Лирика Тютчева (материалы к урокам в 10 классе)
Оценка 4.8

Лирика Тютчева (материалы к урокам в 10 классе)

Оценка 4.8
Лекции
docx
русская литература
10 кл—11 кл
04.06.2023
Лирика Тютчева (материалы к урокам в 10 классе)
Материал поможет обощить изученное в 10 классе, подготовиться к ЕГЭ по литературе
Лирика Тютчева.docx

Федор Иванович Тютчев. Лирика

1.

Основной фонд поэтического наследия Т. Весьма скромен: около 200 стихотворений, но, как заметил Фет,   «эта книжка небольшая томов премногих тяжелей». Назвав Т. Любимым поэтом, Л. Толстой признался: «Без него нельзя жить». По мнению Тургенева, о Т. не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии. Что же стоит за этими  оценками?

Лирика Т.- приглашение к размышлению о глубинных вопросах бытия.

Его стихи имеют натурфилософский характер (натурфилософия- философия природы). Тютчева принято называть «певцом природы». Он мастер стихотворных пейзажей, смысл которых не сводится к любованию природой: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Тютчевское видение природы пантеистично (пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и природу). В природе  заключено Высшее начало, соприкасаясь с которым, человек познает и самого себя.

          Т. – певец стихий в их античном понимании. Вспомним «Весеннюю грозу», «Вешние воды». Стихии грозы, воды описываются поэтом не как детали внешнего мира, а как силы мироздания. Не случайны в стихах античные ассоциации- Зевс, Геба. Античные боги здесь  – это высшие силы мира. Примером  античных представлениям о природе может служить стихотворение «Полдень». Полдневный час считался священным у древних греков: в этот час отдыхал Пан — бог долин, лесов, стад, пастухов. В стихотворении Ф. И. Тютчева образ «великого Пана» сливается  с картиной знойного полдня. Поэту словно  удалось подсмотреть мирный отдых хозяина лесов и до­лин: «Лениво дышит полдень мглистый; / Лениво катится река; /Ив тверди пламенной и чистой / Лениво тают облака. / И всю природу, как туман, / Дремота жаркая объемлет; / И сам теперь великий Пан / В пещере нимф покойно дремлет».

          Природа у Т. одухотворена, и передается это различными выразительными средствами.  В его стихотворениях много олицетворений («как бы резвяся и играя», полураздетый лес грустит»), эпитетов («раскаты молодые», «лучезарны вечера», «вещая дремота»), метафор ( «перлы дождевые», «бегут и будят сонный брег», «весны гонцы»).

          Природа в стихах  Т. – это часть космоса. Масштабы и значение изображаемого огромны. Сам лирический герой в этих масштабах словно бы неразличим, так как предмет размышлений во многих стихах – сверхличные, космические силы. Благодаря Т., в русской поэзии обрели философскую значимость образы грозы, ночного ветра, ночи – все это проявление сокровенной, загадочной  жизни  природы. А. Блок назвал Т. «самой ночной душой русской поэзии».  В природе, по мнению Т, есть  влекущая человека роковая тайна.Тайна бытия приоткрывается ночью, и человека страшит и влечет  «бездна роковая» с ее «страхами и мглами», «и нет преград меж ней и нами – вот почему нам ночь страшна» («День и ночь»).

2.

         В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах...» пытливая мысль и «ропот», про­тест человека, не способного примириться со своей участью смертной и бесконечно малой части вселенной, противопоставляются музыке, разлитой в природе и отражающей ее гармоничность. Звукопись этого стихотворения помогает поэту сообщить удивительную динамику и экспрессию поэтической фантазии, где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью и чувством: «Певу­честь есть в морских волнах, / Гармония в стихийных спорах, / И стройный мусикийский шорох / Струится в зыбких камышах» («мусикийский» (устар.) — музыкальный). «Человек не что иное, как трост­ник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит», — писал французскмй философ  Паскаль, подчеркивавший, что человек является наиболее совершенным явлением природы, и рассматривавший способность мыслить как источник силы. Ф. И. Тютчев же в данном стихотворении передал ощущение одино­чества человека, неспособного проникнуть в гармонию ее стихийных процессов, но и не могущего примириться с этим. Тема разлада между человеком и природой с особой силой звучит в строках: «Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе, — / Лишь в нашей призрачной свободе / Разлад мы с нею сознаем. / Откуда, как разлад возник? / И отчего же в общем хоре / Душа не то поет, что море, / И ропщет мыслящий тростник?»

          По убеждению Ф. И. Тютчева, личное «Я» мешает человеку полностью ощутить себя час­тью природы и присоединить свой голос к ее «общему хору». В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предо­пределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла — / А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..»

      Человек для Ф. И. Тютчева - такая же тайна, как природа, а душа его – тоже мироздание, таинственный мир, постичь который другому человеку невозможно  Об  этом  стихотворение « Silentium», что в переводе с латинского означает «Молчание» . Душа человека  глубока и непознаваема, как для других, так и для него самого : « Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь» . Стихотворение построено как  обращение к читателю, автор советует  скрывать сокровенное, ибо человек всё равно обречён на духовное одиночество : «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей таинственно- волшебных дум… » Ни у кого до Т. не ставилась так остро  тема загадочности и противоречивости человеческой души.

         3.

 Жизнь души человеческой во всей ее неоднозначности, сложности передает интимная лирика Т.

  В стихотворении «Я встретил вас…» звучит мотив воспоминания о встрече через многие годы, о пробуждении, казалось бы, давно угасшего чувства. Лирический герой пережил воскрешение лучших мгновений пережитого, и передано это  через сопоставление жизни человеческой души с жизнью при роды: «Так поздней осени порою бывают дни, бывает час, когда повеет вдруг весною и что-то встрепенется в нас».

             Самым необыкновенным в жизни уже стареющего Т. стало его чувство к Елене Александровне Денисьевой.  Большой цикл стихов («денисьевский») посвящен ей. Последняя любовь для поэта «и блаженство, и безнадежность» («Последняя любовь»). Угасает жизнь, но неугасима любовь. Она несет человеку и страдание, и счастье. Любовь в представлении Тютчева – «поединок роковой двух сердец» («Предопределение»). Исход этого поединка трагичен, как  трагично и мироощущение лирического героя. Для него невыносимо понимание губительной силы собственного чувства: «О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей». В любовной лирике Т. ярче всего раскрывается как поэт-психолог, раскрывающий загадки человеческой души. Так, с удивительной психологической тонкостью и глубиной  поэт передает переживания женщины через монолог: «Не говори, меня он, как и прежде любит…». Пронзительно  звучит афористический финал этого стихотворения:  «Ох, я живу еще болезненно и трудно, могу дышать, но жить уж не могу». Таким образом, любовное чувство в лирике Т. – это чувство трагическое, противоречивое, глубокое, страстное и необъяснимое.

      Т. завершил русский романтизм и вышел за его пределы. Его творчество – предвестие нового течения рубежа 19-20 веков  - символизма.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Федор Иванович Тютчев. Лирика 1

Федор Иванович Тютчев. Лирика 1

Разлад мы с нею сознаем. / Откуда, как разлад возник? /

Разлад мы с нею сознаем. / Откуда, как разлад возник? /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2023