Lida.rybina.80@inbox.ru
Оценка 4.9

Lida.rybina.80@inbox.ru

Оценка 4.9
Документация
docx
08.12.2021
Lida.rybina.80@inbox.ru
Удивительный мир флористики.docx

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыльджинская основная общеобразовательная школа

имени Владимира Николаевича Ляшенко»

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 6 от 31 августа 2020 г.

 

 

 

 

Утверждаю

Директор ОО ________________ (Белохвостова Н.П.)

Приказ № ______ от ______________

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Удивительный мир флористики»

Направление: художественное

Для 5 – 6 классов

 

Составила:

Рыбина Л.Л.

учитель технологии и искусства

 

 

 

 

Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Мыльджино - 2020 г.

 

 


 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

     Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен. Природа совершенна, она таит в себе нескончаемое множество красок. Программа «Удивительный мир флористики» призвана помочь детям стать ближе к природе, пробудить интерес к творчеству, уметь видеть в природе красоту жизни, формировать у детей потребность в общении с ней. 

     Природа - замечательная мастерская. Поделки из природных материалов — это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян и т.д.) - не только увлекательна, но и познавательна.

     Флористика – это вид изобразительного искусства, в котором художник вместо красок использует растительные ресурсы, цветы, листья, стебли, лепестки, все возможные элементы растительного мира, природные материалы. Одна из главных задач флористики - показать, как прекрасны самые обычные растения и какой яркий и выразительный мир можно создать из засушенного природного материала, которому мы даём вторую жизнь. В настоящее время флористический дизайн актуален, как никогда, т. к. позволяет сделать окружающий нас мир ярче и красочней, а значит и интереснее. На занятиях флористикой развиваются: любовь к природе, творческое мышление, чувство композиции, навыки цветовосприятия и цветопередачи, чувство художественного стиля, активная жизненная позиция. Художественное творчество флориста основано на использовании необычного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, засушенных так, что они сохраняют цвет и форму.

     Дополнительнаяобщеразвивающая программа«Удивительный мир флористики» имеет художественно-эстетическую направленность.

     Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

В программе уделяется внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, фотографии, мастер-классы, презентации). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание уделяется повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

     Рабочая программа «Удивительный мир флористики» адресована обучающимся 12 – 13 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПиН 2.4.4.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев. Проведение занятий по понедельникам с 1600 до 1700 ч.Численность посещающих – 8-10 человек.Набор в группу осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления их родителей (законных представителей).

      Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

     Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.

 

     Цель программы - гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ü  формирование теоретических знаний и практических навыков в избранной области деятельности;

ü  раскрытие творческих способностей личности и создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления;

ü  привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений, самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;

ü  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

ü  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

ü  воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

 

 

 

 

Основное содержание программы

Учебный план

п/п

Название темы

Кол-во часов (всего)

Кол-во часов

(теория)

Кол-во часов (практика)

1

Введение

1

 

1

2

Осенние краски

9

2

7

3

Квиллинг – искусство бумагокручения

7

2

5

4

Объемная композиция

8

1

7

5

Искусство икебаны

6

2

4

6

Подведение итогов

 

1

 

1

7

Резерв

2

 

 

 

Итого

34

7

25

 

Содержание учебного плана

Введение

Практика.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Выявление уровня развития (подготовленности) обучающихся.

 

Тема 2 «Осенние краски»

Теория.

Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами различных видов флористических композиций. Искусство мастеров аранжировки.

Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях: высушивание на воздухе, в микроволновой печи, при помощи осушителей, консервация глицерином, оскелечивание.

Основы художественной композиции: органичность и целостность форм, симметрия и асимметрия. Пропорции, фон, текстура во флористике. Замысел и эскиз.

Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы

Знакомство с видами цветочных произведений: букет, декоративное панно, венок, гирлянда, декоративное дерево, пот–э-флер. Правила их создания и хранения.

Практика.

Изготовление панно из осенних цветов.

Промежуточная аттестация:

Выставка флористических композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ.

 

Тема 3 «Квиллинг – искусство бумагокручения».

Теория.

