ЛИНГВО ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Принцип, положенный в основу правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. В основе правила "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" лежит морфологический принцип, чем обеспечивается единообразное написание окончаний глагола независимо от их произношения. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, уче- ник должен: 1) обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);
Иконка файла материала ЛИНГВО ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ.doc
ЛИНГВО  ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ           БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.      § 1.Принцип, положенный в основу правописания безударных          личных окончаний глаголов в настоящем и будущем          времени.      В основе правила "Правописание безударных  личных  окончаний глаголов в  настоящем  и  будущем  времени" лежит морфологический принцип, чем  обеспечивается  единообразное  написание  окончаний глагола независимо от их произношения.      § 2. Языковые особенности орфограммы, указывающиеся           в формулировке правила.      В данном орфографическом правиле дана  фонетико­грамматичес­ кая характеристика орфограммы:      " 1безударный" (гласный) 0" ­ фонетический признак орфограммы;       1"личные окончания  глаголов" 0 ­ грамматический признак орфог­ раммы.      § 3.Три этапа анализа орфограммы, основанные          на их признаках.      Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, уче­ ник должен:      1) обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа);      2) установить, какое орфографическое правило необходимо при­­ 26 ­ менить в данном случае (выборочный этап анализа);      3) решить вопрос о конкретном написании,  выделив существен­ ные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографи­ ческого правила (заключительный этап анализа).      Все признаки орфограммы делятся на 3 группы:      1) опознавательные признаки;      2) признаки,  помогающие  выбрать  нужное правило ("выбороч­ ные");      3) признаки, определяющие написание ("заключительные").                    Анализирую данное правило.      Чтобы правильно  написать безударное личное окончание глаго­ ла, надо определить его спряжение.      Спряжение глаголов  с  безударными окончаниями определяют по неопределенной форме.      Глаголы, которые оканчиваюся в неопределенной форме на ­ить, относятся ко II спряжению:  строить, клеить. Большинство глаголов на ­ать,  ­ять, ­еть, ыть, ­оть, уть относятся к I спряжению: ду­ мать, сеять, зеленеть, рыть, полоть, тянуть.                              ПАМЯТКА.      Для того, чтобы правильно написать безударное личное оконча­ ние глагола, надо:      1) определить время, лицо и число глагола;      2) назвать  неопределенную  форму этого глагола и по гласной букве перед окончанием ­ть определить спряжение;      3) вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.­ 27 ­              I                     II             шь                     шь        ­ Е  т                 ­ И  т             м                      м             те                     те        ­ут(­ют)               ­ат(­ят)      Запомните, какие глаголы­исключения относятся ко II  спряже­ нию: глаголы на ­еть: смотреть, вертеть, обидеть. ненавидеть, за­ висеть, терпеть,  видеть;  на ­ать:  слышать, дышать, гнать, дер­ жать.      Можно назвать три группы признаков орфограммы:      ­ "безударные гласные" ­ "опознавательный" признак;      ­ "в личных окончаниях глаголов" ­ "выборочные" признаки;      ­ "в неопределенной форме оканчивается на ­ить, значит отно­ сится ко II спряжению",  "в неопределенной форме оканчивается  на ­ать, ­еть,  если является глаголом­исключением,  то относится ко II спряжению, "остальные глаголы относятся к I спряжению" ­ "зак­ лючительные" признаки орфограммы.      Признаки орфограммы должны быть расположены в той  последо­ вательности, в  которой  надо проводить анализ орфограммы,  чтобы верно применить правило.      § 4. Последовательность орфографических действий,           отраженных в формулировке правила.      В формулировке  правила  вначале указываются опознавательные признаки орфограммы, затем "выборочные" и, наконец, "заключитель­­ 28 ­ ные" признаки орфограммы.      В формулировке данного правила опознавательные, "выборочные" и "заключительные"  признаки  орфограммы названы в той последова­ тельности, которая фактически нужна ученику для  орфографического разбора.      В формулировке данного правила  можно  указывать  сразу  все глаголы, которые относятся ко II спряжению, т.е. 11 глаголов­иск­ лючений (4 на ­ать и 7 на ­еть) сразу записывать во II спряжение.      Данное изменение оказывается в "заключительном" признаке ор­ фограммы и как таковой решающей роли не играет.      Т.е. правило могло бы выглядеть и следующим образом:      "чтобы не ошибиться в правописании безударных личных оконча­ ний, надо поставить глагол в неопределенной форме.      Ко II спряжению относятся глаголы,  которые в неопределенной форме оканчиваются на ­ить, кроме брить, стелить: строить ­ стро­ ит, строят;  4 глагола на ­ать:  гнать, дышать, держать, слышать; 7 глаголов на ­еть:  вертеть, видеть, терпеть, обидеть, смотреть, терпеть,, зависеть, ненавидеть.      