Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.
Оценка 4.7

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
2 кл
07.05.2018
Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.
Для того чтобы быть успешным в жизни, необходимо уметь ясно излагать свои мысли, а для этого нужно развивать и совершенствовать свою речь. Задача учителя - научить ребенка создавать связное высказывание. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей.
Статья.docx
Жаворонкова Татьяна Васильевна учитель начальных классов МАОУ СОШ с. Бурибай Хайбуллинский  район, Республика Башкортостан, Российская Федерация Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.     связное     ребенка создавать     В современном мире успешны общительные люди, умеющие наладить контакт с разными людьми, и нициативные, креативные, творческие. Для того чтобы быть успешным в жизни, необходимо уметь ясно излагать  свои мысли,   а для  этого  нужно  развивать   и  совершенствовать   свою  речь.  Задача  учителя  ­ научить высказывание. Работа по развитию и совершенствованию речевых умений в области порождения связного высказывания  имеет большое социальное значение, так как мыслительная деятельность ­ это овладение объективными з акономерностями окружающего мира и использование их для оптимальной организации условий человека , а речь является своеобразной средой, переносящей индивидуальные знания в коллективе и "переключаю щей" таким образом мыслительную и производственную деятельность человека в общественную плоскост ь.    Обучение умениям в области создания связного высказывания, коммуникативным умениям предполагае т развитие в целом речемыслительного процесса, а в более широком плане – подготовку к общественной  производственной деятельности. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех оста льных человеческих способностей, а это в свою очередь побуждает речь к дальнейшему совершенствован ию. Чтобы  развить  речь  младших  школьников,  учитель  должен  обучать  конструированию  связности.  Для этого необходимо представить текст как динамическую единицу коммуникативного процесса. В настоящее время эффективность работы по развитию связной речи учащихся можно повысить, обучая детей создавать текст. то есть сложное высказывание, для которого характерна мысль, переходящая из одного предложения в другое. Для того чтобы подвести школьников к пониманию связности речи, надо научить их видеть то, что происходит при переходе от одного предложения к другому. Переход мысли из предложения   в   предложение   осуществляется   за   счет   того,   что   часть   предыдущего   предложения повторяется в последующее предложение, переходит в него. Данное каждого следующего предложения как бы задается предыдущим предложением. Первое предложение текста вводит нас в текст и должно быть понятно само по себе, без опоры на предыдущее.       С   этой   точки   зрения     проведем   анализ   самостоятельных   творческих   работ   с  целью   определения возможных путей развития речевых умений учащихся.     Можно дать задание, которое направлено на анализ умения использовать текстообразующую функцию начального   Дан отрывок текста. Дописать предложения так, чтобы получился маленький рассказ. Алмаз. (рассказ о пограничной собаке) 1.................... 2. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. предложения. 3. Шерсть у него стала дыбом. 4................... Анализ решения учащимися этой задачи позволил определить следующие варианты: 1группа:ученики с хорошо развитым языковым чутьем стремятся построить начальное предложение текс та так, чтобы в нем было достаточно информации для понимания дальнейшего рассказа. 2группа: ученики (большая часть анализируемых работ) указывают в начале рассказа действующее лицо,  но не указывают обстановку. Распространенным явлением оказалась и неэкономность в выражении мысли : учащиеся в нескольких предложениях выражают то, что можно выразить в одном. Как следствие этого п оявляются логические повторы, которые влекут за собой необоснованные лексические повторы. 3группа: ученики со слабо развитым языковым чутьем начальное предложение строят чаще всего формал ьно, без учета последующего изложения. Оно не выполняет свои функции – давать толчок дальнейшему д вижению мысли. В первом предложении называется действующее лицо, но отсутствие указания на ситуац ию, в которой происходит действие, приводит к логическому разрыву между началом рассказа и его прод олжением. Работы учащихся первой и второй групп дают основание думать, что в речевом опыте учащихся существу ют определенные представления о характере начального предложения. Это станет основой для проведени я целенаправленной работы по уточнению и выработке умения строить начальное предложение с учетом е го роли в обеспечении связанности текста.   рассматривать начальное предложение текста в аспекте обеспечения связанности последнего; в упражнения, направленные на выработку умения соединить предложения в тексте с помощью лексическ их и синтаксических средств связи, включать элементы работы над начальным предложением текста: выб ор наиболее целесообразного варианта начала с учетом дальнейшего изложения. Как же научить ребенка создавать грамотно текст?    Работы учащихся второй и, особенно, третьей группы определили конкретные задачи:          Чтобы научить младших школьников обеспечивать взаимосвязь предложений в тексте,   не обходимо перейти к такому виду работы, как сочинение.    В тексте сочинения с хорошим речевым развитием можно обнаружить все те объективно существующие речевые   явления,   которые   учащиеся   должны   осознавать   в   результате   обучения   и   целенаправленно использовать.          Таким   образом   ,   обучение   текстообразованию   –   это   прежде   всего   обучение   конструированию связности. Для этого необходимо представить текст не как статическую единицу лингвистики, а как динамическую единицу коммуникативного процесса. Необходимо, чтобы текст предстал не как продукт процессов речеобразования, а как сами эти процессы.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.

Лингвистические основы развития речевых умений младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018