Литература
Оценка 4.6

Литература

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
24.09.2024
Литература
Урок-конспект 7 кл. Литература
Бирюк урок.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект урока в 7 классе

«Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»»

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Выполнила:                                

                                                               Васильева Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы,

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2024

План – конспект урока в 7 классе

Тема урока: Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

Тип урока : Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Учащиеся с рассказом предварительно не знакомятся.

Учебник – Коровина В.Я.Литература.7 класс. В 2 ч. М.: Просвещение.

Цели:

1.Предметные: научиться определять авторское отношение к героям.

2.Метапредметные:

а) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

б) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста  художественного произведения, смысловое чтение;

в) Регулятивные: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения;

г) Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Учебник – Коровина В.Я.Литература.7 класс. В 2 ч. М.: Просвещение.

 

Этапы урока.

1. Организационный.

2. Актуализация знаний.

                Развитие связной речи.

                Развитие логического мышления.

3. Организация активного восприятия текста.

              Направление усилий на степень понимания текста.

                   Осмысление. (чтение с остановками)

4.Рефлексия.

                   Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

     5.  Домашнее задание.

                                                   Ход урока .

1.             Организационно - мотивационный

       1.Вступительное слово учителя. (Продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева)

1. Тургенев одним из первых в русской литературе заговорил о возможностях русского народа, о его самобытном характере и униженном положении. Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, “Записки охотника” сыграли большую роль. Сам Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга (“Записки охотника”) послужила делу освобождения крестьян. В сборнике рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» есть рассказ под названием «Бирюк». Рассказ был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне..." (см. слайд)


В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

   Сегодня нам предстоит  познакомиться с рассказом "Бирюк". 

2.             Опрос учащихся.  Ребята отвечают.

Как вы думаете, кто это? Почему Тургенев так назвал рассказ? (Смотрим сначала в Толковом словаре, потом сноску в учебнике) Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Бирюк» и каков будет его сюжет? (Прогнозирование)   (см. слайд)

2. Актуализация знаний.

Активизация каждого ученика. Опрос учащихся.

-Ребята, как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

Цель: проанализировав рассказ, определить авторское отношение героя

-И.С. Тургенев назвал рассказ  «Бирюк». Каково значение слова «бирюк»?  (см. слайд)

 

Работа в парах (слабый - сильный), в группах.

Работают по «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведова:М.,2012г.

Находят: бирюк (обл.)-волк-одиночка, бирюк (перен.)- нелюдимый, угрюмый.

 

-Какие ассоциации возникают у вас? Ребята отвечают: волк, зверь, страх, одиночество.

-Какую проблему поднимает  И.С. Тургенев в рассказе «Бирюк»?

Ребята отвечают: бесправное положение крестьян.

 

   -Ребята записывают тему, которая содержит вопрос, адресованный в будущее: «Как автор относится к бесправным и обездоленным героям рассказа «Бирюк»?

Учащиеся прогнозируют события.

   -Оправдаются ли наши ожидания, узнаем в конце рассказа. На «листочках» пишут прогнозы, а на «веточках»-аргументы, обоснование прогнозов-«листочков».

 

3. Организация активного восприятия текста.

-Мы не будем читать весь рассказ. Прочтем его с остановками.

Чтение учащимися рассказа от начала до слов «Да, гроза, - отвечал голос».

1 остановка.

       Есть ли что-то, дающее разгадку названию?  С чего начинается рассказ? Какие особенности изображения природы вы можете отметить? (учащиеся работают над изобразительно-выразительными средствами, отмечают,  что гроза изображена величественной и страшной,  несколько раз повторяется слово «внезапно», всё происходит динамично, и это передано с помощью глаголов совершенного вида, обозначающих начало действия). Какие чувства вызывает у вас пейзаж? Как чувствует себя в это время рассказчик?

( ученики отмечают  особенности психологического состояния: рассказчик чувствует себя неуютно, "не видел ни зги", "кое-как приютился", "сгорбившись, ожидал терпеливо конца ненастья").    Но тут появляется какой-то неизвестный человек.

- Кто это?  - Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?

- Как чувствует себя лесник во время грозы?  (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места испуганную лошадь, даже в конце пути, очень нелегкого, говорит спокойным голосом. Гроза ему не страшна) .    

       -Понимаете ли  вы утверждение, что гроза -  одно из средств создания образа?

Ребята отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы.

Проясняется ли ситуация? Совпадает ли с нашими ожиданиями?

- С какими героями вы познакомились в лесу во время грозы?

    С рассказчиком, с лесником.

-Почему автор вводит в произведение образ рассказчика?

     Образ рассказчика помогает нам глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев.

     Пройдя через скрипучую калитку, рассказчик видит небольшую избушку, в одном окошечке которой "тускло светит огонек". Более детальным  мы видим  описание самого дома.

- Что говорит рассказчик, когда видит эту картину? ("Сердце мое заныло")

- Какое впечатление производит на вас изба лесника?  (Тягостное, невесело войти в мужицкую избу) Почему? ( бедность и отсутствие уюта)

Как описание жилища помогает понять характер героя? ( Человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна). Учитель помогает сделать вывод, что описание домика лесника дает исчерпывающее представление о крестьянских домах в целом.

Читают отрывок до слов: «А, ты Бирюк?»

2 остановка.

-Что нового вы узнали в этой части рассказа?

