Афанасий
Фет. Лирика
Поэзия Ф.- одна из вершин русской лирики. Афанасий Аф. считал: «Поэт- тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». Ф. видел и умел передать в стихах красоту окружающего мир, неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания Упоение красотой природы, женской красотой, прекрасным искусством – вот главные темы его творчества. В своих стихах он создал «целый мир от красоты». Социальные, политическое темы Ф. не интересовали, поэтому его относят к поэтам «чистого искусства».
О Ф. с полным правом можно сказать: «С природою одной он жизнью дышал». Пейзажи Ф. необычны. Тонкими, незримыми нитями природа в стихах Ф. связана с человеком. Лирический герой постигает душу природы, проникает в ее тайну, сливается с ней в одно целое, испытывая высшее эстетическое наслаждение. «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А. А. Фета или слиты воедино. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула, сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений / Переболит скорбящая душа».
Стихотворение «Это утро, радость эта...», наполненное звуками, запахами, цветом, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А. А. Фета. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна. Об этом свидетельствует высказывание П. И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Прием анафоры, настойчиво звучащие повторы («Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света»), нанизывание однородных подлежащих – перечисление примет весны, аллитерация на звуки и звукосочетания (тр,р. д, , др, с) – все это создает нарастание интонации, напряжения, которое в финале завершается восторженным возгласом: «это все – весна!»
В пейзажной лирике Ф. передано психологическое состояние человека, раскрываются его душевные переживания. Характерная особенность стихов Ф. заключается в том, что он обращает внимание на едва уловимые, тонкие, неясные чувства, даже оттенки этих чувств. Примером этого может служить стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», в котором темы природы и любви нераздельно слиты.
Как и в стихотворении «Это утро, радость эта...», здесь отсутствуют глаголы, но при этом стихотворение не статично, более того, оно передает беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюбленными. В стихотворении преобладают существительные, которые «обозначают не предметы, а нечто совершающееся во времени, процесс, движение: шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, лобзания, слезы» (Д. Д. Благой). Одно назывное предложение читается с особой интонацией, с глубокими паузами. Лирический герой замечает «ряд волшебных изменений милого лица». Эти изменения отражают перемены и во внутреннем состоянии человека, смену его чувств. Фиксация мгновенных впечатлений при описании природы и внутреннего состояния человека сближает лирику Ф. с импрессионизмом. Ф. не стремится фотографически точно воспроизвести окружающий мир, для него важно передать свое впечатление от увиденного, поэтому таким необычным предстает пейзаж в его стихах.
В стихотворении «Вечер» пейзаж очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая». В то же время это целостная картина бытия, причем отраженная в сознании лирического героя. Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». Дальше — «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности состояний природы говорят строки: «На пригорке то сыро, то жарко, / Вздохи дня есть в дыханьи ночном, — / Но зарница уж теплится ярко / Голубым и зеленым огнем».
Зримые и незримые связи человека и природы передают стихи Ф. Он стремится охватить эти связи во всем мнообразии и создает с этой целью целые циклы стихов, в которых развивается одна тема: «Весна», «Лето», «Снега», «Море», «Вечера и ночи». Каждое стихотворение цикла – новая грань, новые оттенки чувства. Объединяет все эти стихи переданное в них состояние эстетической восторженности. Эстетический восторг испытывает лирический герой и перед таинствами природы, и перед красотой любимой женщины. Ни у какого другого поэта не связаны так органично близость к природе и любовное переживание.
Природа, любовь, музыка – три эти темы часто в стихах Ф. слиты воедино, как и в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад». В нем звучит мотив воспоминания о былом счастье. Это счастье наслаждения прекрасным пением героини стихотворения: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Основной мотив и идея ст. – преображающая сила искусства, которое мыслится как высшее проявление бытия. Эта идея, как и двухчастная композиция, напоминает стихотворение Пушкина «Я встретил вас». Искусство, пение неразрывно связаны в ст. Ф. с женской красотой и любовью: слезы восторга и восхищения вызывают и пение, и звуки музыки, и поющая. Стихотворение начинается оксюмороном «сияла ночь», этот прием создает картину преображенной природы и готовит к восприятию преображающих душу музыки и пения. Тонкие связи природы, человека и предметного мира переданы через метафорические образы («рояль был весь раскрыт». «струны дрожали»). Интонация стихотворения постепенно разрастается, превращаясь к концу в развитую мелодию, чему способствует рефрен во 2 и 4 строфах, прием переноса в 1 строфе (лежали – лучи), стихотворный размер (шестистопный ямб с цезурами, а также яркая звукопись (мотив преображающего и завораживающего воздействия музыки создается благодаря подчеркнутым повтором сонорных согласных л,н,р, и открытого гласного «а».
В стихах Ф. звучит гимн Красоте. Он был певцом прекрасного. Всемирному безобразию он противопоставил образ всемирной красоты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.