Урок-игра: "Линейные уравнения с двумя переменными и их графики"
Сальгириева М.А.высшая квалификационная категория,Почетный работник просвещения РФ,учитель математики.
Цели:
Форма проведения: игра в группах
Оборудование: задачник “Алгебра, 7 класс” (4-е издание) А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская; рабочие тетради; плакат-чертежи к Лот № 4, гонг, карточки с номерами команд, математическое лото (для каждой группы), маркерные табло, карточка “Основные результаты”, таблица для подведения итогов.
Оформление доски:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (3 мин.)
Вступительное слово учителя:
Аукцион – слово латинское, оно означает – распродажа за большую цену.
Правила проведения сегодняшней игры:
1. Класс делится группы (на усмотрение учителя или по желанию ребят).
2. На продажу выставляются “предметы”,в виде математических заданий. Указывается стартовая цена.
3. По звуку гонга начинается аукцион, а так же сообщается о проданном предмете
4. Дается время на обдумывание задания. После чего, выполнившие задания группы поднимают карточки с номерами групп. Если ответ верен, то на счет группы поступает стартовая цена предмета. Предмет считается проданным.
5. Если никто из участников не дает правильного ответа, то учитель кратко объясняет задание на доске.
6. В таблице для подведения итогов ведется запись баллов.
7. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
Все письменные работы выполняются в рабочих тетрадях. В конце урока тетради сдаются на проверку.
II. Аукцион.
1. (1 балл). Из предложенных уравнений, выбрать линейное уравнение с двумя переменными:
a) 3x – y = 14
b) 5y + x2 = 16
c) 7xy – 5y = 12
d) 5x + 2y = 16
Ответ: а), d).
Дополнительный вопрос: Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? (ах + ву + с = 0)
2. (1 балл). Выбрать точку, которая принадлежит графику уравнения 2х + 5у = 12:
А(– 1; – 2), В(2; 1), С(4; – 4), D(11; – 2)
Ответ: D(11; –2).
Дополнительный вопрос: Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными? (Прямая)
3. (2 балла). Найти абсциссу точки М (х; – 2), принадлежащей графику уравнения 12х – 9у = 30.
Ответ: х = 1
Дополнительный вопрос: Что называется решением уравнения с двумя переменными? (Пара значений (х; у), удовлетворяющая линейному уравнению с двумя переменными)
Набор двусторонних карточек: на одной стороне – ответы, на
другой – слова. Выбрав правильный ответ, из слов составится выражение.
Результатом является выражение:
“Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед”.
1. № 828(б), (а = 5)
2. № 829 (в), (в = – 3)
3. № 831 (г), (m = 1)
№ 834
I этап. (15 баллов). Составление математической модели.
x – I число; |
x – I число; |
{ |
X – Y = 1 |
II этап. (15 баллов). Работа с моделью.
1. Строим график уравнения (1).
2. Строим график уравнения (2).
3. Находим точку пересечения графиков (1) и (2) – (3; 2).
Ш этап.
Ответ:
х =
3 – I число;
у = 2 – II число.
P.S. Задания данного лота можно упростить.
Построить график:
(x –
2)(y + 3) = 0 (10 баллов);
x2 + xy = 0 (20 баллов).
Результат работы групп оформляется на маркерных табло.
Каждой группе необходимо в виде тезисов оформить основные понятия материала по теме “Линейные уравнения с двумя переменными и их графики.”, результат занести на карточку “Основные результаты”:
линейное уравнение с двумя переменными |
|
решение линейного уравнения с двумя переменными |
|
зависимая переменная |
|
независимая переменная |
|
график линейного уравнения с двумя переменными |
|
алгоритм построения графика линейного уравнения с двумя переменными |
|
III. Итоги аукциона. (2 мин)
Таблица подведения итогов:
Задания |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
Лот № 1 |
|
|
|
|
Лот № 2 |
|
|
|
|
Лот № 3 |
|
|
|
|
Лот № 4 |
|
|
|
|
Лот № 5 |
|
|
|
|
Итог: победитель--- |
|
|
|
|
Французский писатель Анатоль Франс сказал: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
IV. “Аппетитное” домашнее задание (2 мин.).
№
830(а – г) – “3”
№ 838 – “4”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.