Методичка "Его величество-этюд"
Оценка 4.7

Методичка "Его величество-этюд"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
другое
10 кл—11 кл
24.09.2024
Методичка "Его величество-этюд"
В помощь руководителям театральных студий.
Методичка Этюд+.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его величество – этюд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Разработчик: педагог дополнительного образования

                                                                      Федонина Светлана Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Козулька,

2021 год


Понятие «этюд».

 

ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуацииили действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

В учебном процессе этюд – это:

·         средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни;

·         средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;

·         средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);

·         средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

 

Этюд – это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. С точки зрения профессиональной обученности это основной профессиональный навык.

С точки зрения социальной значимости в педагогике дополнительного образования – это привитие учащимся таких качеств, как самостоятельности, ответственности, трудоспособности.

Составляющие этюда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Самое главное в начале работы с этюдами необходимо привить ученику понятия ДЕЙСТВИЯ подобно тому, как в речи используется понятие «дыхание в живот», без чего дальнейшее развитие и вся будущая работа бессмысленны. Сделать это очень просто. Все предложил еще К. С. Станиславский. Нужно предложить ученику ответить на вопрос: а что бы ты стал делать, если бы…  (находился в данных условиях, тебе было не 17, а 80 лет и так далее).

            Понятие ДЕЙСТВИЕ тесно связано с физическим поведением и задачей – что мне надо. Таким образом, действие – это поведение (поступок), направленное на достижение определенной цели и осуществляемое в тех или иных предлагаемых обстоятельствах.

Действие бывает: психическое, физическое, словесное, психо-физическое.

Действие в сцене (эпизоде) определяется глаголом, который в свою очередь может подразделяться на т. н. «вспомогательные» глаголы». Приспособление это физическое действие или то, как действие воплощается в линии физического поведения и тексте (словесном действии).

Предлагаемыми обстоятельствами театральном искусстве называется совокупность условий и ситуация, в которой действует актер.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

·      обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, дома/на улице, где именно дома: на кухне, в спальне и так далее).

·      обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и так далее).

·      личные обстоятельства отвечают на вопрос КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее).

·      ситуативные обстоятельства отвечают на вопросы, определяющие чем живет человек в данной ситуации:

·         откуда я пришел?

·         куда я направляюсь?

·         зачем я пришел сюда?

·         чего я хочу?

·         что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Процесс этюда (актерской пробы) непрерывен! Актер не имеет право отвлекаться и самостоятельно прерывать пробу. Непрерывность прежде всего характеризуется непрерывностью внутреннего текста.

Режиссер-педагог в свою очередь тоже не имеет права прерывать погруженной актерской пробы до конца события (покуда событие смыслово не исчерпало себя). Но если проба не погруженная, остановить ее необходимо, чтобы направить процесс в нужное русло.

Лучше начинать с несложных этюдов. Этюдные репетиции – это и есть по сути, «действенный анализ» произведения. Всё остальное делается для того, чтобы подготовить этот процесс. И «разведка умом» и «рассказ в действии» - это всё для того, чтобы актер, переходя на этюды, точно знал, что надо искать в действии.

 

Другая концепция относится к понятию сценического этюда, который представляет собой законченное театральное сочинение (в этом отношении понятие «сценический этюд» близко к понятию «музыкальный этюд», когда этюд, как форма сочинения имеет самостоятельное художественное значение и подразумевает авторство, процесс сочинения, репетиции и поправок).

Сценический этюд – это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.

Сценический этюд от этюдной импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи творческого показа, тогда как при импровизационной пробе не стоит такой задачи. И в этом отношении актер, работающий над этюдом перестает быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом – режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».

Чаще всего в помощь актерам для работы над подобного рода этюдами назначаются кураторы или педагог-режиссер.

Тем не менее этюд не репетируется! Он может повторяться с учетом замечаний и уточнений педагога. Но этюд остается все равно сквозной импровизационной погруженной пробой.

Что определяется и фиксируется в репетиционной работе над этюдом, а где оставляется место для актерской импровизации?

Определяется и фиксируется событийный ряд этюда, его «поворотные точки» - определяется исходное, центральное и главное события этюда, а также цель действующего лица. А в остальном актер может и должен импровизировать.

