Аннотация
Курсовая работа посвящена теме лирического образа природы в рисунках младшего школьного возраста.
В работе рассматриваются теоретические аспекты лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
Большое место в работе уделено особенностям формирования лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
Изучается предмет исследования педагогического условия, лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
Подробно описывается опытно-экспериментальная работа по проведению исследования лирического образа природы в рисунках младшего школьного возраста.
В работе выявлен начальный уровень лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста.
Работа представляет интерес с точки зрения педагогической практики начального образования.
Работа содержит 39 листов текста, 3 рисунка, 1 таблица, 3 приложения.
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты изображения лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста
1.1 Рассмотрение проблемы развития эстетического восприятия
1.2 Особенности развития эстетического восприятия младшими школьниками объектов природы
1.3 Педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников при изображении лирического образа природы в своем творчестве
2 Опытно-экспериментальные исследования проблемы
2.1 Выявления начального уровня развития эстетического восприятия младших школьников
2.2 Методические рекомендации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (обязательное)
Приложение Б (обязательное)
Приложение В (рекомендуемое)
Сегодня в современном образовании эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения придаётся большое значение, так как оно способствует всестороннему развитию человека, активному познанию им окружающего мира, становлению личности и формированию его чувств и сознания.
Сегодня актуальной является проблема эстетического воспитания детей через образы родной природы. В современном образовании этой проблеме отводится значимое место, так как основная цель эстетического воспитания детей и молодёжи Республики Беларусь рассматривается как «гармоничное духовно-эстетическое формирование личности» в условиях демократического общества с его гуманистической направленностью. Отсюда и основная задача эстетического воспитания – целенаправленное развитие разносторонних качеств личности ребёнка.
Известные педагоги и психологи, такие как В. А. Левин, Б. М. Теплов, М. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др., отмечали, что формирование высокоразвитого, гармонического человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умение глубоко и тонко понимать и чувствовать её красоту. Поэтому первостепенной эстетической школой, подготавливающей ребёнка к восприятию искусства, является природа. Природа со своими неповторимыми живописными местами, богатством и гармонией цветовой гаммы.
В настоящее время на практике учёными, педагогами и психологами доказано, что возникают трудности восприятия детьми природы. Известный педагог Л. В. Компанцева обуславливает это тем, что «У детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и её образах и поэтому они не могут активно принимать свой опыт в изобразительной деятельности». К сожалению, развитию эстетического и лирического восприятия природы и окружающего мира в дошкольных учреждениях отводится второстепенное место, так как основное обучение приходит на усвоение детьми знаний и умении. Решением данной проблемы занимались известные педагоги и психологи А. В. Запорожец, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, В. Б. Косминская и др. Зубарева отмечает: «Решение данных задач следует начинать уже в детском саду…».
Работа по эстетическому восприятию образов природы дошкольников имеет различные формы, основными из них являются занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности: экскурсии и беседы, в процессе которых дети приобщаются к искусству, художественной литературе; организованная самостоятельная деятельность, где ребёнок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение. Это указывает на необходимость систематической, целенаправленной работы педагога.
Таким образом, лирический образ родной природы и отображение их в своих рисунках - это необычайно интересная проблема, которая требует особого внимания и решения.
Объект исследования: эстетическое восприятие природы младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников при создании образов природы в своём творчестве.
Цель исследования: выявить педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников при создании образов природы в своём творчестве.
Задачи обследования:
- изучение психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме эстетического восприятия лирического образа природы младшими школьниками;
- выявить начальный уровень развитости эстетического восприятия лирического образа природы в рисунках детей младшего школьного возраста;
- разработать методические рекомендации по развитию эстетического восприятия лирического образа природы в рисунках детей.
Гипотеза исследования: предполагаем, что с помощью метода наблюдения за предметами, объектами и явлениями природы можно сформировать у старших дошкольников разнообразие образов природы, которые найдут отражение в их рисунках.
Методы педагогического исследования:
- наблюдение, эксперимент;
- теоретический анализ источников;
- математические и статистические.
База исследования: город Новотроицк, 1 класс, 25 детей.
Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы должно возвысится на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием.
Детское творчество отражает окружающий мир, природу - как на основе, непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольника побуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке [10].
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми знакомятся дошкольники.
Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства художественной деятельностью детей. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становиться его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений.
В процессе восприятия поэтического произведения уточняются и систематизируются детские впечатления, побуждаются четкие и меткие определения для выражения эстетических эмоций, чувств.
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы [7].
На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Заостряется его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремиться нарисовать то, о чем сказал поэт. Дети знакомятся с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Используются не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Со старшими детьми чаще проводятся экскурсии в природу, где формируется у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать её красоту и совершенство. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремиться воспроизвести это в своих рисунках. При организации работы нужно учитывать подбор художественных произведений.
