Лирика Фета (материалы к урокам в 10 классе)
Оценка 5

Лирика Фета (материалы к урокам в 10 классе)

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
10 кл—11 кл
04.06.2023
Лирика Фета (материалы к урокам в 10 классе)
Материал поможет обобщить изученное на уроках литературы в 10 классе и подготовиться к ЕГЭ по литературе
Лирика Фета.docx

Афанасий Фет. Лирика

Поэзия Ф.- одна из вершин русской лирики. Афанасий Аф. считал: «Поэт- тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». Ф. видел и умел передать в стихах красоту окружающего мир, неповторимость каждого мгновения человеческой жиз­ни, единство природы и человека, личности и мироздания Упоение красотой природы, женской красотой, прекрасным искусством – вот главные темы его творчества. В своих стихах он создал «целый мир от красоты». Социальные, политическое темы Ф. не интересовали, поэтому его относят к поэтам «чистого искусства».

О Ф. с полным правом можно сказать: «С природою одной он жизнью дышал». Пейзажи Ф. необычны. Тонкими, незримыми нитями природа в стихах Ф.  связана с человеком. Лирический герой постигает душу природы, проникает в ее тайну, сливается с ней в одно целое, испытывая высшее эстетическое наслаждение.  «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А. А. Фета или слиты воедино. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них — у дуба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрас­ные на них застыли слезы, / И треснула, сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений / Переболит скорбящая душа».

Стихотворение «Это утро, радость эта...», наполненное звуками, запахами, цветом, заражает радостью от ощущения весны. Замечательно, что в стихотворении нет ни единого глагола, но оно удивительно динамично. Это объясняется воплощением музыкальных принципов в лирической поэзии А. А. Фета. Лирическая поэзия, где нет мелодичности стиха, для него просто невозможна. Об этом  свидетельствует высказывание  П. И. Чайковский: «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Прием анафоры, настойчиво звучащие повторы («Это утро, радость эта, эта мощь и дня, и света»), нанизывание однородных подлежащих – перечисление примет весны, аллитерация на звуки и звукосочетания (тр,р. д, , др,  с) – все  это создает нарастание интонации, напряжения, которое в финале завершается восторженным возгласом:  «это все – весна!»

В пейзажной лирике Ф. передано психологическое состояние  человека, раскрываются его душевные переживания. Характерная особенность стихов Ф. заключается в том, что он обращает внимание на едва уловимые, тонкие, неясные чувства, даже оттенки этих чувств. Примером этого может служить стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», в котором темы природы и любви нераздельно слиты.

Как и в стихотворении «Это утро, радость эта...», здесь отсутствуют глаго­лы, но при этом стихотворение не статично, более того, оно передает беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюбленны­ми. В стихотворении преобладают существительные, которые «обозначают не предметы, а нечто совершающееся во времени, процесс, движение: шепот,  робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, лобзания, слезы» (Д. Д. Благой). Одно назывное предложение читается с особой интонацией, с глубокими паузами. Лирический герой замечает «ряд волшебных изменений милого лица». Эти изменения отражают перемены и во внутреннем состоянии человека, смену его чувств. Фиксация мгновенных впечатлений при описании природы и внутреннего состояния человека сближает лирику Ф. с импрессионизмом. Ф. не стремится фотографически  точно воспроизвести окружающий мир, для него  важно передать свое впечатление от увиденного, поэтому таким необычным предстает пейзаж в его стихах.

В стихотворении «Вечер» пейзаж очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая». В то же время это целостная картина бытия, причем отраженная в сознании  лирического героя. Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти преходящие моменты, «миги» бытия. Глаголы первого безличного предложения сразу же задают динамику: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засве­тилось». Дальше — «Убегает на запад река», «Разлетелись, как дым, облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности состояний природы говорят строки: «На пригорке то сыро, то жарко, / Вздохи дня есть в дыханьи ночном, — / Но зарница уж теплится ярко / Голубым и зеленым огнем».

Зримые и незримые связи человека и природы передают стихи Ф. Он стремится охватить эти связи во всем мнообразии и создает с этой целью целые циклы стихов, в которых развивается одна тема:  «Весна», «Лето», «Снега», «Море», «Вечера и ночи». Каждое стихотворение цикла – новая грань, новые оттенки чувства. Объединяет все эти стихи переданное в них состояние эстетической восторженности. Эстетический восторг испытывает лирический герой и перед таинствами природы, и перед красотой любимой женщины. Ни у какого другого поэта не связаны так органично близость к природе и любовное переживание.

Природа, любовь, музыка – три эти темы часто в стихах Ф. слиты воедино, как и в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад». В нем звучит мотив  воспоминания о былом счастье. Это счастье наслаждения прекрасным пением героини стихотворения: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой». Основной мотив и идея ст. – преображающая сила искусства, которое мыслится как высшее  проявление бытия. Эта идея, как и двухчастная композиция, напоминает стихотворение  Пушкина «Я встретил вас». Искусство, пение  неразрывно связаны в ст. Ф. с женской красотой и любовью: слезы восторга и восхищения вызывают и пение, и звуки музыки, и поющая. Стихотворение начинается оксюмороном  «сияла ночь», этот прием создает  картину преображенной природы и готовит к восприятию преображающих  душу музыки и пения. Тонкие связи природы, человека и  предметного мира переданы через метафорические образы («рояль был весь раскрыт». «струны дрожали»).  Интонация стихотворения постепенно разрастается, превращаясь к концу в развитую мелодию, чему способствует рефрен во 2 и 4 строфах, прием переноса в 1 строфе (лежали – лучи), стихотворный размер (шестистопный ямб с цезурами, а также яркая звукопись (мотив преображающего и завораживающего воздействия музыки создается благодаря подчеркнутым повтором сонорных согласных л,н,р, и открытого гласного «а».

В стихах Ф. звучит гимн Красоте. Он был певцом прекрасного. Всемирному безобразию он противопоставил образ всемирной красоты.

 


 

Афанасий Фет. Лирика Поэзия

Афанасий Фет. Лирика Поэзия

В стихотворении «Вечер» пейзаж очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая»

В стихотворении «Вечер» пейзаж очень конкретен, детально выписан: «ясная река», «померкший луг», «роща немая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023