История развития. Знакомство с используемыми материалами, необходимыми инструментами, общей схемой выполнения работы. Демонстрация изделий, выполненных в технике «Квиллинг».

Практика.

Обучение выполнения элементов: плотная катушка, ажурный элемент, спирали, выпуклая полоска, капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник. Примеры различного применения форм.

Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления.

Творческая работа «Панно»

Промежуточная аттестация:

Представление индивидуальных творческих работ.

 

 

 

Тема 4 «Объемная композиция».

Теория.

Техника безопасности при работе с материалами и оборудованием.

Практика.

Цветы из скорлупок. Цветы из апельсиновых корок. Деревья из кофе, сухоцветов, коктейльных палочек. Объёмная композиция из шишек. Флористическая скульптура. Макетирование из природного материала: дома, корабли. Объемные композиции на осеннюю, зимнюю, весеннюю тематику.

Творческая работа «Ёж»

Промежуточная аттестация:

Представление индивидуальных творческих работ.

 

Тема 5 «Искусство икебаны»

Теория.

История икебаны. Школы икебаны. Принципы икебаны. Разнообразие оттенков и материалов. Причудливые коренья, пушистые каштаны, величественные розы и скромные полевые цветы - из всех этих растений мастер создает изысканные композиции. Главное - раскрывая красоту цветка - отдать ему частичку своей души.

При составлении икебаны можно использовать дополнительные предметы и материалы: камешки, ленточки, бумагу, фарфор, глину и т.д. Хотя, на ранних этапах развития искусства икебаны это запрещалось.

Искусство икебаны очень сложно, аранжировщик учится много лет, существует обширная художественная литература, но главное выразил в своей книге "Икебана" Сэнсэй Икенобо: "Икебана создается на основе благородного духовного взаимообмена между людьми и цветами. "

Существуют определенные сочетания веток и цветов, которые однозначно "читаются" японцем. Например, сосна и роза означают долголетие (поэтому их ставят в новогодних композициях), сосна и пион - молодость и процветание, а бамбук и пион - процветание и мир.

Составление икебаны развивает эстетический вкус, раскрывает творческую сущность, несет рекреативную функцию. Икебана, сделанная своими руками, – это прекрасный и утонченный подарок дорогому вам человеку.

Практика.

Творческая работа «Весенний букет»

Промежуточная аттестация:

Выставка композиций. Представление коллективных и индивидуальных творческих работ.

 

Заключительное занятие.

Выявление уровня развития обучающихся по результатам освоения программы.

 

Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения

ü  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

ü  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

ü  бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

 

Метапредметные результаты освоения

 

ü  планирование и определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

ü  составление плана и последовательности действий;

ü  прогнозирование результата;

ü  корректирование и внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

ü  оценивание результата;

ü  самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ü  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 

Предметные результаты

 

ü  освоение основных методов и способов проектирования, и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

ü  приобретение навыков самообслуживания;

ü  овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;

ü  усвоение правил техники безопасности.

Обучающиеся должны:

знать:

-инструменты и приспособления;

-способы заготовки природного материала;

-технологии работы с сухоцветами, природными материалами;

уметь:

-применять основы композиций и цветовых сочетаний в своих работах;

-участвовать в выставках, 

-самостоятельно, с небольшой помощью педагога, подготовить выставочные работы и принять участие в выставках разного уровня;

-выполнить итоговую работу.

 

 

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы.

 

Материально-техническое обеспечение.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Удивительный мир флористики» проводятся на базе школы. Занятия организуются в кабинете изобразительного искусства, соответствующего требованиям СанПиН и техники безопасности.

В кабинете имеется следующее учебное оборудование:

ü  Мультимедийное оборудование.

ü  Ноутбук.

ü  Материалы и оборудование:

Ножи.

Необходим простой острый кухонный нож для надрезания твердых поверхностей плодов и большой нож, чтобы придать массе для крепления растений нужную форму. Пригодится и популярный в последнее время тонкий нож-лезвие.

Ножницы.

Обыкновенные ножницы для обрезания травинок, цветов и лент, а также секатор для укорачивания черенков.

