняют цвет и форму.
Дополнительнаяобщеразвивающая программа«Удивительный мир флористики» имеет художественно-эстетическую направленность.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
В программе уделяется внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, фотографии, мастер-классы, презентации). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Рабочая программа «Удивительный мир флористики» адресована обучающимся 12 – 13 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.4.4.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев. Проведение занятий по понедельникам с 1600 до 1700 ч.Численность посещающих – 8-10 человек.Набор в группу осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления их родителей (законных представителей).
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.
Цель программы - гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ü формирование теоретических знаний и практических навыков в избранной области деятельности;
ü раскрытие творческих способностей личности и создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления;
ü привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений, самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;
ü воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ü воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ü воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Основное содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов (всего) |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
1 |
Введение |
1 |
|
1 |
2 |
Осенние краски |
9 |
2 |
7 |
3 |
Квиллинг – искусство бумагокручения |
7 |
2 |
5 |
4 |
Объемная композиция |
8 |
1 |
7 |
5 |
Искусство икебаны |
6 |
2 |
4 |
6 |
Подведение итогов
|
1 |
|
1 |
7 |
Резерв |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
7 |
25 |
Содержание учебного плана
Введение
Практика.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Выявление уровня развития (подготовленности) обучающихся.
Тема 2 «Осенние краски»
Теория.
Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Искусство мастеров аранжировки.
Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация глицерином, оскелечивание.
Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.
Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы
Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное панно, венок, гирлянда, декоративное дерево, пот–э-флер. Правила их создания и хранения.
Практика.
Изготовление панно из осенних цветов.
Промежуточная аттестация:
Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ.
Тема 3 «Квиллинг – искусство бумагокручения».
Теория.
История развития. Знакомство с используемыми материалами, необходимыми инструментами, общей схемой выполнения работы. Демонстрация изделий, выполненных в технике «Квиллинг».
Практика.
Обучение выполнения элементов: плотная катушка, ажурный элемент, спирали, выпуклая полоска, капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник. Примеры различного применения форм.
Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.
Творческая работа «Панно»
Промежуточная аттестация:
Представление индивидуальных творческих работ.
Тема 4 «Объемная композиция».
Теория.
Техника безопасности при работе с материалами и оборудованием.
Практика.
Цветы из скорлупок. Цветы из апельсиновых корок. Деревья из кофе, сухоцветов, коктейльных палочек. Объёмная композиция из шишек. Флористическая скульптура. Макетирование из природного материала: дома, корабли. Объемные композиции на осеннюю, зимнюю, весеннюю тематику.
Творческая работа «Ёж»
Промежуточная аттестация:
Представление индивидуальных творческих работ.
Тема 5 «Искусство икебаны»
Теория.
История икебаны. Школы икебаны. Принципы икебаны. Разнообразие оттенков и материалов. Причудливые коренья, пушистые каштаны, величественные розы и скромные полевые цветы - из всех этих растений мастер создает изысканные композиции. Главное - раскрывая красоту цветка - отдать ему частичку своей души.
При составлении икебаны можно использовать дополнительные предметы и материалы: камешки, ленточки, бумагу, фарфор, глину и т.д. Хотя, на ранних этапах развития искусства икебаны это запрещалось.
Искусство икебаны очень сложно, аранжировщик учится много лет, существует обширная художественная литература, но главное выразил в своей книге "Икебана" Сэнсэй Икенобо: "Икебана создается на основе благородного духовного взаимообмена между людьми и цветами. "
Существуют определенные сочетания веток и цветов, которые однозначно "читаются" японцем. Например, сосна и роза означают долголетие (поэтому их ставят в новогодних композициях), сосна и пион - молодость и процветание, а бамбук и пион - процветание и мир.
Составление икебаны развивает эстетический вкус, раскрывает творческую сущность, несет рекреативную функцию. Икебана, сделанная своими руками, – это прекрасный и утонченный подарок дорогому вам человеку.
Практика.
Творческая работа «Весенний букет»
Промежуточная аттестация:
Выставка композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ.
Заключительное занятие.
Выявление уровня развития обучающихся по результатам освоения программы.
Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения
ü формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
ü наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
ü бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты освоения
ü планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
ü составление плана и последовательности действий;
ü прогнозирование результата;
ü корректирование и внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
ü оценивание результата;
ü самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
ü выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Предметные результаты
ü освоение основных методов и способов проектирования, и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
ü приобретение навыков самообслуживания;
ü овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
ü усвоение правил техники безопасности.
Обучающиеся должны:
знать:
-инструменты и приспособления;
-способы заготовки природного материала;
-технологии работы с сухоцветами, природными материалами;
уметь:
-применять основы композиций и цветовых сочетаний в своих работах;
-участвовать в выставках,
-самостоятельно, с небольшой помощью педагога, подготовить выставочные работы и принять участие в выставках разного уровня;
-выполнить итоговую работу.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Удивительный мир флористики» проводятся на базе школы. Занятия организуются в кабинете изобразительного искусства, соответствующего требованиям СанПиН и техники безопасности.
В кабинете имеется следующее учебное оборудование:
ü Мультимедийное оборудование.
ü Ноутбук.
ü Материалы и оборудование:
Ножи.
Необходим простой острый кухонный нож для надрезания твердых поверхностей плодов и большой нож, чтобы придать массе для крепления растений нужную форму. Пригодится и популярный в последнее время тонкий нож-лезвие.
Ножницы.
Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачивания черенков.
Кусачки.
Они понадобятся для того, чтобы отрезать проволоку и, к примеру, кончик сосновой шишки.
Плоскогубцы.
Ими отрезают проволоку и при необходимости держат ее над открытым огнем.
Проволока.
Она должна быть разной толщины и гибкости. Проволока используется для укрепления и наращивания стеблей, связывания растений в букетики и фиксирования их в сосудах. Также из проволоки изготавливают каркасы для венков, гирлянд и т. п.
Ленты.
Клейкая лента или лента из бумаги используется для поддержания стеблей на проволоке и для декорирования самой проволоки. Ленты, тесьма, бечевка шелковые нити и мешковина помогают закреплять растения между собой и укреплять саму композицию.
Клей.
Для склеивания сухих растений и для прикрепления их стеблей к крепежу применяют быстросохнущий силиконовый клей. С этой целью приобретается специальный электрический пистолет, который заправляется силиконовыми трубками. Разогретый силикон крепко склеивает растения, прикрепляя их к держателям, сосуду или к другим растениям. Крепеж.
В качестве держателей для сухих растений применяется оазис. Но в отличие от оазиса, используемого для живых цветов, он должен быть серого или коричневого цвета и его, конечно не надо мочить. В качестве массы для закрепления цветов, которой можно придать любую форму, применяется пенопласт. Последнее время популярным держателем для сухих растений стала всем известная монтажная пена, продающаяся в баллонах разного объема. После засыхания она легко режется, из нее получается нужная форма, а тонкие стебельки сухих растений без особых усилий в нее вставляются. При желании их можно закрепить в этом материале с помощью капельки силиконового клея. В качестве крепежа также используют всем известный пластилин, замазку и т. п.
Кисточки и краски применяют для расписывания шишек и других природных материалов. Распылители.
Это могут быть лаки для волос, декоративные лаки для закрепления цветов и цветные напылители разных тонов.
Сосуды.
В качестве сосудов используют корзинки, туески, коробочки, пластиковые ведерки, пластиковые стаканы, различные коряги и др. Безусловно, сосуд для композиции должен, соответствовать растительному материалу по размеру, фактуре и цвету, и это нужно обязательно учитывать в аранжировках с сухими цветами.
Методическое обеспечение.
1. Разработки из опыта работы (сценарии, игры, презентации).
Методы и технологии обучения и воспитания.
В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий: коллективного взаимообучения, проектной деятельности, игровые технологии, проблемно-поисковая технология.
Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы обучения:
Словесный: устное изложение, беседа, лекция, обсуждения.
Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
Практический: тренировочные упражнения, практическая и творческая работа, игры.
Средства обучения:
Визуальные: таблицы, схемы, натуральные объекты.
Аудиовизуальные: фильмы, телевидение, видеосюжеты.