Прежде всего они должны отличаться высокой художественностью и достоверностью. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям но тематике, содержанию, языку. Это имеет большое значение для творческой изобразительной деятельности дошкольника. Изобразительность художественного образа помогает представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызвать эмоции, чувства, заостряет впечатления и воображение, усиливает мыслительную деятельность человека. Художественные образы должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой [20].
Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии.
Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Различные краски становятся более понятны детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведениях с помощью эпитетов-прилагательных указывающих на цвет предмета. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.
Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. И. Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружиться и па землю тихо падает, ложиться», «лес, что шапкой принакрылся чудной» [14].
В произведении А. С. Пушкина «Идет волшебница-зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». Колорит может вырисовываться с помощью эпитетов-прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы. Например, наступление зимы с торжеством утверждает "белый, праздничный наряд" рябинки в стихотворении Е. Трутневой «Первый снег».
Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию и правильно разместить изображение на листе бумаги. Так, Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», а Пушкин - "волше6ницей", - подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое называние зимы возбуждает у ребенка желание необычно, волшебно нарисовать, зимнюю картинку.
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.
Поэтические произведения о природе являются наиболее эффективным и специфическим средством развития творческого подхода ребенка к изображению окружающего мира. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми. Поэтическая характеристика цвета, формы предметов, композиции, индивидуальных особенностей образов, действий, способствует отражению этих качеств в детских пейзажных рисунках.
Лирический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становиться возможным благодаря развитию определенных представлений. Дети могут создавать творческие рисунки не только на основе наблюдений природных явлений. Но если проводить с ними целенаправленную работу по развитию по развитию воображения и знакомить их при этом с поэзией, то лирические образы природы, обязательно будут присутствовать в детском рисунке, обогащая и дополняя его характерными деталями. Лирический образ помогает найти ребенку изобразительные средства, способствует созданию в рисунке развернутого пейзажа, что помогает расположить все предметы в определенных отношениях, четко показать какие-то признаки того или иного времени года, выразить чувства [8].
Детские пейзажи всегда выразительны, хотя техника их исполнения подчас несовершенна. Рисуя пейзаж, ребенок стремится к отражению лишь характерных, на его взгляд, признаков и особенностей.
Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшим он помогает выразить к образу. Старшие дети, изображая различные цветовые оттенки предметов, придают некоторую выразительность образам, придают настроение поэтических строк. В значительной степени поэтическое произведение способствует развитию композиционных умений детей. Иногда ребята могут дополнить картину о растительном мире изображением животных или птиц. Наиболее часто в пейзажах встречаются изображения различных пород деревьев с листьями и без них, кустов, травы, реки, солнца, неба. Дети живо передают состояние природы, время дня, года [21].
Нужно постоянно помнить о влиянии эмоций, как движущей силе воображения и выразительности детского творчества. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт; который ребенок получает через восприятие. Выразительность их зависит от увлечения темой, от интересов детей. Чем сильнее захватывает дошкольника тема рисунка, тем более выразительно он старается ее передать. Предпосылкой создания выразительного рисунка дошкольника является овладение им изобразительной грамотой, т. е. элементарными навыкам, умениями в области рисования [23].
Работа, по развитию детского изобразительного творчества, в рисовании природы, должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе в искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.
Одной из форм систематической работы по эстетическому восприятию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которого развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе.
К основным методам, используемых для развития эстетического восприятия и детского творчества относятся: рассматривание соответствующих иллюстраций и картин о природе; показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа [12].
Для изображения пейзажа дети могут использовать акварель, гуашь, в старших группах им доступно применение таких изобразительных материалов, как угольный карандаш, восковые мелки, пастель. Они уже знают, что на темном фона светлые тона кажутся светлее, а на светлом - темнее.
Для развития остроты восприятия насыщенности цвета можно использовать игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке», «Составь оттенки синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа- самая светлая».
Прежде чем учить детей, нужно самому овладеть способами работы с различными краскам и гуашью, акварелью. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка [11].
Можно рекомендовать способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивания краски, размыва и т. д. В средней группе цвет фона задается, в старшей группе дети чаще самостоятельно подготавливают нужный фон, используя свои знания о смешивании цветов, высветлении или затемнении их, составление нужных оттенков цвета.
При знакомстве с опоэтизированной природой нужно дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, научить сравнивать, как отраженно одно и то же природное явление в разных поэтических строках дети начинают понимать эту красоту, связывают се с тем, что лес-богатство нашей Родины, её могущество, т. е. у них воспитывается не только эстетические, но и нравственные, гражданские чувства. Беречь лес, природу - этому человек должен научиться с детства. Нужно показать образ гуманного отношения ко всему живому. Так после сильного снегопада ветки деревьев гнутся под тяжестью снега и могут сломаться. Совместно с детьми стряхнуть снег, где это возможно, с кустарников и деревьев, чтобы сохранить их невредимыми. Такая работа окажет положительное влияние на воспитание эмоционально-гуманных чувств дошкольников и на развитие их в дальнейшем во время изобразительной деятельности [4].
