Принцип, положенный в основу правописания безударных
личных окончаний глаголов в настоящем и будущем
времени. В основе правила "Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени" лежит морфологический
принцип, чем обеспечивается единообразное написание окончаний
глагола независимо от их произношения. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, уче-
ник должен:
1) обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
ЛИНГВО ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ
БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
§ 1.Принцип, положенный в основу правописания безударных
личных окончаний глаголов в настоящем и будущем
времени.
В основе правила "Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени" лежит морфологический
принцип, чем обеспечивается единообразное написание окончаний
глагола независимо от их произношения.
§ 2. Языковые особенности орфограммы, указывающиеся
в формулировке правила.
В данном орфографическом правиле дана фонетикограмматичес
кая характеристика орфограммы:
" 1безударный" (гласный) 0" фонетический признак орфограммы;
1"личные окончания глаголов" 0 грамматический признак орфог
раммы.
§ 3.Три этапа анализа орфограммы, основанные
на их признаках.
Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, уче
ник должен:
1) обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
2) установить, какое орфографическое правило необходимо при 26
менить в данном случае (выборочный этап анализа);
3) решить вопрос о конкретном написании, выделив существен
ные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографи
ческого правила (заключительный этап анализа).
Все признаки орфограммы делятся на 3 группы:
1) опознавательные признаки;
2) признаки, помогающие выбрать нужное правило ("выбороч
ные");
3) признаки, определяющие написание ("заключительные").
Анализирую данное правило.
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глаго
ла, надо определить его спряжение.
Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяют по
неопределенной форме.
Глаголы, которые оканчиваюся в неопределенной форме на ить,
относятся ко II спряжению: строить, клеить. Большинство глаголов
на ать, ять, еть, ыть, оть, уть относятся к I спряжению: ду
мать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть.
ПАМЯТКА.
Для того, чтобы правильно написать безударное личное оконча
ние глагола, надо:
1) определить время, лицо и число глагола;
2) назвать неопределенную форму этого глагола и по гласной
букве перед окончанием ть определить спряжение;
3) вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице
и числе. 27
I II
шь шь
Е т И т
м м
те те
ут(ют) ат(ят)
Запомните, какие глаголыисключения относятся ко II спряже
нию: глаголы на еть: смотреть, вертеть, обидеть. ненавидеть, за
висеть, терпеть, видеть; на ать: слышать, дышать, гнать, дер
жать.
Можно назвать три группы признаков орфограммы:
"безударные гласные" "опознавательный" признак;
"в личных окончаниях глаголов" "выборочные" признаки;
"в неопределенной форме оканчивается на ить, значит отно
сится ко II спряжению", "в неопределенной форме оканчивается на
ать, еть, если является глаголомисключением, то относится ко
II спряжению, "остальные глаголы относятся к I спряжению" "зак
лючительные" признаки орфограммы.
Признаки орфограммы должны быть расположены в той последо
вательности, в которой надо проводить анализ орфограммы, чтобы
верно применить правило.
§ 4. Последовательность орфографических действий,
отраженных в формулировке правила.
В формулировке правила вначале указываются опознавательные
признаки орфограммы, затем "выборочные" и, наконец, "заключитель 28
ные" признаки орфограммы.
В формулировке данного правила опознавательные, "выборочные"
и "заключительные" признаки орфограммы названы в той последова
тельности, которая фактически нужна ученику для орфографического
разбора.
В формулировке данного правила можно указывать сразу все
глаголы, которые относятся ко II спряжению, т.е. 11 глаголовиск
лючений (4 на ать и 7 на еть) сразу записывать во II спряжение.
Данное изменение оказывается в "заключительном" признаке ор
фограммы и как таковой решающей роли не играет.
Т.е. правило могло бы выглядеть и следующим образом:
"чтобы не ошибиться в правописании безударных личных оконча
ний, надо поставить глагол в неопределенной форме.
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной
форме оканчиваются на ить, кроме брить, стелить: строить стро
ит, строят; 4 глагола на ать: гнать, дышать, держать, слышать;
7 глаголов на еть: вертеть, видеть, терпеть, обидеть, смотреть,
терпеть,, зависеть, ненавидеть.
Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть моют, мо
ет; полоть полет, полют; тянуть тянет, тянут и др."
Такая формулировка правила на "заключительном" этапе позво
лит сразу определить, к какому спряжению относится глагол. Если
этот глагол не на ить и не один из 11 перечисленных, то этот
глагол относится к I спряжению.
Т.к. все глаголыисключения относятся ко II спряжениё, их
необязательно выносить отдельно (уже после того, как было сказано
про II и I спряжение).
В формулировке правила указан опознавательный признак орфог 29
раммы ("Безударные гласные...").
§ 5. Анализ названия орфографической темы.
В названии темы ("Правописание безударных личных окончаний
глаголов в настоящем и будущем времени") указан опознавательный
признак орфограммы ("Безударные гласные...") и "выборочные" приз
наки ("...в окончаниях глаголов). На выборочном этапе анализа оп
ределяется 2 признака:
1) морфема, в которой имеется безударный гласный;
2) часть речи.
Признаки, указанные в названии темы, полностью совпадают с
признаками, указанными в формулировке правила (опознавательный и
"выборочный" признаки).
§ 6. Метод объяснения орфографического правила.
Обоснование этого метода.
Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктив
ный метод.
На доске следующая запись:
I II
Я играю хожу
Ты играешь ходишь
Он инграет ходит
Мы играем ходим
Они играют ходим
Вы играете ходите 30
Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.
Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со
всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву
во всех окончаниях.
I е ут, ют
II и ат, ят.
Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное лич
ное окончание глагола.
Например: я строю, ты стро.шь, он стро.т, они стро.т.
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо
определить его спряжение).