 -Что можно узнать о Бирюке благодаря этому портрету?  

-Как автор создает портрет? Как портрет помогает понять характер героя?                                     ( Внешность богатырская. Автор подчеркивает это с помощью эпитетов. Автор любуется этим богатырём.)

- Не возникло ли у вас вопроса?  

-Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко ее чувствующий, богатырь, удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище человеку? Почему его лицо "суровое и мужественное"? Почему рассказчик посмотрел на Фому "с удвоенным любопытством"? Что знал о нем рассказчик до личной встречи?

   Когда мы смотрим на его портрет, то любуемся и восхищаемся им. Когда переводим взгляд на то, что его окружает, почему-то невольно грустим.  Почему же возможно такое противоречие?  

Как связана фраза "горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание" с тем, что вы узнали о Бирюке? Усилилось ли впечатление о жилище лесника после этой фразы?

-Как вы думаете, почему крестьяне назвали лесника «бирюком»?                                                                 Ребята высказывают предположение.

-Как зовут лесника?

Ребята отвечают: «Фома»

Продолжают работать с текстом.

Читают до слов: ««Повалил… - пробормотал Бирюк».                                                                                               Вы поняли, что происходит? Как будут развиваться события?

3 остановка.

 

-Почему рассказчик интересуется лесником?         Много о нем слышал.

-В каких условиях живет Бирюк? В бедности, убожестве; изба «низкая и пустая».

-Что согревает душу Бирюку?   Жизнь двух маленьких детей.

 

Учащиеся читают текст до конца.

-Что заставило рассказчика и Бирюка выйти из избы в непогоду?     Бирюк услышал, как рубят лес.

-Почему мужик воровал лес? (см. слайд) (Он хотел прокормить свою семью)

Объясните, почему Бирюк ведет себя так. ( Он выполняет свой профессиональный долг).

 Бирюк противопоставлен  порубщику. Но не  такие  уж и разные мужик и лесник. У них одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне),

условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)
   Как вы думаете, отпустит ли Бирюк-Фома Кузьмич мужика? Объясните свое решение.

   Какова композиционная роль этой сцены в произведении? ( Эта сцена является кульминационной.)

Чтение произведения до конца.

Ожидали ли вы такого финала? Почему? Почему Бирюк отпустил мужика? ( Он человек.  Внешний конфликт до конца не разрешен, а во внутреннем конфликте профессионала и человека победил человек.).

Но почему такое вообще стало возможно, что два несчастных человека конфликтуют друг с другом?  

4.Заключительный ( оценочно-рефлексивный) этап

Таким образом, настало время определить проблемы рассказа. Прием "Колесо проблем"

1.Борьба чувства долга и жалости.

2.Проблема тяжелой материальной  жизни простых людей.

3. Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных и жизненных условиях, но совершающих разные поступки.

4.В сложной  жизненной ситуации проявляется красота и сила русской души, ее способность к самопожертвованию ради других.

5. Человеческое достоинство и душевное богатство героя И.С.Тургенева - человека из народа.

   Как проявляются взгляды автора в рассказе? В 1852 г. по приказу Николая 1 Тургенев был арестован и сослан в Спасское-Лутовиново. Как  известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В.Гоголя, но в действительности, император разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника". Хотя рассказы и не содержат прямого протеста против крепостного права, но писатель сумел разглядеть  и показать духовную силу русского мужика.

 

4.Рефлексия.

- За что мужик-вор ненавидит Бирюка?  - Не дает воровать лес.

-Почему Бирюк отпускает мужика?  - Бирюк отпускает мужика не из-за страха перед угрозами, а из сочувствия ему.

-Кому сочувствует автор: мужику или Бирюку? Ребята высказывают свою точку зрения.

-Кто же виноват в происходящем?  - Виновато крепостное право.

 

В образе мужика И.С. Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием. (см. слайд)

-Ребята, давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Оправдались ли наши ожидания?

Давайте сделаем вывод, какова роль пейзажа, портрета, интерьера в произведении?

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

Систематизировать и обобщить приобретенный опыт поможет кластер «Изображение автором жизни крестьян и Бирюка». Ученики составляют кластер.

 

 

     5.  Домашнее задание. (по выбору учащихся):

    1. Написать развернутый ответ на проблемный вопрос « Почему хороший человек назван бирюком?»   «3»

2. Сочинение-рассуждение « Один день из жизни лесника» по рассказу  И.С. Тургенева «Бирюк». «5»

3. Написать продолжение рассказа. «4»

4. Составить тест по рассказу «Бирюк» - всем

 

Учащиеся записывают в тетрадях домашнее задание.

 

 

                                                                                               

 Образец составления кластера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(см. слайд)

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.             Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2012.

2.             Тищенко О.А.Домашняя работа по литературе за7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). 2012.

3.             Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 клас­се. — 2010.

4.             Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.

5.             Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2010.

6.             Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.


 

План – конспект урока в 7 классе «Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе

План – конспект урока в 7 классе «Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе

План – конспект урока в 7 классе

План – конспект урока в 7 классе

В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника

В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника

Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места…

Как чувствует себя лесник во время грозы? (учащиеся работают с текстом и отмечают, что лесник в своей стихии, он силен, без труда сдернул с места…

Почему рассказчик интересуется лесником?

Почему рассказчик интересуется лесником?

Кому сочувствует автор: мужику или

Кому сочувствует автор: мужику или

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024