Лингвистическая лаборатория

  • doc
  • 20.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лингвистическая лаборатория как форма организации исследовательской деятельности.doc

 

 

Лингвистическая лаборатория как форма организации исследовательской деятельности на уроках русского языка               в 5 классе



Открывать, искать, исследовать, проектировать - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке.

Главная задача  учителя - научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

Эти задачи можно решить путем организации исследовательской деятельности на уроке.

 

 


Лаборатория - учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

 

Лингвистический – языковой, относящийся к языку.

 

 

Исследовать -  1. Подвергнуть научному изучению. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь.

 

 

По Словарю русского языка С.И.Ожегова



В силу своей практической направленности лабораторные занятия всегда имеют исследовательский, поисковый характер, предполагают применение различных методов и приемов исследования (описательного, сопоставительного, статистического), использование научной литературы, словарей, справочников. Как особый вид самостоятельной работы учащихся, лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать материалы исследования, делать выводы.

Содержанием лабораторных работ   является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником творческие и учебно-научные задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.

Задания при исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятия предшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-нибудь частный вопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носят обобщающий характер.

Лабораторные работы могут занимать урок, часть урока, могут являться домашним заданием.

 

 Этапы исследования:

  - наблюдение и изучение фактов и явлений;

  - выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

  - выдвижение гипотезы;

  - построение плана исследования;

  - выявление связей изучаемого явления с другим;

  - проведение лингвистического эксперимента;

  - решение лингвистической задачи;

  - обобщение результатов и формулировка вывода.

Требования к уроку  в форме лингвистической лаборатории.

·        Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое и более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и не известных учащимся.

·        Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

·        Лабораторным работам может быть посвящён весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием.

·        Подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой и литературой к ней.

·        Лабораторные работы проводятся индивидуально, в парах и группах (оптимальное количество учащихся в группе 4-6 человек).

·        Каждая работа учащихся оценивается учителем. Поэтому должен быть предусмотрен  оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обучения каждого ученика и работы в целом.

·        Материал, предложенный для самостоятельного изучения, должен быть усвоен каждым. Степень усвоение материала проверяется при проведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.

 

Структура урока в форме лингвистической лаборатории.

1.     Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2.     Создание проблемной ситуации (выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию)

3.     Постановка проблемы исследования

4.     Формулирование темы исследования

5.     Формулирование цели исследования

6.     Выдвижение гипотезы

7.     Проверка гипотезы: проведение лабораторной работы

8.     Интерпретация полученных данных

9.     Вывод по результатам исследования (сравнение с эталоном)

10.  Рефлексия. Самооценка. Взаимооценка.

11. Домашнее задание. Итоги урока

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Г.А Бахвалова. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык». РЯШ, № 2, 1997, с. 101

2. Н.Н. Бураева. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. РЯШ, № 1, 2005

3. С.Г. Гельдиева , Г.Г. Городилова, Я.Ю. Зайкаускене , Д.И. Изаренков и др. Лабораторные работы по современному русскому языку. Под ред. Н.М. Шанского. – Санкт-Петербург, 1992

4. Ш.А. Махмудов. О лабораторных занятиях по филологическому анализу художественного текста. РЯШ, № 1, 1993

5. О.В Машталер. Лингвистическая лаборатория на уроке. РЯШ, № 6, 1999,

с. 41

6. Н.А Шурыгин. Лабораторные работы по современному русскому языку, их место в системе подготовки учителей - словесников. РЯШ, № 5, 1997,

с. 88

7. Л.А Худякова. Лабораторные работы по русскому языку в школу. РЯШ,

 6, 1999, с. 25

8. Я.Н Скрипник . Лабораторные работы по современному русскому языку: учебно-методическое пособие.- Ставрополь: изд. СГПИ, 2008.-88с.

 


Скачано с www.znanio.ru