Итак, отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе, Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка,а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании, ребенок и в более старшем возрасте будет испытывать ее благотворное влияние [6].
Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художественно-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т.е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу [2].
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдений, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, т.е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это не простая задача [13].
В начальной школе дети знакомятся с пейзажем как жанром живописи. Задачи занятий с школьниками данного возраста:
- развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать свое отношение к воспринимаемому пейзажу;
- подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи;
- познакомить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы, погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы; композицией - построением картины, выбором формата полотна в зависимости от содержания изображаемого, построением планов (близко-далеко), выделением главного; сочетанием цветов (на светлом-темным, на темном-светлым и т.д.) Обучить сопоставлять настроение пейзажа с настроением, выраженным в других искусствах - музыке, поэзии, танце и т.д.;
- на доступном для детей уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах: первозданном природном пейзаже с ярко выраженным сезоном и измененном человеком - городском и сельском; о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи;
- обогатить словарь детей сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые ребята смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении. Употребление ребенком образной речи является показателем некоторой эстетической зрелости [4].
Задачей педагога явится и накопление у детей опыта эстетически образного видения и восприятия красоты окружающего нас мира природы, развития наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного образного мышления. Ибо в дальнейшем при рассматривании художественного пейзажа происходит «накладывание» имеющихся жизненных впечатлений на воспринимаемый образ, это по-новому осветит их, поможет найти «свое» в изображении, произведении, глубже, проникновеннее осмыслить картину.
При организации процесса художественного восприятия важна установка на заинтересованное рассматривание произведения искусства. психологическая установка на восприятие должна способствовать переживанию и пониманию художественного образа, формированию у дошкольников целостных представлений о произведении, в котором средства выражения - цвет, линия, пятно, объем, пространство и т.п. - как элементы художественной формы тесно связаны и подчинены содержанию.
Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведения будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями младших школьников [9].
Ребенок младшего школьного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. В течение каждого года до подготовительного дошкольного возраста, дети осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, углем, пластилином, тушью, восковыми мелками, пастелью и т.п.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует множество взглядов на проблему формирования лирического образа природы в рисунках старших дошкольников, а также помог выявить педагогические условия, способствующие этому процессу. Но лиричность образа природы в детских рисунках практически не рассматривалось исследователями, что подтолкнуло нас на экспериментальное изучение данной проблемы.
В связи с этим нами был проведен педагогический эксперимент, направленный на выявление и проверку эффективности педагогических условий, необходимых для развития выразительности лирических образов природы в рисунках детей 8-9 лет.
В эксперименте участвовал 25 детей в возрасте 8-9 лет. Были сформированы две группы детей: экспериментальная (в которой предполагалось проводить экспериментальные занятия) и контрольная (в которой подобные занятия не планировались).
Целью являлось выявление у младших школьников уровня развития наблюдательности, умений замечать происходящие в природе изменения, а так же способность отобразить, запечатлеть увиденное на листе бумаги.
Методика проведения эксперимента включала наблюдение на уроке и диагностическое занятие с детьми.
Нами было проведено занятие – рисование на тему «Пришла весна» (приложение А). Целью занятие являлось развитие у младших школьников способности замечать изменения, происходящие в природе. Прежде чем приступить к выполнению работы, многие дети вспоминали, что они наблюдали в ходе прогулки. В ходе наблюдения за творчеством детей, мы смогли отметить, что предшествующее наблюдение вызвало положительные эмоции у детей и нашло яркое отражение в их рисунках.
Для анализа продуктов деятельности детей нами были разработаны, с опорой на исследования Л.В. Компанцевой, Т.А. Копцевой и др., следующие критерии оценки:
- передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита;
- разнообразие композиции, т.е. связь между предметами;
- передача пропорций, размера предмета;
- реалистичность;
- качество изображения (техника, способ);
- множественность предметов;
- содержание рисунка (соответствует наблюдаемым образцам или нет).
Каждый критерий оценивался по 3-х балльной шкале (от 1 до 3 баллов):
1 баллом оценивались минимальные знания, умения и навыки детей;
2 баллами оценивались достаточные знания, умения и навыки детей;
3 баллами оценивались высокие знания, умения и навыки детей.
Низкий уровень (1-7 баллов) ребенок не проявляет интерес к рисованию.
Дошкольник постоянно нуждается в помощи педагога.
Средний уровень (8-14 баллов) в рисунке ребенка представлены 3-4 критерия.
Высокий уровень (15-21 балл) у ребенка наблюдается постоянный интерес к рисованию, он испытывает радость при процессе, проявляет самостоятельность.
