Технологическая карта урока
Ф.И.О Майорова Яна Игоревна
Предмет: информатика
Тема: Стилевое форматирование
Класс 7
Тип урока постановка и решение учебной задачи
Тема |
Стилевое форматирование |
Цели |
- формирование знаний о стилях оформления текстов, и умений применять их в простейших ситуациях; - формирование познавательных, регулятивных и личностных УУД. |
Задачи |
- обеспечить освоение учащимися понятия стиля, - развить умения анализировать текстовую информацию; - выделять логические элементы текста. - организовать деятельность учащихся по применению умений, - вовлекать детей в контрольно-оценочную деятельность, - организовать деятельность учащихся по инструкции, - дать понятие о роли стилевого оформления текста. обучать постановке учебной задачи. |
Планируемые результаты |
Предметные: - узнают о стилях форматирования текста - научатся применять эти знания в простейших ситуациях Личностные: - смыслообразование - понимают необходимость стилевого оформления текста. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Метапредметные: - формулируют учебную задачу и применяют установленные правила, действуют по алгоритму. - осуществляют анализ текстовой информации и выделяют логические элементы текста - выполняют взаимоконтроль и взаимооценку. - осуществляют взаимосотрудничество |
Основные понятия |
Символ, абзац, формат, стиль |
Ресурсы |
Информатика: учебник для 7 класса (ФГОС) / Босова Л.Л.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса (ФГОС) / Босова Л.Л.– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. раздаточный материал, проектор для иллюстрации свойств объектов и объяснения нового материала, компьютеры для выполнения практических заданий, файлы с текстом задания для выполнения на уроке |
Используемые технологии |
Системно – деятельностный подход, ИКТ |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Дидактическая структура урока (этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
1. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к изучению нового материала. |
Мы с вами продолжаем изучать технологию обработки текстовой информации. На предыдущих уроках вы занимались форматированием текста. Скажите, пожалуйста, что это такое?
Организует сотрудничество детей в парах Вы знаете, что текстовый документ состоит из различных объектов. У вас на парте лежит задание. Из записанных там различных объектов выберите, пожалуйста, основные объекты текстового документа. Ненужные вычеркните. Организует проверку выполнения задания с опорой на эталон Проверьте пожалуйста, правильно ли у вас получилось |
– Форматирование текста – это изменение его внешнего вида (формата представления).
Выполняют классификацию объектов, работая в парах Символ Масштаб Абзац Линейка Конструктор Страница Документ Макет Осуществляют контроль |
Знание структурных единиц текста и их свойств |
Познавательные Классификация объектов Коммуникативные Учебное сотрудничество Регулятивные Контроль |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Сегодня нас будут интересовать объекты символ и абзац. Назовите свойства объекта символ, и как их можно изменить.
Назовите свойства объекта абзац: |
Свойства – шрифт (название), размер, начертание и цвет. Изменить – вкладка Главная – Шрифт. - Выравнивание (по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине) - Вид первой строки (обычный; отступ (красная строка); выступ) - Отступы – абзаца от поля страницы Интервалы (между абзацами; сверху (перед); снизу (после)) Дополнительные свойства |
|
|
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
2. Практическая работа с текстом |
Задание: на экране с помощью проектора текст «Основные лекарственные средства» (Приложение1.doc).
Перед вами текст. Что это за текст? Как он называется? (Текст смотри в приложении) Да, это справочник по лекарственным средствам. Посмотрите на него внимательно. Удобно ли вам его читать? Легко ли найти какую-нибудь информацию? Как можно было бы улучшить этот текст? Что в него можно добавить? |
Участвуют в диалоге с учителем
Основные лекарственные средства Читать его довольно-таки сложно и не очень просто найти нужную информацию Можно было бы разные элементы текста выделить разными цветами Можно было бы добавить в этот текст оглавление (навигацию) |
|
|
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Я предвидела ваши замечания и подготовила для вас задание: В этом тексте есть название самого текста, название лекарственной группы, название конкретного лекарства, названия характеристик этих лекарств. Необходимо оформить различные элементы этого текста специальным образом так, как указано в задании: Оформите текст, по следующим правилам: Название текста (Заголовок 1) – Arial, 18 пт, полужирный, по центру, Цвет шрифта: Зеленый, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
|
Открывают в компьютере текст, копируют его в свою папку, и начинают с ним работать. |
- Знание файловой системы, - Умение пользоваться графическим пользовательским интерфейсом (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню) - Оперирование компьютерными информационными объектами в нагляднографической форме: создание, именование, |
Познавательные: Общеучебные универсальные действия: - поиск и выделение информации; - смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Название лекарственной группы (Заголовок 2) – Arial, 14 пт, полужирный курсив, по левому краю, Цвет шрифта: Синий, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Название лекарства (Заголовок 3)– Arial, 13 пт, полужирный, по левому краю, Цвет шрифта: красный, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего.
Название характеристики лекарств (Заголовок 4) – Arial, 14 пт, полужирный, по левому краю, Цвет шрифта: оранжевый, интервал Перед 12 пт., После 3 пт, не отрывать от следующего. (Задание на экране и на каждой парте)
Выполните, пожалуйста, это задание на своих компьютерах: исходный текст находится в папке Student\Public\Тексты\Приложение1.doc, скопируйте его в папку своего класса и выполните форматирование данного текста. (Выполнение задания 10 минут) |
|
- сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства. - умение работать с фрагментами текстов Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
|
|
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
3. Обсуждение итогов выполнения задания. Создание проблемной ситуации |
Заканчивайте, пожалуйста, не закрывайте ваш документ, мы еще продолжим работу с ним, садитесь за парты.