Кусачки.

 Они понадобятся для того, чтобы отрезать проволоку и, к примеру, кончик сосновой шишки.

Плоскогубцы.

Ими отрезают проволоку и при необходимости держат ее над открытым огнем.

Проволока.

Она должна быть разной толщины и гибкости. Проволока используется для укрепления и наращивания стеблей, связывания растений в букетики и фиксирования их в сосудах. Также из проволоки изготавливают каркасы для венков, гирлянд и т. п.

Ленты.

Клейкая лента или лента из бумаги используется для поддержания стеблей на проволоке и для декорирования самой проволоки. Ленты, тесьма, бечевка шелковые нити и мешковина помогают закреплять растения между собой и укреплять саму композицию.

Клей.

Для склеивания сухих растений и для прикрепления их стеблей к крепежу применяют быстросохнущий силиконовый клей. С этой целью приобретается специальный электрический пистолет, который заправляется силиконовыми трубками. Разогретый силикон крепко склеивает растения, прикрепляя их к держателям, сосуду или к другим растениям. Крепеж.

В качестве держателей для сухих растений применяется оазис. Но в отличие от оазиса, используемого для живых цветов, он должен быть серого или коричневого цвета и его, конечно не надо мочить. В качестве массы для закрепления цветов, которой можно придать любую форму, применяется пенопласт. Последнее время популярным держателем для сухих растений стала всем известная монтажная пена, продающаяся в баллонах разного объема. После засыхания она легко режется, из нее получается нужная форма, а тонкие стебельки сухих растений без особых усилий в нее вставляются. При желании их можно закрепить в этом материале с помощью капельки силиконового клея. В качестве крепежа также используют всем известный пластилин, замазку и т. п.

Кисточки и краски применяют для расписывания шишек и других природных материалов. Распылители.

Это могут быть лаки для волос, декоративные лаки для закрепления цветов и цветные напылители разных тонов.

Сосуды.

В качестве сосудов используют корзинки, туески, коробочки, пластиковые ведерки, пластиковые стаканы, различные коряги и др. Безусловно, сосуд для композиции должен, соответствовать растительному материалу по размеру, фактуре и цвету, и это нужно обязательно учитывать в аранжировках с сухими цветами.

 

Методическое обеспечение.

1.      Разработки из опыта работы (сценарии, игры, презентации).

 

Методы и технологии обучения и воспитания.

В образовательном процессе используются элементы педагогических технологий: коллективного взаимообучения, проектной деятельности, игровые технологии, проблемно-поисковая технология.

Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы обучения:

Словесный: устное изложение, беседа, лекция, обсуждения.

Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.

Практический: тренировочные упражнения, практическая и творческая работа, игры.

Средства обучения:

Визуальные: таблицы, схемы, натуральные объекты.

Аудиовизуальные: фильмы, телевидение, видеосюжеты.

 

Специфика структуры занятия.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть занятия:

ü  организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия.;

ü  проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений, их подготовленности к изучению новой темы.

Основная часть занятия:

ü  ознакомление с новыми знаниями и умениями;

ü  упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях.

Заключительная часть занятия:

ü  подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Основные составляющие занятий:

1)      воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

2)      организация рабочего места;

3)      повторение пройденного материала;

4)      организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

ü инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный;

ü практическая работа;

ü физкультминутки;

ü подведение итогов, анализ, оценка работ;

ü приведение в порядок рабочего места.

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

Отслеживание результатов освоения программы осуществляется через регулярные мини-выставки, организуемые в школе и по участию воспитанников в выставках районного и областного уровня. По каждому воспитаннику заполняется «Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы» (см. Приложение №1). Эти данные заносятся в «Сводную таблицу освоения образовательной программы» (см. Приложение №2). В течение обучения в программе ПФДО фиксируется количество посещённых занятий и работы, выполненные обучающимися.

 

Перечень учебно-методического образовательного процесса.

 

Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.

Нормативно-правовые акты школьного уровня

- Приказ «Об утверждении учебного плана»

- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ»

- Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.

 

Список литературы.

