План – конспект урока в 7 классе
«Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»»
Выполнила:
Васильева Елена Владимировна
учитель русского языка и литературы,
г. Набережные Челны
2024
План – конспект урока в 7 классе
Тема урока: Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»
Тип урока : Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся с рассказом предварительно не знакомятся.
Учебник – Коровина В.Я.Литература.7 класс. В 2 ч. М.: Просвещение.
Цели:
1.Предметные: научиться определять авторское отношение к героям.
2.Метапредметные:
а) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
б) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
в) Регулятивные: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения;
г) Личностные:
формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при
консультативной помощи учителя.
Учебник – Коровина В.Я.Литература.7 класс. В 2 ч. М.: Просвещение.
Этапы урока.
1. Организационный.
2. Актуализация знаний.
Развитие связной речи.
Развитие логического мышления.
3. Организация активного восприятия текста.
Направление усилий на степень понимания текста.
Осмысление. (чтение с остановками)
4.Рефлексия.
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.
5. Домашнее задание.
Ход урока .
1. Организационно - мотивационный
1.Вступительное слово учителя. (Продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева)
1. Тургенев одним из первых в русской литературе заговорил о возможностях русского народа, о его самобытном характере и униженном положении. Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, “Записки охотника” сыграли большую роль. Сам Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга (“Записки охотника”) послужила делу освобождения крестьян. В сборнике рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» есть рассказ под названием «Бирюк». Рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне..." (см. слайд)
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный прием: ввел в
действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским
лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и
знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие
никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает
читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить
изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом "Бирюк".
2. Опрос учащихся. Ребята отвечают.
Как вы думаете, кто это? Почему Тургенев так назвал рассказ? (Смотрим сначала в Толковом словаре, потом сноску в учебнике) Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Бирюк» и каков будет его сюжет? (Прогнозирование) (см. слайд)
2. Актуализация знаний.
Активизация каждого ученика. Опрос учащихся.
-Ребята, как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Цель: проанализировав рассказ, определить авторское отношение героя
-И.С. Тургенев назвал рассказ «Бирюк». Каково значение слова «бирюк»? (см. слайд)
Работа в парах (слабый - сильный), в группах.
Работают по «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведова:М.,2012г.
Находят: бирюк (обл.)-волк-одиночка, бирюк (перен.)- нелюдимый, угрюмый.
-Какие ассоциации возникают у вас? Ребята отвечают: волк, зверь, страх, одиночество.
-Какую проблему поднимает И.С. Тургенев в рассказе «Бирюк»?
Ребята отвечают: бесправное положение крестьян.
-Ребята записывают тему, которая содержит вопрос, адресованный в будущее: «Как автор относится к бесправным и обездоленным героям рассказа «Бирюк»?
Учащиеся прогнозируют события.
-Оправдаются ли наши ожидания, узнаем в конце рассказа. На «листочках» пишут прогнозы, а на «веточках»-аргументы, обоснование прогнозов-«листочков».
3. Организация активного восприятия текста.
-Мы не будем читать весь рассказ. Прочтем его с остановками.
Чтение учащимися рассказа от начала до слов «Да, гроза, - отвечал голос».
1 остановка.
Есть ли что-то, дающее разгадку названию? С чего начинается рассказ? Какие особенности изображения природы вы можете отметить? (учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами, отмечают, что гроза изображена величественной и страшной, несколько раз повторяется слово «внезапно», всё происходит динамично, и это передано с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих начало действия). Какие чувства вызывает у вас пейзаж? Как чувствует себя в это время рассказчик?
( ученики отмечают особенности психологического состояния: рассказчик чувствует себя неуютно, "не видел ни зги", "кое-как приютился", "сгорбившись, ожидал терпеливо конца ненастья"). Но тут появляется какой-то неизвестный человек.
- Кто это? - Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
- Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места испуганную лошадь, даже в конце пути, очень нелегкого, говорит спокойным голосом. Гроза ему не страшна) .
-Понимаете ли вы утверждение, что гроза - одно из средств создания образа?
Ребята отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы.
Проясняется ли ситуация? Совпадает ли с нашими ожиданиями?
- С какими героями вы познакомились в лесу во время грозы?
С рассказчиком, с лесником.
-Почему автор вводит в произведение образ рассказчика?
Образ рассказчика помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев.
Пройдя через скрипучую калитку, рассказчик видит небольшую избушку, в одном окошечке которой "тускло светит огонек". Более детальным мы видим описание самого дома.
- Что говорит рассказчик, когда видит эту картину? ("Сердце мое заныло")
- Какое впечатление производит на вас изба лесника? (Тягостное, невесело войти в мужицкую избу) Почему? ( бедность и отсутствие уюта)
Как описание жилища помогает понять характер героя? ( Человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна). Учитель помогает сделать вывод, что описание домика лесника дает исчерпывающее представление о крестьянских домах в целом.