Создаёт проблемную ситуацию
Давайте обсудим, что у вас получилось. Поднимите руки, кто выполнил все задание. Какими способами вы пользовались?
Существует несколько способов выполнения этой задачи:
Давайте их рассмотрим |
Формулируют проблему, определяют цель урока Нам не хватило времени, и мы выполнили не все задание 1-способ: выделим какой - нибудь элемент, например название лекарства (корень валерьяны) и устанавливаем все заданные свойства, затем переходим к следующему элементу и т.д. 2-способ: выделяем какойнибудь элемент, а затем, используя клавишу CTRL, выделяем другие элементы, входящие в эту группу и всем им задаем свойства. |
|
Регулятивные: Контроль умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Но, используя эти средства, Вы не смогли за отведенное время выполнить это задание. – правильно? Так какова же цель нашего урока? |
Существуют и другие способы выполнения этого задания.
Наверное, потому, то мы чего-то еще не знаем. Научиться быстро форматировать текст. |
|
Познавательные: Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; |
4. Решение проблемы: формулирование темы урока, ознакомление с новым материалом |
Давайте ещё раз внимательно посмотрим на наш текст. Какие элементы текста имеют одинаковые свойства? Мы хотим, чтобы эти элементы были оформлены в едином стиле. Чтобы добиться этого во многих системах обработки текстов, в том числе и в текстовом процессоре Word существует инструмент, который так и называется «Стиль». А теперь уточните цель нашего урока: С каким инструментом мы с вами должны познакомиться? |
Название лекарственной группы (Заголовок 2) Название лекарства (Заголовок 3) Название характеристики лекарств (Заголовок 4) Все они указаны в задании. Уточняют цель урока и формулируют тему |
|
Регулятивные: Целеполагание постановка учебной задачи |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Так как вы думаете, называется тема нашего урока? Откройте классные тетради и запишите, пожалуйста, тему урока «Стилевое форматирование». А что же такое Стиль? Найдите определение в своем учебнике. Запишите это определение. Прежде чем дать вам этот текст, я с ним немного поработала и каждому заголовку присвоила свой стиль, например, Название текста – это Заголовок I уровня и в окошке группы «Стили» можно увидеть это имя. Название лекарственной группы – Заголовок II уровня, название лекарства – Заголовок III уровня, название характеристики лекарства – Заголовок IV уровня, текст, не принадлежащий ни к каким заголовкам, имеет стиль – Обычный. Для работы со стилями во вкладке Главная есть группа «Стили», при открытии окна стилей мы видим все имеющиеся в нашем документе стили и выделен стиль абзаца, в котором в данный момент находится курсор (или стиль выделенного абзаца). |
Цель урока – познакомиться со стилем документа «Стиль форматирования текстового документа». Ищут информацию в учебнике. Учебник стр. 163. Стиль – это набор всех параметров форматирования. |
|
Познавательные: Поиск информации |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
Если мы к нему подведем курсор, то нам покажут, какие свойства сейчас у данного стиля. Если они нас не устраивают, то, нажав на кнопочку «выпадающего меню», мы можем в нем выбрать пункт «Исправить». При этом открывается окошко «Изменение стиля» в котором мы можем установить необходимые свойства. После нажатия кнопки «ОК» мы: 1. изменим выбранный стиль 2. выделенный абзац принял нужный нам вид 3. все элементы текста, принадлежащие к этому стилю, приняли этот вид. |
|
|
|
5. Выполнение практического задания на ПК взаимоконтроль |
Сейчас мы выполним форматирование текста по алгоритму. Для этого закройте свой текст без сохранения, откройте еще раз и выполните задание с учетом различных стилей. Сейчас закройте, пожалуйста, свои документы и откройте документ соседа. Посмотрите его и оцените. Критерии, как всегда, перед вами. (Приложение 5) |
Обучающиеся выполняют форматирование текста по предложенному алгоритму и сохраняют его в указанной папке.
|
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; |
Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
|
В самом конце текста напишите Проверил – (фамилия) – (оценка). Сохраните, пожалуйста, результат. Я попозже посмотрю, что у вас получилось, и если наши результаты не совпадут, то на следующем уроке мы это обсудим. Садитесь на свои места, поднимите руки. Кому легко было справиться с этим заданием? Кто испытывал затруднения? Кто не смог справиться с заданием?
|
Затем, открывают текст товарища, просматривают его и ставят оценку, по предложенным критериям Обучающиеся осуществляют личностную рефлексию. |
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств познакомились со стилями форматирования |
Регулятивные: Планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка - результатов деятельности других Осознание качества и уровня усвоения |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
6. Рефлексия |
Итак, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Чем удобны стили? Важно ли это делать? Где это умение может вам пригодиться? Если вы хотите, чтобы все заголовки документа выглядели одинаково, вы должны заранее задать параметры стиля заголовка, а затем присвоить стиль каждому заголовку. Таким образом, Стиль – сохраняется под своим именем, позволяет единообразно оформить документ, упрощает процесс форматирования. |
Мы познакомились со стилями оформления текста. Тем, что при изменении параметров стиля весь текст, на который наложен данный стиль, будет переформатировании в соответствии с новыми установками. Пригодиться это может в исследовательской деятельности и везде, где нужно написать проектную работу, реферат и др. |
познакомились со стилями форматирования |
Смыслообразование понимание сущности усвоенного |
7. Домашнее задание. |
Д/з. § 4.2.2 На следующем уроке мы научимся делать автоматическое оглавление текста. |
|
|
|
Урок соответствует современным требованиям.
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.