 

 

Сочинение этюда.

Этюд в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд – это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение.

Надпись: СВЕРХ ЗАДАЧАИсточниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей – определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ЭТЮДА

 

 

Сценический этюд имеет определенные законы построения:

 

Выход на сцену                                                                              Уход со сцены

 


                                               Центральное событие

 

 

 

 

 


                        Место для                       Место для

                        импровизации               импровизации

 

 

Исходное событие                                                                          Главное событие

Факт, который побудил                                                 Факт, который

 меня выйти на сцену                                                     побудил меня уйти со сцены

 

 

Факт (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств),

который заставил меня изменить моё предыдущее поведение.

 

 

Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах.

 

Исходное событие и главное события – это мотивированные и оправданные выход и уход со сцены. Что-то произошло до моего выхода на сцену, что привело к тому, что я оказался в определенных предлагаемых обстоятельствах и у меня появилась определенная задача, которую мне нужно выполнить «прямо здесь и сейчас» (на сценической площадке). И аналогично – что-то произошло, что заставило меня покинуть это место.

Центральное событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменили мое поведение и качественно повлияли на мое психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.

Зачастую бывает так, что центральное и главное событие этюда совпадают – то есть нечто происходит на сцене, и именно центральный событийный поворот стал причиной того, что мне нужно закончить или прервать предыдущее действие и уйти.

 

Практические этюды и упражнения.

 

Задание 1. Утро Иванушки.

 

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Формировать мотивацию к получению новых знаний.

В некотором царстве, в тридесятом государстве заря занималася. Солнце проснулось. Потянулось. Взглянуло на землю русскую.
В своей избушке на печке проснулся Иванушка-дурачок и подумал: «Пойти ли сегодня на учебу? Может быть, дома на теплой печке остаться?»
Подошли к Иванушке мама с папой: «Собирайся, сынок на учебу!»
– Не хочу. Не пойду.
– Почему?
Дальше участникам тренинга предлагается в форме импровизации разыграть диалог, где родители должны предложить доводы для собственного сына, почему надо идти учится.

 

Задание 2. Утренняя встреча.

 

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникационного упражнения.

Этюд «Знакомый» (по мотивам стихов В. Д. Берестова «Знакомый»).

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу — навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем,
Мы — неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я?

 

Задание 3. Не испугался.

 

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощь коммуникативного упражнения. Закрепить интерес к интерпретации невербальных средств коммуникации окружающих людей. Научить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.
Этюд по сказки Даниила Хармса «Храбрый ёж».
Участники игры: еж, змея и другие звери. В начале сказочной игры ведущий спрашивает, каких зверей дети хотели бы изобразить? Каждый участник самостоятельно выбирает известного ему сказочного персонажа. Показывает стиль, манеру его поведения. Дети выполняют короткие этюды: «Мишка-медведь», «Лисичка», «Храбрый ежик», «Заинька», и прочие. Возможен выбор птиц, у которых имеются свои особые повадки.

Стоял на столе ящик.
Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.
А ящик-то вдруг — раз, два, три — и открылся.
А из ящика-то — раз, два, три — змея выскочила.
Испугались звери и разбежались.
Один ёж не испугался, кинулся на змею и — раз, два, три — загрыз её.
А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!».
Нет, не так! Ёж закричал: «Ав-ав-ав!».
Hет, и не так! Ёж закричал: «Мяу-мяу-мяу!».
Нет, опять не так! Я и сам не знаю как.
Кто знает, как ежи кричат?

Ведущий и участники придумывают крик ежа.

 

Задание 4. Репка.

 

Цель: снятие психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда.

Этюд  «Репка». Бабка и дед позвали животных на помощь. Они обсуждают между собой и приглашают. Ведущий спрашивает: Теперь справитесь? Вытащите репку?

 

 


 

Его величество – этюд.

Его величество – этюд.

Понятие «этюд». ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуацииили действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по…

Понятие «этюд». ЭТЮД – это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуацииили действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по…

КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)

КТО действует на сцене (возраст, пол, социальное положение, профессия и так далее)

Сочинение этюда. Этюд в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя

Сочинение этюда. Этюд в репетиции – всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя

Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах

Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах

Научить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека

Научить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024