 

2.      ТрепетуноваЛ.И .« Природный материал и фантазия» 2009г.

3.      Николаенко Н., Икебана. - М., «Вагриус», 1996.

4.      Трапезинков Ф. Ф. Плетение ивового прута и материалов. - М.: «Нива России», 1995.

5.      Фонягин В.В. Изделия из бересты. - М.: «Астрель», 2001.

6.      Черныш И. Поделки из природных материалов. – М: «Аст - пресс», 1999.

7.      Энциклопедия. Искусство составления букетов. - М: «Росмэн», 2001.

8.      Интернет-ресурсы https://mastersergeich.ru/

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

Практические умения и навыки, предусмотренные программой согласно основным разделам учебно-тематического плана.

Показатели

Конец первого полугодия

Конец учебного года

Методы диагностики

I. Практическая подготовка обучающихся:

1.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

ü  Умение засушивать растения на воздухе и прессованием.

ü  Объемно – пространств. работы

ü  Объёмный коллаж

ü  Картины из природного материала

ü  Вспомогательные техники

ü  Составление цветочных композиций

ü  Стилизованные деревья

ü  Праздничная флористика

1.2. Владение специальным оборудованием и оснащением.

1.3. Творческие навыки:

ü  Изготовление работ по образцу

ü  Умение составлять композиции

ü  Изготовление работ по собственному замыслу

ü  Умение самостоятельно применять различные элементы

ü  Цветовое решение

ü  Проявление фантазии

 

 

Демонстрации, выставки. Наблюдение.

II. Общеучебные умения и навыки обучающихся:

2.1. Учебно-коммуникативные умения:

ü  умение слушать и слышать педагога;

ü  умение выступать перед аудиторией.

ü  умение работать в коллективе.

2.2. Учебно-организационные умения и навыки:

ü  умение организовать свое рабочее место;

ü  навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.

ü  исполнительное мастерство (качество).

 

 

Наблюдение. Собеседование.

III.Выставочная деятельность обучающихся:

ü  на уровне объединения.

ü  на уровне школы.

 

 

Наблюдение.

 

 

Степень выраженности оцениваемого качества.

Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие задания педагога), возможное количество баллов - 1;

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2. работает с оборудованием с помощью педагога, задания выполняет на основе образца), возможное количество баллов - 5;

Максимальный уровень (ребенок овладел практическими умениями и навыками в полном объеме, работает с оборудованием самостоятельно, выполняет задания с элементами творчества), возможное количество баллов- 10.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сводная таблица освоения образовательной программы

Ф.И., класс

Общее количество баллов

Практические навыки

Владение спец. оборудованием.

Творческие навыка

Учебно-коммуникативные навыки

Учебно- организационные умения

Выставочная деятельность

Итог в %

1п

г

1п

г

1п

г

1п

г

1п

г

1п

г

1п

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-12 баллов - программный курс не усвоен.

15-19 баллов - минимальный уровень освоения программы.

20- 62 балла - низкий уровень освоения программы.

63-94 балла - средний уровень освоения программы.

95 - 135 баллов - хороший уровень освоения программы.

136-190 баллов - максимальный уровень освоения программы (100%).

Общее количество баллов (100% освоение программы (максимальный уровень)).


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок

Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок

Тема 2 «Осенние краски» Теория

Тема 2 «Осенние краски» Теория

При составлении икебаны можно использовать дополнительные предметы и материалы: камешки, ленточки, бумагу, фарфор, глину и т

При составлении икебаны можно использовать дополнительные предметы и материалы: камешки, ленточки, бумагу, фарфор, глину и т

Комплекс организационно-педагогических условий

Комплекс организационно-педагогических условий

Кисточки и краски применяют для расписывания шишек и других природных материалов

Кисточки и краски применяют для расписывания шишек и других природных материалов

Приложение №1). Эти данные заносятся в «Сводную таблицу освоения образовательной программы» (см

Приложение №1). Эти данные заносятся в «Сводную таблицу освоения образовательной программы» (см

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы

Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие задания педагога), возможное количество баллов…

Минимальный уровень (ребенок овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие задания педагога), возможное количество баллов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021