Результаты оценки уровня развития наблюдательности у школьников приведены в приложение Б.
Проанализировав рисунки по сформированным ранее критериям, изучив и обобщив полученные нами данные, мы можем сделать вывод о том, что старшие дошкольники (экспериментальной группы) после проведения эксперимента показали более высокий уровень по каждому из выделенных критериев по сравнению с детьми, с которыми не проводилась экспериментальная работа.
Анализ созданных детьми экспериментальной и контрольной групп рисунков выявил высокий, средний и низкий уровень сформированности выразительного образа природы (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ уровней сформированности выразительного лирического образа природы в рисунках детей экспериментальной и контрольной групп
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Высокий уровень |
2 |
1 |
Средний уровень |
14 |
8 |
Низкий уровень |
2 |
2 |
Рисунок 1 - Уровни сформированности лирического образа природы в рисунках детей экспериментальной и контрольной групп
При распределении детей по уровням сформированности выразительности лирических образов природы в их рисунках было определено, что 3 ребёнка имеют высокий уровень, 22 имеют средний уровень, низкий уровень 4 детей. Соотношение полученных результатов позволило выявить динамику влияния наблюдения на формирование образов природы и определить эффективность созданных педагогических условий.
Экспериментальная работа с детьми позволила сформулировать некоторые особенности влияния наблюдения на выразительность образов природы в рисунках старших дошкольников:
- повышение интереса к теме и содержанию занятия рисованием, если ему предшествовало наблюдение за предметом или объектом будущего изображения;
- дети стали изображать в рисунках больше деталей, особенно если на этих деталях педагог акцентировал внимание в процессе наблюдения;
- цветопередача в рисунках чаще соответствовала реалистичной окраске, так как в процессе наблюдения одним из вопросов обязательно был вопрос о цвете предмета или объекта, его сочетаниях или каких-то особенностях;
- многие дети невнимательны в процессе наблюдения, поэтому их нужно направлять, задавать им цель;
- чем ярче наблюдаемый предмет, тем лучше дети его запомнят и смогут изобразить.
Этим процессам, на наш взгляд, способствовали педагогические условия. Для успешного достижения целей и задач экспериментальной работы подтвердилась необходимость в соблюдении педагогических условий, выявленных нами в процессе теоретического исследования:
- систематичность наблюдений и их целенаправленность;
- развитие активного восприятия у дошкольников;
- привлечение детей к активному высказыванию и действиям в процессе наблюдения посредством постановки вопросов и своей образной речи, умения использовать стихотворные тексты, загадки, поговорки;
- заинтересованность самого воспитателя объектом наблюдения;
- сфокусировать внимание детей на предмете/ объекте наблюдения, не отвлекать их от предмета наблюдения, стремясь сообщить детям возможно большее количество знаний;
Преподаватель, прежде чем учить детей, должен сам овладеть способами работы с различными красками - гуашью, акварелью. Так, в гуашевую краску добавляют воду, разбавляя ее до нужной густоты, а чтобы добиться различных оттенков цвета, следует смешать ее с белилами, которые создают более светлый тон различных оттенков.
Очень часто используется такой прием, как накладывание краски на краску (после того как первая высохнет). Это помогает ребенку передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, видеть их единство в одном рисунке.
Для получения производных цветов (оранжевого, коричневого и т.д.) краску накладывают на другую прямо на рисунке. Так можно нарисовать небо в утренние часы и вечером, восход солнца, освещение зелени солнцем, изобразить землю, окрашенную разными оттенками. Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: желто-зеленые листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зеленая окраска стебелька, нежно-голубые цветы становятся ярче на фоне темно-зеленой травы.
Можно рекомендовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивания краски, размыва. Для этого воспитатель подбирает разные по размеру кисти, организует занятия в старших группах так, чтобы дети сами выбрали нужные цвета красок, кисти, подготовили их к употреблению и т.д. Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения таких времен года, как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель.
Преподаватель учит детей разводить акварельные краски водой, получая нужные оттенки для окрашивания нежной весенней зелени, легких лепестков и т.д. Очень важно при изображении пейзажа избегать штампов в прорисовке неба, земли. В этом поможет способ накладывания краски на цветной фон, на другую краску и способ прорисовки цветных пятен, полученных путем размывки, мазков.
Иногда преподаватель дает для рисования готовый фон, используя цветную бумагу. Но большей выразительности достигают рисунки, на которых фон изображен самими ребятами в соответствии с темой и содержанием работы. Цвет фона разной насыщенности создает определенное настроение у детей (например, воспитатель готовит 3-4 оттенка синего цвета бумаги, к которым дети должны соответственно подобрать краски). К такому занятию не нужно специально расставлять баночки с определенными цветами красок, дети выбирают их сами перед занятием.
