Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»
Оценка 4.6

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл—7 кл
21.02.2017
Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»
Лингвистический КВН позволяет повторить и закрепить понятия, изученные в течение года в разделах «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», совершенствовать общеучебные умения и навыки, речевую культуру обучающихся. Предложенные формы учебной деятельности способствуют развитию внимания, умения работать в группе, экономно использовать отведённое на выполнение задания время, повышают интерес к изучаемому предмету.Лингвистический КВН "Путешествие к островам океана Русский Язык" для обучающихся 6-7 классов
Урок русского языка в 6 классе.doc
Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык» Цель: повторение и закрепление понятий,  изученных в  течение года в разделах «Фонетика», «Словообразование», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис»; совершенствование общеучебных  умений и навыков, речевой культуры учащихся. Развитие внимания,  умения работать в группе, экономно использовать отведённое на  выполнение задания время. Повышение интереса к изучаемому  предмету.                    Оборудование:  1. Мультимедийный проектор, проекционный экран. 2.  Карта с островами – разделами науки о языке (фонетика,  словообразование, морфология, синтаксис). 3. Модели кораблей (по количеству команд). 4. Карточки с заданиями. 2 Внимание,  юные   мореплаватели!   Сегодня   мы   вновь   отправляемся   в плавание, которое пройдёт под девизом:                                                                  Быть сильным хорошо,                                                                  Быть умным лучше вдвое…                                                                                               И.А. Крылов Путь наш лежит к островам огромного и коварного океана, который называется   Русский   Язык.   Только   умные,   находчивые   и   дружные   смогут добраться до места назначения. Давайте же посмотрим, кто отправляется сегодня в наше увлекательное путешествие. I. Знакомство с командами кораблей. Все вы знаете, что путешественники не могут отправиться в путь без карты. У нас она тоже есть. Корабли занимают свои места на причале. II. Проверка готовности к плаванию. Первый   остров,   которого   должны   достигнуть   команды,   называется Фонетика.  Чем интересен этот остров? (Что изучает фонетика?) Все ли звуки изучает фонетика? Задания командам. 1.  В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?  Пел, лось, тема, можешь, матч. 2. Из слов на букву Б выпиши одно слово, в котором букв больше, чем звуков. Берёза, барометр, бахрома, боль. 3 Радостно приветствуют своих гостей буквы и звуки, но на берег может сойти   только   та   команда,   которая   ответит   на   вопрос:  Какие   слова получатся,   если   в   словах  ЛЁН,   КУЛЬ  звуки   произнести   в   обратном порядке? А вот и губернатор острова! Он стоит в толпе островитян  и весело машет   своей   шляпой.   Узнать   его   нетрудно,   его   имя   спрятано   в стихотворении   (учитель   читает   стихотворение   А.   Усачёва   «Жужжащие стихи») Встретил я в лесу ежа. Ёж лежал в лесу,  жужжа. Я спросил ежа:  ­ Скажите, отчего вы так жужжите? Ёж сказал: ­ Я не жужжу, после ужина лежу. Я на ужин съел ужа, Может, он лежит жужжа? Я сказал ужу: ­Скажите, отчего вы так жужжите? ­ После ужина лежу. Жабу съел я у болота. Может, ей жужжать охота? Жабе я кричу: ­ Скажите, отчего вы так жужжите? Жаба квакнула ужу: ­ И совсем я не жужжу. Проглотила я жука, Жук жужжит наверняка. Какой же звук главенствует над звуками? Узнали вы его? Что вы можете сказать об этом звуке? 4 Как ни приятно было в гостях, надо отправляться в путь. Но что же с кораблями?   Как   объяснить   буквам   и   звукам,   какая   из   частей   корабля требует ремонта? Выполнить задание. Задание   командам:  Какую   гласную   букву   надо   заменить   в   слове МЕЧТА, чтобы получилось название части корабля? На доске сделайте фонетический разбор слов: 1 команда – мечта 2 команда – мачта Внимание!   Радисты   обоих   кораблей   получают   радиограммы.   Они зашифрованы, но тем, кто побывал на острове Фонетика, не составит труда их расшифровать. 1 команда: /Ф ПУТ*И АЖИДАЙТ*И ПР*ИКЛ*УЧ*ЭН*ИЙ/ 2 команда: /ПР*ИВ*ЭТ УЧ*АСН*ИКАМ САР*ИВНАВАН*ИЙ/ Что ж, всё в порядке. Отправляемся в путь. Покидаем гостеприимный остров Фонетика (Название раздела – в словарь). Многие говорят, что главный на корабле кок, потому что путь к сердцу команды лежит через желудок. А разве не имеет значения  ЛЕКСИКОН? Что же это такое? Есть ли он на кораблях? Молодцы, моряки! А что это впереди по курсу? Это рифы! Обогнуть их, меняя курс? Собьёмся с пути! А вот если поможем коку на камбузе, задача будет решена.  Объясните   значения   слов  камбуз,   кок.  К   какой   группе   слов   по значению вы бы отнесли эти слова? Задания   командам:  лексический   диктант   (по   одному   человеку   от команды). Остальные – в тетрадях. ­ Имя существительное 2 склонения, обозначающее непромокаемое пальто (плащ). ­ Имя существительное женского рода, антоним к слову «правда» (ложь). 5 ­ Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды (капюшон). ­ Плод дуба (желудь). ­ Очень тихий звук (шорох). ­ Очень тихий разговор (шёпот). ­ Число, которое делится на два (чётное). ­ Водитель машины (шофёр). ­ Выдолбленная из дерева лодка (чёлн). ­ Сильный вихрь, поднимающий столбом воду, песок (смерч). Недолго   длилось   спокойное   плавание.   Сигнальщики   объявили   о вулкане. Опять кораблям грозит опасность. Необходимо выполнить задание. Задание   командам:  найти   антонимы   в   отрывке   из   поэмы   М.