Специфика структуры занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть занятия:
ü организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия.;
ü проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений, их подготовленности к изучению новой темы.
Основная часть занятия:
ü ознакомление с новыми знаниями и умениями;
ü упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях.
Заключительная часть занятия:
ü подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);
2) организация рабочего места;
3) повторение пройденного материала;
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
ü инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;
ü практическая работа;
ü физкультминутки;
ü подведение итогов, анализ, оценка работ;
ü приведение в порядок рабочего места.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание результатов освоения программы осуществляется через регулярные мини-выставки, организуемые в школе и по участию воспитанников в выставках районного и областного уровня. По каждому воспитаннику заполняется «Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы» (см. Приложение №1). Эти данные заносятся в «Сводную таблицу освоения образовательной программы» (см. Приложение №2). В течение обучения в программе ПФДО фиксируется количество посещённых занятий и работы, выполненные обучающимися.
Перечень учебно-методического образовательного процесса.
Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.
Нормативно-правовые акты школьного уровня
- Приказ «Об утверждении учебного плана»
- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ»
- Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
Список литературы.
2. ТрепетуноваЛ.И .« Природный материал и фантазия» 2009г.
3. Николаенко Н., Икебана. - М., «Вагриус», 1996.
4. Трапезинков Ф. Ф. Плетение ивового прута и материалов. - М.: «Нива России», 1995.
5. Фонягин В.В. Изделия из бересты. - М.: «Астрель», 2001.
6. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М: «Аст - пресс», 1999.
7. Энциклопедия. Искусство составления букетов. - М: «Росмэн», 2001.
8. Интернет-ресурсы https://mastersergeich.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы
Практические умения и навыки, предусмотренные программой согласно основным разделам учебно-тематического плана.
Показатели |
Конец первого полугодия |
Конец учебного года |
Методы диагностики |
I. Практическая подготовка обучающихся: 1.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой: ü Умение засушивать растения на воздухе и прессованием. ü Объемно – пространств. работы ü Объёмный коллаж ü Картины из природного материала ü Вспомогательные техники ü Составление цветочных композиций ü Стилизованные деревья ü Праздничная флористика 1.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 1.3. Творческие навыки: ü Изготовление работ по образцу ü Умение составлять композиции ü Изготовление работ по собственному замыслу ü Умение самостоятельно применять различные элементы ü Цветовое решение ü Проявление фантазии |
|
|
Демонстрации, выставки. Наблюдение. |
II. Общеучебные умения и навыки обучающихся: 2.1. Учебно-коммуникативные умения: ü умение слушать и слышать педагога; ü умение выступать перед аудиторией. ü умение работать в коллективе. 2.2. Учебно-организационные умения и навыки: ü умение организовать свое рабочее место; ü навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. ü исполнительное мастерство (качество). |
|
|
Наблюдение. Собеседование. |
III.Выставочная деятельность обучающихся: ü на уровне объединения. ü на уровне школы. |
|
|
Наблюдение. |
Степень выраженности оцениваемого качества.
Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие задания педагога), возможное количество баллов - 1;
Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2. работает с оборудованием с помощью педагога, задания выполняет на основе образца), возможное количество баллов - 5;
Максимальный уровень (ребенок овладел практическими умениями и навыками в полном объеме, работает с оборудованием самостоятельно, выполняет задания с элементами творчества), возможное количество баллов- 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сводная таблица освоения образовательной программы
Ф.И., класс |
Общее количество баллов |
|||||||||||||
Практические навыки |
Владение спец. оборудованием. |
Творческие навыка |
Учебно-коммуникативные навыки |
Учебно- организационные умения |
Выставочная деятельность |
Итог в % |
||||||||
1п |
г |
1п |
г |
1п |
г |
1п |
г |
1п |
г |
1п |
г |
1п |
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-12 баллов - программный курс не усвоен.
15-19 баллов - минимальный уровень освоения программы.
20- 62 балла - низкий уровень освоения программы.
63-94 балла - средний уровень освоения программы.
95 - 135 баллов - хороший уровень освоения программы.
136-190 баллов - максимальный уровень освоения программы (100%).
Общее количество баллов (100% освоение программы (максимальный уровень)).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.