Рисование по сырому фону акварелью уместно проводить при изображении осеннего или весеннего пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать для рисования цветов, листьев, а контрастные цвета используются для выражения разобщенности предметов в картине (осенняя листва на фоне голубого неба, яркая зелень в сочетании с темными стволами и т. д.).
При оценке детских рисунков преподаватель исходит из следующих критериев: передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика; разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа); изображение формы, ее характерных признаков, деталей; передача пропорций предмета.
Нами были разработаны конспекты занятий (приложение В).
Природа в младшем школьном возрасте значима для ребенка, она является частью его жизни. Воспитанию у детей стремления преобразовать окружающий мир, развитию у них способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в природе – посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А.Сухомлинского, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и др. В данных исследованиях показано, что изобразительная деятельность способствует не только развитию познавательных процессов, но и формированию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Включение в изобразительную деятельность рисования природы способствует закреплению у дошкольников знаний об объектах природы, формирует живой интерес к ней, а также положительное отношение и желание беречь природу. После общения с природой ребёнок стремится с помощью рисунка выразить свое отношение к ней.
В эксперименте мы изучили состояние технических умений и навыков у детей после проведения серии занятий с ними. Подавляющее большинство детей приобрели высокий уровень овладения техническими умениями и навыками, и уровень овладения техническими умениями и навыками улучшился у всех детей. Наиболее сложным для детей по-прежнему оказался навык аккуратного выполнения действий.
Поставленные нами задачи исследования выполнены, а именно: изучены теоретические основы проблемы формирования лирических образов природы под влиянием наблюдения; определены педагогические условия развития выразительности детских рисунков; разработаны серии занятий, направленные на формирование выразительности образов природы в рисунках детей 8-9 лет.
Была подтверждена гипотеза о том, что с помощью метода наблюдения за предметами, объектами и явлениями природы можно сформировать у младших школьников разнообразие лирических образов природы, которые найдут отражение в их рисунках и определены наиболее эффективные педагогические условия для оптимального осуществления данной цели.
Цели и задачи исследования в его ходе были достигнуты.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //standart.edu.ru. – 10.03.2020.
2 Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский – Москва : Новая Москва, 2015. – 362 с. - ISBN 978-5-699-32448-4.
3 Бореев, Ю.Б. Эстетика : пособие для учителя / Ю.Б. Бореев. – Москва, 2012. – 263 с. – ISBN 5-85428-103-1.
4 Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе : пособие для учителя / Г.Г. Виноградова. – Москва : Просвещение, 2012. – 362 с. - ISBN 5-87977-011-7.
5 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2017. – 285 с. - ISBN 5-85618-121-2.
6 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва, 2016. – 274 с. - ISBN 5-85428-099-X.
7 Двинина, Г.Г. Уроки в «зеленом классе» / Г.Г. Двинина // Начальная школа. – 2018. - № 1. – С. 56-59.
8 Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей младшего школьного возраста /О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2014. - № 2. – С. 120-126.
9 Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения школьников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. - № 1. – С. 63-64.
10 Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды / Л.В. Запорожец // ВГТ. – Москва, 2016. – 362 с. - ISBN 978-5-16-002806-4.
11 Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. – Москва, 2014. – 241 с. - ISBN 978-5-699-32448-4.
12 Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. – Москва : Изд. АПН РСФСР, 2010. – 279 с. - ISBN 5-85428-099-X.
13 Казакова, Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности / Р.Г. Казакова. – Москва : МГПИ им. В.И. Ленина, 2015. – 354 с. - ISBN 978-5-16-000487-7.
14 Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова – Москва : Просвещение, 2015. – 341 с. - ISBN 978-5-699-32448-4.
15 Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – Москва, 2012. – 279 с. – ISBN 5-85428-103-1.
16 Кропочева, Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2017. - № 11. – С. 55-59.
17 Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В.С. Кузин. – Москва : Просвещение, 2012. – 369 с. - ISBN 5-85618-121-2.
18 Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. – Москва : Просвещение, 2015. – 278 с. - ISBN 978-5-699-32448-4.
19 Леонтьев, А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира / А.Н. Леонтьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. - Москва, 2010. – 256 с. - ISBN 5-87977-011-7.
20 Линник, Ю.В. Природа и эстетическое воспитание / Ю.В. Линник // Основы эстетического воспитания. - Москва, 2015. – 321 с. - ISBN 5-85428-099-X.
21 Мазаева, И.В. Художественный образ детского рисунка / И.В. Мазаева // Изобразительное искусство в школе. – 2017. - № 3. – С. 74-78.
22 Мелик - Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик - Пашаева. – Москва, 2011. – 341 с. - ISBN 3-47828-110-2.
23 Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С, Мухина. – Москва : Педагогика, 2015. – 396 с. - ISBN 978-5-16-000487-7.
24 Салеев, В.А., Эстетическое воспитание и детская фантазия / В.А. Салеев, О.В. Ивашкевич. - Москва : НИО, 2014. – 278 с. - ISBN 3-47828-110-2.