Ю. Лермонтова. Но сначала расскажите, какие слова называются антонимами. Клянусь я первым днём творенья,                               Клянусь его последним днём,                               Клянусь позором преступленья                               И вечной славы торжеством.                               Клянусь паденья горькой мукой,                                Победы краткою мечтой,                                Клянусь свиданием с тобой                               И вновь грозящею разлукой… Только удалось избежать неприятностей, как штурман объявляет об  айсбергах. Что это такое? Необходимо избежать катастрофы, срочно выполнить задание. Задание командам: Какое слово не является синонимом? Всадник, наездник, человек. Верховой, ездок, конный. Бобик, животное , барбос. Какие же слова называются синонимами? 6 А теперь обратите внимание на эти странные слова: атлас, хлопок, пироги.  Сколько слов здесь записано? Как называются такие слова? Придумайте  сними словосочетания, чтобы было ясным значение каждого  предложенного слова. А теперь давайте дадим имя этому опасному месту в океане Русский язык,  где пришлось нам вспомнить профессиональные слова,  антонимы, синонимы,  омографы. Мы назовём это место Лексика. Наше путешествие продолжается. Только команда собралась отдохнуть,  как пиратский корабль показался на горизонте. Вот тогда и вспомнили все  участники соревнования девиз путешественников: «Быть сильным хорошо,      //  Быть умным лучше вдвое». Только знания помогут победить морских  разбойников. Задание командам: разобрать по составу слова; выполнить  словообразовательный разбор слов: 1 команда – бескрайний 2 команда – приморский Молодцы, матросы! Следуем дальше. Тут все обратили внимание, что судно стоит на месте. Большой косяк рыб  стал препятствием. Капитан позволил отдохнуть, но с пользой для каждого  участника соревнования. Задание командам: записать слова – отгадки, объяснить написание. Какая  орфограмма в этих словах? Паренёк под облаками    Ловко действует руками.       Нервы крепки, зорок глаз,                                            Кто же это?  (Верхолаз) И на земле и на снегу      Я зверя выследить смогу     По следу лапок и копыт.                                             На то ведь я и  … (Следопыт) 7 Хоть заманчив он на вид,                                         Но, однако, ядовит.                                         Знают люди с давних пор,                                         Что не съедобен … (Мухомор) Какие соединительные гласные могут быть в сложных словах?  Приведите примеры таких слов. Пока мы отдыхали, радист принял сообщение «SOS». Поспешим на  помощь, нельзя медлить. Задание командам: заменить словосочетание  одним словом, записать,  объяснить правописание: ­ Время перед восходом. ­ Не имеющий вкуса. ­ Попросить прощения. ­ Не способный к жалости. ­ День без ветра. ­ Не знающий страха. Пока спасали людей, не заметили, что новый остров показался. Как же он  называется? Я могу вам подсказать: Слово делится на части,                                           Ах, какое это счастье!                                           Может каждый грамотей                                           Делать слово из частей! О каких частях идёт речь? Какой научный термин существует для  названия значимых частей слова?  (Морфема) Мы добрались с вами до  острова Словообразование. Но какие таинственные эти морфемы! Отгадайте  слово и узнаете основную черту характера жителей этого острова. В этом слове приставка как в слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ, корень как в  слове ЗАБОТА, суффикс как в слове ОСЕННИЙ, окончание как в слове  КРАСНЫЙ. 8 Молодцы, с заданием справились. Запомним, что остров, на котором мы  побывали называется Словообразование (в словарь). Можно продолжать  путешествие.  Но что это? Нам преградили путь скалы! Смелые матросы знают, как их  преодолеть. Каждая команда приготовила для соперников задание. Выполним  его – и путь свободен! 1 команда (задание на тему «Несклоняемые имена существительные») 2 команда (задание на тему «Повелительное наклонение глагола») Какой же раздел науки о языке изучает части речи?  Морфология» ­  так и назовём скалы.  А вот и остров Синтаксис. Жители встречают путешественников. Кто же  живёт на острове? На острове очень красиво. Островитяне приглашают пройтись по лесным  тропинкам острова, но сначала надо помочь им разобраться с коварными  падежами, которые решили подшутить над словами. Что это за падежи? Вы  узнаете, выполнив задание. Задание командам: поставить существительные в скобках в нужные  падежные формы. Земля под (сапог) скрипела и пружинила. Это лежали листья. Тёплые,  лёгкие, хрупкие, отличные один от (другой). Воздух в (лес) был застывший, густой. Нагретое дерево пахло сырой свежестью (древесина). Осина пахла  приторно сладко, горько дышала ольха. Лес жил отдельно от остального  (мир). И запахи, и свет, и звуки по­иному раздавались здесь. И каким  странным кажется мох в (капли) росы, гаснущих в сумраке лесного (день).   Выразительно   прочитайте   текст. существительных.   Назовите   падежи   имён Молодцы,   матросы!   Работали   дружно,   увлечённо,   поэтому   хозяева   острова предложили   вам   работу   посложнее:   создать   два   текста   на   тему   «Майский день». 1 команда – в научном стиле. 2 команда – в художественном стиле. 9 Вот и выполнена вся работа, можно возвращаться домой. И опять впереди – океан!   Огромный,   удивительно   сложный   и   простой   одновременно.   Сколько рифов и течений в нём! Но любознательным и дружным он не опасен. Значит, вперёд, к новым приключениям! 10

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»

Лингвистический КВН  «Путешествие юных мореплавателей к островам океана Русский Язык»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017