Как определить спряжение глаголов с безударными личными
окончаниями в настоящем и будущем времени.
(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опре
деляют по неопределенной форме).
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.
пиш.шь, друж.шь
1) В какой части слова пропущена буква?
2) Ударные гласные или нет?
3) К какой части речи относятся данные слова?
4) Как определить, какую букву писать?
Формулируется правило.
Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.
В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Крас
неть) стройный клен. Труд (кормит), а лень (портить). 31
§ 7. Содержание и последовательность
орфографического разбора.
Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап
анализа), учащийся:
1) выделяет морфему с безударным гласным;
2) определяет часть речи (выборочный этап анализа);
3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола,
ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается
неопределенная форма глагола;
4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на
еть или ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу
глаголовисключений (заключительный этап анализа).
Письменный разбор:
Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I
спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии
в небе снуют.
Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко,
ласково.
Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием,
учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряже
ние глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряже
ние; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельст
во.
Устный орфографический разбор:
"В слове шепчет безударный гласный находится в окончании
глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на ать,
это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание ет." 32
§ 8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение.
Правила правописания личных окончаний глаголов распространя
ются на большое количество слов. По данным Т.В.Напольновой, гла
голов с безударными личными окончаниями 17605, из них глаголов I
спряжения 14232, II спряжения 3373.
Одна из причин ошибок в написании безударных личных оконча
ний глаголов I и II спряжений заключается в том, что школьники
подчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме.
Учащиеся затрудняются поставить глаголы в неопределенной
форме в следующих случаях:
а) если при образовании личных форм глагола происходит че
редование согласных (подыскать подыщет, плескаться плещется,
колыхать колышет, щебетать щебечет, рассказать расскажет и
под.); особенно трудными являются глаголы на ать, в которых в
настоящем и будущем времени выпадает а (колыхать, щебетать и
под.);
б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные гла
голы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од
ного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида
глаголом II спряжения), например: усилить усиливать, вытащишь
вытаскивать, заметить замечать, дополнить дополнять и под.
(ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подби
рают неопределенную форму другого вида);
в) если глаголы безличные: хочется спать, дышится легко, от
печи так и пышет жаром и под. Безличные глаголы в неопределенной
форме употребляются редко, а иногда и совсем не употребляются, 33
например, глагол "пыхать" в значении "испускать жар, быть жарким"
в неопределенной форме не употребляется. Он употребляется лишь в
форме 3го лица единственного и множественного числа (этот глагол
бывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жа
ром);
г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным
спряжениям, напрмер: гнать гонять, выгнать выгонять, слышать,
слушать, вырастить вырасти и под.
Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаго
лы в неопределенной форме в следующих случаях:
если глаголы оканчиваются на ять: сеять, веять, реять, за
лаять (употребительных глаголов ан ять немного в русском языке);
Если встречаются с глаголами молоть, клеить, удвоить и под.
Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на ять:
келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) не
соотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чере
дуются гласные О и Е (молоть мелет) и учащиеся не считают их
однокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования);
если встречаются с глаголами, которые учащиеся неправильно
употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хо
зяйничать и др.)
Отметим и другие трудные случаи:
1) глаголы на оть: колоть, полоть, бороться и под.;
2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому зна
чения и по формальным признакам лица и числа, но являются глаго
лами разных наклонений: вынесите вынесет, пишите пишете. При
указанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к ка
кому наклонению ( изъяснительному или повелительному) относится 34
тот или иной глагол, в результате чего допускаются ошибки;
3) глаголы на еть и на ать. Большая часть глаголов на еть
и ать относится к I спряжению, незначительная часть ко II
спряжению. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учиты
вают того, что 7 глаголов еть и 4 глагола на ать относятся ко
II спряжению (считают все глагола на еть и на ать глаголами I
спряжения) или если учащиеся глаголы на еть и ать пишут по ана
логии с глаголамиисключениями (то есть считают все глаголы на
еть и ать глаголами II спряжения);
4) глаголы с приставкой вы (вымыть, выпить, вышить, выбить
и под.) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате че
го личные окончания становятся безударными, в то время как в
бесприставочных глаголах эти окончания ударные (выпьет пьет,
выльет льет, вышьет шьет, выспится спит и под.) Ошибки
возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки
вы и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие
приставки вы, определяя спряжение глаголов по неопределенной
форме.
В глаголахисключениях, имеющих приставку или частицу ся (а
иногда и приставку, и частицу ся) ошибок встречается в 23 раза
больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы
ся. Очевидно, наличие приставки и частицы ся затрудняет "узна
вание" глаголовисключений.
Спряжение глаголов некоторые учащиеся определяют по вопросу
что делать?
Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки,
разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго
лам II спряжения, то появляются ошибки. 35
В глаголах I спряжения с основой на шипящие Ж и Ш ошибки
возникают потому, что учащиеся пишут их, неверно применяя прави
ло: "жи, ни пиши с буквой и". По этому "правилу", как показали
индивидуальны беседы, ошибочно были написаны такие, например,
слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др.
Ошибки возникают и тогда, когда учащиеся не узнают парадигм
спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной фор
мы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов ("сеят").
Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу мно
жественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: "Колишь, потому
что они колят", "гладешь, потому что они гладят"; "пенется, пото
му что они пенются"; "слышешь, потому что слышут".
Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в ра
ботах учащихся появляются в том случае, если учащиеся не могут
правильно поставить глагол в неопределенной форме и определить,
на что оканчивается глагол в неопределенной форме; затрудняются
верно установить грамматические признаки глагола, определяют
спряжение глагола по вопросам что делать? что сделать? или по
3му лицу множественного числа; учитывают не все существенные
признаки, верное определение которых способствует безошибочному
письму, или учитывают несущественные признаки, а существенные
признаки не принимают во внимание.
.