25 Флерина, Е.А. О детском изобразительном творчестве / Е.А. Фрелина // Советская педагогика. - 2007. - № 3. – С. 25-29.
26 Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В.С. Щербаков. – Москва : Просвещение, 2014. - 274 с. - ISBN 978-5-16-000487-7.
Урок рисования в 1 классе на тему: «Весна пришла.»
Цели: Закрепить знания детей о весне, ее признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны;
Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы; учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства, различия, выделять существенные признаки предмета;
Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать творчество, чувство цвета;
Воспитывать любовь к природе, продолжать учить работать коллективно.
Оборудование: Презентация.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться,а трудиться
Слушаем внимательно
Работаем старательно.
II.Вступительное слово.
-Ребята,послушайте стихотворение. И скажите о каком времени года говорится.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет. (Весна (слайд2)
-А теперь посмотрите внимательно на картины и скажите, какое время года изображено? (Весна). (слайд3-4)
-Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Все оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы)
-Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки) Нравственная задача.
«Росла береза у дороги. Весной у нее появились бы красивые листочки, которые радовали бы жителей, но, подойдя к дереву, мы увидели зарубку. Ее заливал прозрачный березовый сок. Он обильной струйкой стекал вниз по стволу».
- Какое зло совершил человек?
(Сок, который должен был питать дерево, теперь течет на землю. Дерево постепенно зачахнет и погибнет. А ведь для того, чтобы оно выросло, нужно не менее 40 лет. (слайд 5)
-Можно ли бездумно делать зарубки на берёзах (конечно нельзя)Я думаю, что вы так делать не будете!
- Ребята, весной солнце ласково смеется, звонко бегут ручьи, сугробы тают. Все радуются солнышку.
-Ребята, а вы помните стихи о весне?
Учитель:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно, очень теплые ноги у весны!
- Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы? (ответы детей).
«Увидел грача, весну встречай», «Весна красна цветами, а осень пирогами», «Весенний дождик лишним не бывает».(слайд6-7)
-Итак, сегодня на уроке мы будем создавать весеннее настроение.
Но сначала отдохнём.
Физ. минутка. «Весна.»
III.Работа детей
1 этап. Просмотр рисунков. Обдумывание детьми своих рисунков. (слайд 9-13)
2 этап: Возьмем альбомный лист, сделаем набросок карандашом
3 этап: Рисуем облака, солнце
4 этап: Раскрашивание рисунков.
Дети по выбору могут добавить свою фантазию.
Индивидуальная работа с Алфимовым В.
-Ты справишься с темой урока.
-У тебя лежат детали аппликации «Весна.»
-Я немного помогу, ты выбираешь деталь, говоришь что это,
мажешь на неё клей и приклеиваешь на лист.
-Клея мажем немного, излишки клея вытираешь тряпочкой.
(На лист бумаги приклеивает готовые детали аппликации.)
IV. Творческая работа детей. Выставка работ.
V. Итог урока. Рефлексия. (слайд 14)
-Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые лис точки. Молодцы, ребята, вы постарались. Большое спасибо!
Примеры работ детей.
Таблица 1 - Результаты оценки уровня развития наблюдательности у младших школьников (экспериментальная группа)
Имя Ф. ребенка |
Передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита |
Разнообразие композиции, т.е. связь между предметами |
Передача пропорций, размера предмета |
Реалистичность |
Качество изображения (техника, способ) |
Множественность предметов |
Содержание рисунка (соответствует наблюдаемым образцам или нет) |
Итог |
Соня К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
17 |
Андрей Л. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
12 |
Злата Г. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
17 |
Ваня К. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
11 |
Андрей П. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
12 |
Соня Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Алеша В. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Ксюша Т. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
13 |
Сергей Р. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Ваня Р. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
Егор Г. |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
Федя Н. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Паша О. |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
10 |
Матвей Ж. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
Яна С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
Аксинья В. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
9 |
Алина Л. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Марк Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
Таблица 2 - Результаты оценки уровня развития наблюдательности у дошкольников на контрольном этапе (контрольная группа)
Имя Ф. ребенка |
Передача цветом оттенков окраски образов природы, |
Разнообразие композиции, т.е. связь между предметами |
Передача пропорций, размера предмета |
Реалистичность |
Качество изображения (техника, способ) |
Множественность предметов |
Содержание рисунка (соответствует наблюдаемым образцам или нет) |
Итог |
Даша В. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15 |
Руслан Н. |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
11 |
Настя П. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
Артем С. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
9 |
Света О. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
София С. |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
9 |
Таисия Ж. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
Даша С. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
9 |
Игорь О. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 |
Дима С. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
7 |
Саша Р. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Конспект занятия на тему: Рассматривание картины «Зима в деревни Чернопены».
