«Линейный календарь в работе с
дошкольниками»
Степанова
Виктория Михайловна,
воспитатель
высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с
№157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Линейный
календарь — это методика,
которая помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени:
неделю, месяц, год.
Он
используется для:
·
формирования у детей начальных
представлений о времени;
·
формирования навыков счёта;
·
формирования математических и
логических представлений;
·
подготовки ребёнка к понятию
числовой оси.
С помощью
линейного календаря детей знакомят с представлением о последовательности чисел,
относящихся к разным частям реальности (времени, пространству,
последовательности событий).
Инновационная технология "Линейный
календарь" в детском саду может решать следующие задачи:
- Создание систематизированного и
наглядного представления времени и его понятий (дни недели, месяцы, сезоны
и т.д.) для детей дошкольного возраста.
- Развитие навыков ориентировки во
времени и последовательности динамических событий.
- Формирование у детей понимания
изменчивости времени и его связи с природными и социальными явлениями.
- Расширение словарного запаса и
развитие речи детей через разговоры о календаре, днях недели, праздниках и
т.д.
- Развитие умения планировать,
прогнозировать и организовывать свою деятельность во времени.
- Развитие когнитивных навыков и
логического мышления при определении дат и установлении связей между событиями.
- Содействие развитию воображения и
творческого мышления детей через декорирование и украшение календаря.
- Создание условий для сотрудничества и
взаимодействия детей в общественной деятельности с использованием
календаря (выбор и организация режима, определение активностей и т.д.).
- Формирование у детей устойчивых
представлений об организации времени в детском саду, учете и ожидании
событий.
- Поддержание интереса к изучению
времени и его особенностей, установление положительного отношения к
понятию времени.
Эти задачи ориентированы на обеспечение
всестороннего развития детей, активного участия детей в процессе обучения,
формирования у них ключевых компетенций и социальных навыков.
Линейный календарь предназначен для
формирования у детей начальных представлений о времени. Также методика
используется для формирования у детей навыков счета и формирования
математических и логических представлений.
Методика «Линейный календарь» дает детям
представление о
последовательности чисел, относящихся к
разным частям реальности
(времени, пространству, последовательности
событий, количеству разных
предметов и т.п.) и, в частности, готовит
детей к освоению понятия числовой
оси.
Срок реализации: долгосрочный.
Поэтапная организация проекта
"Линейный календарь" в старшей группе:
1. Знакомство с понятием "концепция
времени"
- Провести беседу с детьми о том, что
такое время и как оно измеряется.
- Показать различные способы измерения
времени (циферблаты, песочные часы, часы со стрелками и цифрами).
- Расположить в группе часы и приглашать
детей определять время по ним.
2. Изучение и обсуждение календаря
- Предоставить детям календари разных
форматов (обычный, линейный календарь).
- Обсудить на чём основаны календари
(смена времен года, появление и исчезновение солнца и луны).
- Показать детям, как читать календарь
(дни недели, месяцы, годы).
- Разобрать, как работает
"линейный календарь": что значат линии и цифры, как распределены
дни, недели, месяцы, события.
3. Создание линейного календаря
- Определение материалов для
создания календаря.
- Определение условных обозначения
событий в будничные дни и выходные дни.
- Просветительская работа с родителями.
- Работа с Интернет-ресурсами
4. Расширение знаний о календаре
Обсудить с детьми особые даты, явления
природы, отмечаемые в календаре (День рождения, Новый год, Рождество и т.п.).
Предложить детям украсить линейный
календарь символами праздников.
5. Взаимодействие с календарем
- Предоставить детям возможность
самостоятельно отмечать на календаре особые даты и события (дни рождения
друзей, посещение библиотеки, экскурсии, явления природы).
- Регулярно обсуждать с детьми текущую
дату и время.
6. Завершение проекта
- Провести обобщающую беседу о том, что
дети узнали о календаре.
- Попросить детей рассказать о том, что
они самые интересные и полезные вещи, которые они узнали.
- Попросить детей рассказать о своих
любимых праздниках и событиях.
- Этапы проекта могут быть изменены или
дополнены в зависимости от интересов и возможностей детей.
Ожидаемый результат.
При реализации инновационной технологии
можно ожидать следующих результатов:
- Организация времени. Линейный
календарь поможет детям визуализировать и понять концепцию времени, а
также усвоить понятия дней недели, месяцев и сезонов. Дети смогут
узнавать, какой день недели и месяц, участвовать в его обсуждении и
планировании.
- Развитие навыков планирования и
организации. Линейный календарь поможет детям понять последовательность
событий и развивать навыки планирования. Они смогут заглянуть вперед и
предсказать, что будет происходить в следующий день, неделю или месяц.
- Развитие моторики и координации
движений. Постоянное обновление календаря, перемещение фигурок или
магнитов, обозначающих дни и события, помогает развить мелкую моторику
рук, а также улучшить координацию глаз и рук.
- Образовательные
возможности. Линейный календарь может быть использован для обучения
числам, буквам, сезонам и праздникам. Дети могут узнавать и обсуждать
различные праздники, особенности каждого сезона и другие образовательные
темы, связанные с временными концепциями.
- Развитие коммуникационных
навыков. Линейный календарь может быть использован в групповой
работе, где дети могут обсуждать и согласовывать различные планы и
мероприятия. Это поможет развить навыки общения, взаимодействия и
сотрудничества с другими детьми.
- Успешное адаптирование к повседневной
жизни. Работа с линейным календарем поможет детям структурировать и
понимать повседневную жизнь, включая регулярные обязанности и события,
такие как дни рождения, походы в библиотеку или экскурсии.
В целом, ожидается, что реализация
линейного календаря в детском саду принесет пользу в развитии детей и поможет
им сориентироваться во времени, развить важные навыки и получить
образовательные возможности.