Предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста
Оценка 4.6

Предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

Оценка 4.6
docx
24.09.2024
Предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста
Предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста.docx

 

Физиологические предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

 

Существенное значение для развития скоростных способностей имеет возраст обучающихся, это связано с физиологическими особенностями развития человека. Развитие человека от рождения и до смерти представляет собой непрерывный процесс, на протяжении жизни организм претерпевает ряд закономерных физиологических изменений. Наиболее высокий темп изменений наблюдается в детском возрасте, когда идет интенсивное формирование и рост всех систем организма, при этом отмечается неоднородность данного процесса: одни органы и системы развиваются раньше, другие позднее. Развитие различных физических качеств происходит также скачкообразно, в соответствии с онтогенезом, индивидуальное развитие обусловлено совокупным влиянием наследственных факторов и окружающей среды и подчиняется общим закономерностям развития человека.

Переход от одного возрастного периода к другому является переломным этапом развития, когда организм переходит от одного каче­ственного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называются кри­тическими. С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды, которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе педагогическим и тренерским. Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, активация определенных генов обеспечивает возникновение переходного периода у подростков), а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям.

Огромное влияние на физическое развитие оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма.

В связи со школьным обучением выделяют дошкольный возраст до 6-7 лет, младший школьный (до 9-11 лет), средний (до 13-14 лет) и старший школьный возраст (до 16-17 лет).  Следует отметить, что начальное школьное обучение имеет тенденцию к интенсификации учебного труда, увеличению занятости детей в учебное время посредством введения дополнительных учебных программ, проведения воспитательных мероприятий в классе, во внеучебное время дети могут быть загружены дополнительными занятиями в кружках технического и художественного направления, музыкальных школах и т. д.   Свободное время нередко посвящается просмотру тв-программ или компьютерным играм. Такие условия и характер основных видов деятельности школьников приводят к дефициту движений, являющихся единственным средством удовлетворения естественной потребности в проявлении двигательной активности; вызывают статические перенапряжения групп мышц, обеспечивающих сохранение правильной осанки; создают эмоционально-психологические перегрузки и предрасполагают к умственному и физическому переутомлению. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Следовательно, введение дополнительных занятий физкультурой в форме школьных уроков и внешкольной деятельности (занятий в спортивных секциях, участия в спортивных мероприятиях и т. д.) является насущной необходимостью.

Программа обучения и физического развития должна разрабатываться с учетом закономерностей возрастной периодизации. В сенситивные периоды развития отмечается высокая чувствительность организма к внешним влияниям. Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. При этом возникает более выраженное развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Далее темп развития скоростных способностей замедляется, и к 14-15 годам фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму.

Не следует также забывать, что физические показатели организма представляют собой сплав врожденных и приобретенных признаков. Исследователи отмечают различное влияние фенотипа на развитие разных физических возможностей. Наиболее существенное влияние генетика оказывает на такие функциональные показатели, как время двигательной реакции, максимальную частоту движений, скорость спринтерского бега, максимальное потребление кислорода, анаэробные возможности и др. Эти показатели меньше всего подвержены изменениям в процессе тренировки. Из физических качеств наиболее зависимыми от врожденных задатков являются качества быстроты и гибкости. Данный факт следует учитывать при спортивном отборе. Однако, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды. При построении комплексов упражнений как для спортсменов, так и для широкого контингента школьников, следует уделять внимание факторам, способствующим развитию быстроты. Особенно важны здесь будут упражнения на укрепление мышц и выносливость. Скоростные сократительные свойства мышц в значительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон.

В настоящее время принято различать два типа мышечных волокон по структуре и функциональным возможностям - "быстрые" (белые), способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость, и "медленные" (красные), работающие в медленном, но длительном режиме. В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, а в медленных - аэробные (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, большая активность окислительных ферментов). Состав мышечных волокон обусловлен генетически, но тренировки на выносливость в определенной степени увеличивают количество красных мышечных волокон.

Поскольку мышечная масса в младшем школьном возрасте невелика, в комплекс ОРУ необходимо включать упражнения для развития мышц, в обязательном порядке сочетая их с упражнениями на развитие гибкости и координационных способностей.

Эффективность сочетания упражнений на различные двигательные способности связана и тем, что сенситивные периоды для их развития нередко совпадают. Так, например, в возрасте 8-9 лет у девочек и  мальчиков ведущими являются координационные и скоростные способности, наибольшее увеличение пассивной гибкости наблюдается в возрасте 9-10 лет, развитие общей выносливости  как у мальчиков, так и у девочек, следует начинать с 7 лет. Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.

Взаимосвязь развития физических способностей и воспитания физических качеств обусловлена не только тем, что физические способности являются материальной основой физических качеств, но и единой направленностью на физическую подготовку челове­ка, на преобразование его физической природы.  

 


 

Физиологические предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

Физиологические предпосылки развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста

Огромное влияние на физическое развитие оказывают движения, физические упражнения

Огромное влияние на физическое развитие оказывают движения, физические упражнения

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны

Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожденных задатков являются качества быстроты и гибкости

Из физических качеств наиболее зависимыми от врожденных задатков являются качества быстроты и гибкости

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется…

Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2024