Программное содержание:
1. Учить детей понимать пейзажную картину и соединять воедино художественный образ со словом.
2. Учить детей понимать, воспринимать и глубоко переживать конкретно-чувственный образ зимнего пейзажа.
3. Формировать умение видеть, какими выразительными средствами для создания зимнего пейзажа пользовался художник: цвет спокойный, не яркий, краски голубые, белые, сероватые.
4. Учить видеть настроение картины, колорит, композицию, показать взаимосвязь настроения и колорита полотна.
5. Обогащение и активизация словаря.
Ход занятий.
Цель: вызвать интерес к картине и проникновение в ее художественный образ.
- Ребята, послушайте загадку:
«Пушистый ковер
Не руками шит,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит».
- Что это такое?
- А к какому времени года относится эта загадка? Давайте подумаем, что происходит с природой зимой? / Идет снег, деревья и насекомые спят…/
Зимой очень красиво и в лесу, и в деревне.
Поэты сочиняют стихи, художники пишут картины, а композиторы музыку. Вот послушайте стихотворение Юлии Башмаковой»
«Я сегодня днем была
На лесной поляне
То, что видела вокруг
Расскажу сейчас я.
Тихо падал там снежок,
Мягкий и пушистый,
Укрывая зимний лес
Ликом серебристым».
Ребята, сейчас я вам покажу, как нарисовала зиму художница Романова. Картина называется «Зима в деревне Чернопены». Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в этот уголок природы. Что же интересного заметил художник в природе в этот день? Какой краски художник взял больше и почему? Что можно сказать про снег, которого так много здесь? \белый, голубой, серебристый, скрипучий, как вата\. Все рады снегу зимой. Расскажите, что сделала зима с деревьями? Можно ли сказать, что на деревьях шубы и шапки до самых бровей? Почему нельзя? Давайте еще раз прочтем стихотворение. А как это показал художник? /они как в кружевах, сквозь них видны стволы/. Какое дерево вам больше всего нравиться? Почему? Какая погода изображена? Скажите, холодно ли деревьям зимой? Почему? Есть хорошая русская пословица: Спасибо мороз, что снегу нанес». Снег - это одеяло земли. И под ним деревья теплее. Как вы думаете, солнышко уже смотрит на эту картину или еще нет?/Нет, потому что на небе синие тучи /. Какими красками художник написал свою картину?/ Неяркими /. А как вы думаете, кто мог пробегать здесь? Вы заметили, что художник нарисовал следы? А как их можно нарисовать?/ Мазками/. Какое же настроение у этой картины? Шумно ли? Что мы можем услышать если пойдем по этой тропинке? Легко ли будет идти?/ Трудно, сугробы, снег мягкий и рыхлый, ноги вязнут./
Конспект занятия по теме: Живопись. Картина - пейзаж
Цель урока: создать условия для ознакомления с жанром живописи – пейзажем, выполнить творческую работу «Пейзаж»(по замыслу автора)
Задачи урока:
- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
- показать роль искусства в понимании красоты природы;
- учить определять средства выразительности для передачи настроения и чувств в искусстве;
- особенности построения композиции пейзажа;
- развивать воображение, творческую фантазию;
- совершенствовать умение рисовать по памяти;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация; картины о природе Саврасов А.К. "Грачи прилетели", Левитан И. "Март" и др.
Литературный ряд: стихи о природе
Музыкальный ряд: Струве «Моя Россия», П.И. Чайковский " Времена года"
Художественные материалы и инструменты для работы: краски, кисточки, палитра, альбомные листы, баночки с водой.
Ход урока
I. Орг. момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Учитель: Начнем мы наш урок творчества. Творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свои обиды и беспокойство. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть весеннего воздуха… и пусть все это согреет ваше сердце. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной, как этот весенний день!
II Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно на доску. На ней представлены различные репродукции картин. Скажите, на какие группы их можно поделить? (1- портреты; 2- натюрморты; 3- виды природы.)
- Правильно, а как вы думаете называются вот эти картины? (Пейзажи)
- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать. (Познакомимся с жанром пейзажа)
- Какое имя вы бы дали нашему уроку? (Картина-пейзаж)
- А кто мне скажет, что же такое пейзаж? (ответы детей)
- В словаре С. Ожегова есть термин: " Пейзаж-рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении."
-А сейчас ребята посмотрите ролик: (ролик: Если видишь на картине)
-Сделайте, пожалуйста, вывод, что же такое пейзаж? (дети дают ответы и в итоге формулируется термин: ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)
IV Работа по теме
1. Жанр - пейзажа
- Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. Прекрасные пейзажи были созданы в 19 веке.
- Кто-то может быть знает, как называют художников, пишущих пейзажи? (Художник-пейзажист)
2. Пейзажи русских художников
- Ребята, а вы можете назвать художников - пейзажистов? (Это Левитан, Шишкин, Саврасов, Куиджи)
-Верно. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.