Остальные глаголы относятся к I спряжению:  мыть ­ моют, мо­ ет; полоть ­ полет, полют; тянуть ­ тянет, тянут и др."      Такая формулировка  правила на "заключительном" этапе позво­ лит сразу определить,  к какому спряжению относится глагол.  Если этот глагол  не  на  ­ить и не один из 11 перечисленных,  то этот глагол относится к I спряжению.      Т.к. все  глаголы­исключения  относятся ко II спряжениё,  их необязательно выносить отдельно (уже после того, как было сказано про II и I спряжение).      В формулировке правила указан опознавательный признак орфог­­ 29 ­ раммы ("Безударные гласные...").      § 5. Анализ названия орфографической темы.      В названии  темы  ("Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени")  указан  опознавательный признак орфограммы ("Безударные гласные...") и "выборочные" приз­ наки ("...в окончаниях глаголов). На выборочном этапе анализа оп­ ределяется 2 признака:      1) морфема, в которой имеется безударный гласный;      2) часть речи.      Признаки, указанные в названии темы,  полностью совпадают  с признаками, указанными  в формулировке правила (опознавательный и "выборочный" признаки).      § 6. Метод  объяснения орфографического правила.           Обоснование этого метода.      Данное правило можно объяснить детям,  использовав индуктив­ ный метод.      На доске следующая запись:                       I           II             Я       играю       хожу             Ты      играешь     ходишь             Он      инграет     ходит             Мы      играем      ходим             Они     играют      ходим             Вы      играете     ходите­ 30 ­      Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями.  Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.      I  ­ е   ­ут, ­ют      II ­ и   ­ат, ­ят.      ­ Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное лич­ ное окончание глагола.      Например: я строю, ты стро.шь, он  стро.т, они стро.т.      (Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение).      ­ Как  определить  спряжение  глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.      (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями  опре­ деляют по неопределенной форме).      ­ Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.                   пиш.шь,  друж.шь      1) В какой части слова пропущена буква?      2) Ударные гласные или нет?      3) К какой части речи относятся данные слова?      4) Как определить, какую букву писать?      Формулируется правило.      Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.      В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Крас­ неть) стройный клен. Труд (кормит), а лень ­ (портить).­ 31 ­      § 7. Содержание и последовательность           орфографического разбора.      Обнаружив в  слове  безударный гласный (опознавательный этап анализа), учащийся:      1) выделяет морфему с безударным гласным;      2) определяет часть речи (выборочный этап анализа);      3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит,  на что оканчивается неопределенная форма глагола;      4) если этот глагол в неопределенной форме  оканчивается  на ­еть или  ­ать,  выясняет,  не относится ли данный глагол к числу глаголов­исключений (заключительный этап анализа).      Письменный разбор:      Молодая зелень (шептать,  I  спр.)  шепчет,  (колыхаться,  I спр.) колышется.  (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.      Все кругом (смотреть,  исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.      Прежде чем написать глагол с безударным  личным  окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряже­ ние глагола и в скобках указывают неопределенную форму и  спряже­ ние; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельст­ во.                  Устный орфографический разбор:      "В слове  шепчет  безударный  гласный  находится в окончании глагола, неопределенная форма ­ шептать,  оканчивается  на  ­ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание ­ет."­ 32 ­      § 8. Виды ошибочных обобщений и их возникновение.      Правила правописания личных окончаний глаголов распространя­ ются на большое количество слов.  По данным Т.В.Напольновой, гла­ голов с безударными личными окончаниями 17605,  из них глаголов I спряжения ­ 14232, II спряжения ­ 3373.      Одна из  причин ошибок в написании безударных личных оконча­ ний глаголов I и II спряжений заключается в  том,  что  школьники подчас не умеют правильно поставить глагол в неопределенной форме.      Учащиеся затрудняются  поставить  глаголы  в  неопределенной форме в следующих случаях:      а) если при образовании личных форм глагола  происходит  че­ редование согласных (подыскать ­ подыщет,  плескаться ­ плещется, колыхать ­ колышет,  щебетать ­ щебечет, рассказать ­ расскажет и под.); особенно  трудными  являются глаголы на ­ать,  в которых в настоящем и будущем времени  выпадает  а  (колыхать,  щебетать  и под.);      б) если глагол имеет видовую пару,  причем однокоренные гла­ голы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол од­ ного вида является глаголом I спряжения,  глагол другого  вида  ­ глаголом II спряжения), например: усилить ­ усиливать, вытащишь ­ вытаскивать, заметить ­ замечать,  дополнить ­ дополнять  и  под. (ошибки возникают в том случае, если учащиеся при проверке подби­ рают неопределенную форму другого вида);      в) если глаголы безличные:  хочется спать, дышится легко, от печи так и пышет жаром и под.  