Читают отрывок до слов: «А, ты Бирюк?»
2 остановка.
-Что нового вы узнали в этой части рассказа?
-Что можно узнать о Бирюке благодаря этому портрету?
-Как автор создает портрет? Как портрет помогает понять характер героя? ( Внешность богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов. Автор любуется этим богатырём.)
- Не возникло ли у вас вопроса?
-Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко ее чувствующий, богатырь, удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище человеку? Почему его лицо "суровое и мужественное"? Почему рассказчик посмотрел на Фому "с удвоенным любопытством"? Что знал о нем рассказчик до личной встречи?
Когда мы смотрим на его портрет, то любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает, почему-то невольно грустим. Почему же возможно такое противоречие?
Как связана фраза "горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание" с тем, что вы узнали о Бирюке? Усилилось ли впечатление о жилище лесника после этой фразы?
-Как вы думаете, почему крестьяне назвали лесника «бирюком»? Ребята высказывают предположение.
-Как зовут лесника?
Ребята отвечают: «Фома»
Продолжают работать с текстом.
Читают до слов: ««Повалил… - пробормотал Бирюк». Вы поняли, что происходит? Как будут развиваться события?
3 остановка.
-Почему рассказчик интересуется лесником? Много о нем слышал.
-В каких условиях живет Бирюк? В бедности, убожестве; изба «низкая и пустая».
-Что согревает душу Бирюку? Жизнь двух маленьких детей.
Учащиеся читают текст до конца.
-Что заставило рассказчика и Бирюка выйти из избы в непогоду? Бирюк услышал, как рубят лес.
-Почему мужик воровал лес? (см. слайд) (Он хотел прокормить свою семью)
Объясните, почему Бирюк ведет себя так. ( Он выполняет свой профессиональный долг).
Бирюк противопоставлен порубщику. Но не такие уж и разные мужик и лесник. У них одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне),
условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
Как вы думаете, отпустит ли Бирюк-Фома Кузьмич мужика? Объясните свое решение.
Какова композиционная роль этой сцены в произведении? ( Эта сцена является кульминационной.)
Чтение произведения до конца.
Ожидали ли вы такого финала? Почему? Почему Бирюк отпустил мужика? ( Он человек. Внешний конфликт до конца не разрешен, а во внутреннем конфликте профессионала и человека победил человек.).
Но почему такое вообще стало возможно, что два несчастных человека конфликтуют друг с другом?
4.Заключительный ( оценочно-рефлексивный) этап
Таким образом, настало время определить проблемы рассказа. Прием "Колесо проблем"
1.Борьба чувства долга и жалости.
2.Проблема тяжелой материальной жизни простых людей.
3. Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных и жизненных условиях, но совершающих разные поступки.
4.В сложной жизненной ситуации проявляется красота и сила русской души, ее способность к самопожертвованию ради других.
5. Человеческое достоинство и душевное богатство героя И.С.Тургенева - человека из народа.
Как проявляются взгляды автора в рассказе? В 1852 г. по приказу Николая 1 Тургенев был арестован и сослан в Спасское-Лутовиново. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В.Гоголя, но в действительности, император разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника". Хотя рассказы и не содержат прямого протеста против крепостного права, но писатель сумел разглядеть и показать духовную силу русского мужика.
4.Рефлексия.
- За что мужик-вор ненавидит Бирюка? - Не дает воровать лес.
-Почему Бирюк отпускает мужика? - Бирюк отпускает мужика не из-за страха перед угрозами, а из сочувствия ему.
-Кому сочувствует автор: мужику или Бирюку? Ребята высказывают свою точку зрения.
-Кто же виноват в происходящем? - Виновато крепостное право.
В образе мужика И.С. Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием. (см. слайд)
-Ребята, давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Оправдались ли наши ожидания?
Давайте сделаем вывод, какова роль пейзажа, портрета, интерьера в произведении?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Систематизировать и обобщить приобретенный опыт поможет кластер «Изображение автором жизни крестьян и Бирюка». Ученики составляют кластер.
5. Домашнее задание. (по выбору учащихся):
1. Написать развернутый ответ на проблемный вопрос « Почему хороший человек назван бирюком?» «3»
2. Сочинение-рассуждение « Один день из жизни лесника» по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». «5»
3. Написать продолжение рассказа. «4»
4. Составить тест по рассказу «Бирюк» - всем
Учащиеся записывают в тетрадях домашнее задание.
Образец составления кластера.
(см. слайд)
Список использованной литературы:
1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2012.
2. Тищенко О.А.Домашняя работа по литературе за7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). 2012.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2010.
4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2010.
6. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.