-Только художников вдохновляет природа к творчеству? ( нет) Людей каких творческих профессий вдохновляет природа? (Музыкантов, поэтов, писателей, скульпторов...)
- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?
- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой. Рассматривание картин художников.
- Расскажите, что изобразил автор.
(Саврасов А.К. "Грачи прилетели" -это ранняя весна. Березы еще голые, на их ветках много грачиных гнезд. Птицы уже вернулись и хлопочут около своих домов. На полях вдалеке еще виден снег. Но цвет неба и нежно - голубые облака передают свежесть и прозрачность весеннего воздуха.)
(Левитан И. "Март" - природа на картине как будто еще не проснулась от зимнего сна. Веточки берез в голубом небе переливаются разными цветами. Скворечник на березе ждет прилета птиц. Еще лежат сугробы, но все вокруг наполнено солнечным светом. )
-Можно сказать, что художники увидели весну одинаково? (Нет. У каждого своего видения весны), Казалось бы, одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.
(Физкультминутка для глаз)
V. Практическая работа (Постановка художественной задачи)
-Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию своего весеннего пейзажа. Я хочу предложить вам попробовать свои силы в создании своей картины весеннего пейзажа разных видов пейзажа. Разделитесь на группы и выберите один из видов: сельский, городской или морской пейзажи. Попробуйте выполнить свои работы так, чтобы в конце у каждой группы получилась целая картина. А чтобы работать вам было увлекательней, а наши гости не скучали пока вы заняты работой, я включу вам музыку П.И. Чайковского "Времена года" (или Вивальди)
VI Итог урока. Рефлексия.
-Итак, подведем итог нашей работы.
-Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я научился...
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.
Дети составляют коллективную картину и придумывают ей название, выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной картине.
- Что общего во всех картинах? (Природа России)
- Чтобы оценить работу друг друга, что нам необходимо знать? (Что оценивать. Критерии)
Давайте же определимся, что для нас наиболее важно.
Соблюдения законов перспективы
Цветовая гамма картины (Весенние краски)
Целостность композиции.
- Оцените работу друг друга. (Комментируют картины друг друга)
- Как, на ваш взгляд, сложнее рисовать в группе или индивидуально? А оценивать проще себя или товарищей? Почему?
- Давайте вместе определим Каким для каждого был этот урок (палитра настроения):
Полезным и интересным? (небесно-голубой)
Интересным, но бесполезным? (синий)
Полезным, но не интересным (Светло синий)
Бесполезный и не интересный (Темно-синий)
VII Творческое задание «Уголок природы, где я хотел бы оказаться".
Всем спасибо за работу. Вы молодцы. У вас получилось на сегодняшнем уроке побывать в роли художников - пейзажистов.
Конспект занятия по рисованию на тему «Поэтический образ природы в детском рисунке»
Цель: формировать умение передавать в рисунке поэтический образ природы, продумывать его композицию, расширять творческие возможности детей, используя разнообразные средства и материалы для передачи отдельных деталей рисунка, развивать чувство ритма, воображение, наблюдательность, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: материалы для рисования, нетрадиционные средства: ватные палочки, манка, блёстки, цветная бумага, восковые мелки, палитры
видеосюжет, муз. запись.
Ход занятия
Минутка вхождения в день
Ранним утром кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло, будто в руку протянуло
Тонкий лучик золотой. И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.
- А я приветствую вас.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красоте, которая нас окружает.
Игровая мотивация
Отшумело тёплое лето, и вот уже за окном осень. Об этом прекрасном времени года хочется много говорить и восхищаться. А я вам приготовила небольшой сюрприз и приглашаю присесть на стульчики.
Просмотр видеоролика об осени.
Беседа
Что вам понравилось?
Что больше заинтересовало?
Какие строки известных писателей вы вспомнили?
А я вам прочитаю стихотворение болховских поэтов К. Балашовой и А. Лущенко « Сентябрь»
Ещё тепло, но часто дует
Холодный ветер, дождь идёт-
На смену жаркого нам лета
Пора осенняя идёт.
Сегодня я предлагаю вам пополнить свой патриотический уголок новым альбомом «Природа нашего края»
А альбом наш будет состоять из рисунков, которые мы начали рисовать на прошлой нашей встрече. Мы рисовали рисунки по стихотворениям русских поэтов о природе.
-Занимайте свои рабочие места.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый.
Вот кленовый.
Вот рябиновый, резной,
Вот с берёзки, золотой,
А последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.
(музыкальное сопровождение)
Итог
Какие строки вы вспомнили, глядя на свои работы?
Какую осень вы передали в своём рисунке?
Какая работа будет занимать первую страницу нашего альбома и почему?
А болховский поэт А. Лущенко написал такое стихотворение, я думаю, что его содержание кто то из вас увидит в своём рисунке.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.