Безличные глаголы в  неопределенной форме употребляются  редко,  а  иногда и совсем не употребляются,­ 33 ­ например, глагол "пыхать" в значении "испускать жар, быть жарким" в неопределенной форме не употребляется.  Он употребляется лишь в форме 3­го лица единственного и множественного числа (этот глагол бывает не только безличным, но и личным, например: Печь пышет жа­ ром);      г) если  глаголы  близки  по  смыслу,  но относятся к разным спряжениям, напрмер: гнать ­ гонять, выгнать ­ выгонять, слышать, слушать, вырастить ­ вырасти и под.      Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаго­ лы в неопределенной форме в следующих случаях:      если глаголы оканчиваются на ­ять:  сеять, веять, реять, за­ лаять (употребительных глаголов ан ­ять немного в русском языке);      Если встречаются с глаголами молоть,  клеить, удвоить и под. Последние два глагола учащиеся нередко считают глаголами на ­ять: келять, удвоять; а глагол мелешь (мелет, мелем, мелете, мелют) не соотносят с глаголом молоть ввиду того, что в корне глаголы чере­ дуются гласные  О  и  Е (молоть ­ мелет) и учащиеся не считают их однокоренными глаголами (они не учитывают наличия чередования);      если встречаются с глаголами,  которые учащиеся неправильно употребляют в своей речи (кашлять, выздороветь, капризничать, хо­ зяйничать и др.)      Отметим и другие трудные случаи:      1) глаголы на ­оть: колоть, полоть, бороться и под.;      2) глаголы, которые совпадают по основному лексическому зна­ чения и по формальным признакам лица и числа,  но являются глаго­ лами разных наклонений:  вынесите ­ вынесет, пишите ­ пишете. При указанных обстоятельствах учащиеся затрудняются определить, к ка­ кому наклонению ( изъяснительному или  повелительному)  относится­ 34 ­ тот или иной глагол, в результате чего допускаются ошибки;      3) глаголы на ­еть и на ­ать. Большая часть глаголов на ­еть и ­ать  относится  к  I  спряжению,  незначительная часть ­ ко II спряжению. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не учиты­ вают того,  что  7 глаголов ­еть и 4 глагола на ­ать относятся ко II спряжению (считают все глагола на ­еть и на ­ать  глаголами  I спряжения) или если учащиеся глаголы на ­еть и ­ать пишут по ана­ логии с глаголами­исключениями (то есть считают  все  глаголы  на ­еть и ­ать глаголами II спряжения);      4) глаголы с приставкой вы­ (вымыть,  выпить, вышить, выбить и под.) перетягивающей на себя ударение в слове, в результате че­ го личные окончания становятся безударными,  в  то  время  как  в бесприставочных глаголах  эти  окончания  ударные (выпьет ­ пьет, выльет ­ льет,  вышьет ­ шьет,  выспится ­ спит  и  под.)  Ошибки возникают в том случае, если учащиеся незнакомы с ролью приставки вы­ и при анализе соответствующих глаголов не обращают на наличие приставки  вы­,  определяя  спряжение  глаголов по неопределенной форме.      В глаголах­исключениях, имеющих приставку или частицу ­ся (а иногда и приставку,  и частицу ­ся) ошибок встречается в 2­3 раза больше, чем  в  бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы ­ся. Очевидно,  наличие приставки и частицы ­ся затрудняет "узна­ вание" глаголов­исключений.      Спряжение глаголов  некоторые учащиеся определяют по вопросу что делать?      Если этот вопрос ставится к глаголам I спряжения, то ошибки, разумеется, не допускаются, если же этот вопрос ставится к глаго­ лам II спряжения, то появляются ошибки.­ 35 ­      В глаголах I спряжения с основой на шипящие  Ж  и  Ш  ошибки возникают потому,  что учащиеся пишут их, неверно применяя прави­ ло: "жи,  ни пиши с буквой и".  По этому "правилу",  как показали индивидуальны беседы,  ошибочно  были  написаны такие,  например, слова, не спишешь, колышется, не колышет, не расскажешь и др.      Ошибки возникают и тогда,  когда учащиеся не узнают парадигм спряжения. Поэтому они под влиянием суффиксов неопределенной фор­ мы пишут соответствующие гласные в окончаниях глаголов ("сеят").      Иногда учащиеся определяют спряжение глагола по 3 лицу  мно­ жественного числа. Вот некоторые ответы учащихся: "Колишь, потому что они колят", "гладешь, потому что они гладят"; "пенется, пото­ му что они пенются"; "слышешь, потому что слышут".      Итак, ошибки на правописание личных окончаний глаголов в ра­ ботах учащихся  появляются  в том случае,  если учащиеся не могут правильно поставить глагол в неопределенной форме  и  определить, на что  оканчивается глагол в неопределенной форме;  затрудняются верно установить  грамматические  признаки  глагола,   определяют спряжение глагола  по  вопросам что делать?  что сделать?  или по 3­му лицу множественного числа;  учитывают  не  все  существенные признаки, верное  определение  которых способствует безошибочному письму, или учитывают  несущественные  признаки,  а  существенные признаки не принимают  во внимание. .