Оценка 4.9
Документация
doc
биология
Взрослым
14.12.2021
Lida.rybina.80@inbox.ru
Аннотация по биологии 5 -9 класс.
Биология.doc

Аннотация к рабочей программе по биологии  5 - 9  классы.

 

 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.

 

   Учебный предмет биология включен в образовательную область «Естественнонаучные предметы»  учебного плана школы на 2021/2022 учебный год.

 

  Рабочая программа по биологии для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии.

Рабочая программа составлена на основе:

Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.: Просвещение, 2011. — 144 с. — ISBN 978-5-09-024748-1.

Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Биология.  Разнообразие  живых  организмов.  7  класс. Авторы: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных   учреждений.    Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко.

Биология. Живые  системы  и  экосистемы.  9  класс.  Учебник для общеобразовательных  учреждений.  Авторы: Л.Н.  Сухорукова, В.С. Кучменко.

 

 

 2. Цель изучения учебного предмета

Перед биологией как предметной областью, ставятся следующие цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,  на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка, являются социо-моральная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей:

ü   признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

ü   развитие познавательных мотивов, направленных на  получение знаний о живой природе;

ü    познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,  информационной,  ценностно-смысловой,  коммуникативной;

ü   формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

3. Содержание учебного предмета. 

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей. Разнообразие организмов. Отличительные призна­ки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, экспери­мент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при­борами и инструментами.

Бактерии. Грибы. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Растения. Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведе­ние. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика забо­леваний, вызываемых животными. Усложнение животных в про­цессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и  культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки.

Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её  профилактика.  Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система.  Гормоны,  механизмы  их  действия  на  клетки.  Нарушения  деятельности  нервной  и  эндокринной  систем  и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа  жизни.  Укрепление  здоровья: аутотренинг, закаливание,  двигательная  активность. Влияние  физических  упражнений  на  органы  и  системы  органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

 

ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка,  плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

 

 

4. Основные образовательные технологии. 

 В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно - иллюстративное обучение, элементы технологии программируемого обучения.

 

 

 

5. Требования к результатам освоения учебного предмета. 

В результате изучения курса биологии в основной школе выпускник научится:

 

Раздел «Живые организмы»

 

Выпускник научится:

ü  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

ü  овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;

ü   сведениями по истории становления биологии как науки.

ü  освоит общие примы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

ü  проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

ü  приобретёт навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

ü  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; основам исследовательской и проектной деятельности, включая умения выдвигать гипотезу, ставить цель, формулировать задачи, планировать исследование, оформлять результаты, представлять работу на публичную защиту и защищать е в ходе дискуссии;

ü  ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя е содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

ü  работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

Раздел «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

 

Выпускник научится:

ü  характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; 

ü  применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; 

ü  использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;

ü  выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

ü  ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

ü  использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах ;

ü  рациональной организации труда и отдыха;

ü  проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

ü  выделять эстетические достоинства человеческого тела; 

ü  реализовывать установки здорового образа жизни; 

ü  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; 

ü  находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; 

ü  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;

ü  последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

 

 

Раздел «ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

 

Выпускник научится:

ü  характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

ü  применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

ü  использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе;

ü  приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

ü  выделять отличительные признаки живых организмов;

ü  существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

ü  ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

ü  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

 

Выпускник получит возможность научиться:

ü  выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

ü  аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

 

6. Общая трудоемкость учебного предмета. 

  На ступени основного общего образования для обязательного изучения биологии отводится 272 ч, в том числе в 5, 6 классах по 34 учебных часов в год, или 1 ч в неделю, в 7 -  9 классе - 68 учебных часа в год, или 2 часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.

 

7. Формы контроля.

 Промежуточная аттестация согласно Положения «Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». 

 

 

 Составитель:  рыбина Л. Л., учитель биологии.



Аннотация к рабочей программе по биологии 5 - 9 классы

Аннотация к рабочей программе по биологии 5 - 9 классы

Биология. Человек. Культура здоровья

Биология. Человек. Культура здоровья

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: ü признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к…

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: ü признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к…

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей

Биология как наука. Роль биологии в практической деятель­ности людей

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства

Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика

Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Основные образовательные технологии

Основные образовательные технологии

Интернета при выполнении учебных задач

Интернета при выполнении учебных задач

Интернет ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя е содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах…

Интернет ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя е содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах…

Выпускник получит возможность научиться: ü использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах ; ü рациональной организации труда и отдыха;…

Выпускник получит возможность научиться: ü использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах ; ü рациональной организации труда и отдыха;…

Раздел «ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Раздел «ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Выпускник получит возможность научиться: ü выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; ü аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по…

Выпускник получит возможность научиться: ü выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; ü аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021