Конспект занятия
«Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств»
Тема: «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств»
Название детского объединения: «Зазеркалье».
Номер и год обучения учебной группы: группа № 3, 3 год обучения.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Федонина Светлана Геннадьевна.
Цель занятия: Через физическое и психическое освобождение развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности в зависимости от изменения обстоятельств.
Задачи занятия:
· закрепить понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
· развить навыки сценического взаимодействия;
· создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему в разных ритмах.
· формирование партнерских отношений в группе;
· формирование и поддержка адекватной самооценки.
Ожидаемый результат: Работать в предлагаемых обстоятельствах при разных ритмах действия.
Методы обучения: Здоровьесберегающие
технологии на основе личностно-ориентированного подхода, технологии
коллективной творческой деятельности.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование: ноутбук с колонками
Продолжительность занятия 1.30 мин.
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? Прошу всех встать в круг, чтобы поприветствовать друг друга. А делать это мы будем так – я читаю стихотворение, а вы внимательно слушаете и действуете в заданных предлагаемых обстоятельствах. Всем понятно? (дети:ДА!)
- Здравствуй, солнце
золотое! («тянемся к солнышку» – руки вверх).
- Здравствуй, небо голубое! (тянем руки вверх).
- Здравствуй, вольный ветерок! (руки в стороны).
- Здравствуй, маленький росток! (тянемся и берем в руки росток).
- Здравствуй, милый мой дружок! (воспитанники машут ручками друг
другу).
- Очень
хорошо! Поприветствовали друг друга.
- Ребята сегодня тема нашего занятия: «Изменение ритма действия
в связи с изменением предлагаемых обстоятельств». И сегодня мы научимся
работать в предлагаемых обстоятельствах. Познакомимся с определениями и
попробуем импровизировать.
- А кто мне скажет: с чего мы обычно начинаем наши занятия?
(Дети: С артикуляционной гимнастики)
- А для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику? Дети
отвечают.
- Молодцы! Итак, начнем. Выполняем каждое упражнение 4-5
раз.
Артикуляционная гимнастика.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два (Упражнение: «Уколы в правую и левую
щеку»).
- Вверх, вниз, вверх, вниз (Упр.: «Потягивание уздечки»).
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся! (Упр.: «Рыбка»).
- Язычок, покажись и зубов не страшись! (Упр.: «Жало»).
- А зубы то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются. (Упр.: «Почесали -
покусали»).
- А губы то хохочут, то сильно обижаются (Упр.: «Трубочка -
улыбочка»).
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать (Упр.: «Пожевали
язык»).
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (Упр.: «Поглаживание
по альвеолам»).
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь.
2.
Теоретическая часть – повторение материала
Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках темы «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств». На прошлом занятии мы выяснили, что такое предлагаемые обстоятельства.
а)
Что такое «Предлагаемые обстоятельства»? (Предлагаемые обстоятельства – это
обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные
режиссером и созданные воображением актера).
б) Кто нам диктует предлагаемые обстоятельства в работе над
созданием спектакля? (автор, режиссер, актер).
б) Для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы
действия были зрелищными и интересными)
в) Какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и
место действия).
Педагог: Вы правы!
Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский
театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего
лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением
актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и
режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника,
бутафория, освещение, шумы и звуки, все, что предлагается актерам принять
во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!
3. Теоретическая часть – новый материал.
Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств».
Ритм – это степень внутреннего напряжения.
В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, то есть остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску образа.
4. Практическая часть.
Ребятам даются предлагаемые обстоятельства, чтобы они подействовали в этих предлагаемых обстоятельствах, создав соответствующие видения, а потом определить вызванный ими темпо - ритм.
1. Темпо - ритм зрителя, пришедшего в театр зимой.
а) пришел в театр рано, еще не было ни одного звонка
б) пришел в театр после второго звонка
в) пришел в театр после третьего звонка
2. Темпо - ритм пассажира:
а) пришел на вокзал за час до отхода поезда (билета нет), приехал на вокзал за 15 минут до отхода поезда (билета нет)
в) пришел на вокзал за 5 минут до отхода поезда (билета нет)
3. Темпо - ритм посетителя музея (прикладного искусства, изобразительных искусств и т.д.)
а) в распоряжении целый день
б) времени на осмотр 2 часа.
Дети выполняют какое-нибудь действие в разных предлагаемых обстоятельствах, со сменой темпо - ритма. На это упражнение надо дать примерное объяснение.
а) Одеваться, чтобы идти к человеку, который вам не приятен, но, идти необходимо (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет вялый, медленный, без желаний),
б) одеваться, чтобы идти на работу или на занятия. Времени достаточно - сколько, чтобы не спеша дойти до остановки (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет спокойный, деловой, уверенный),
в) одеваться, чтобы идти на свидание с любимым человеком (темпо - ритм вызванный данными обстоятельствами энергичный, оживленный, желанный, со вкусом, а временами замедленно-метательный).
Педагог: Отлично! Предлагаемое обстоятельство следующее! Вы должны пройти через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.
Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.
Педагог:
Всех
кто пройдет дверь встречаем аплодисментами! Упражнение на концентрацию
внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок
на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь
слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю
представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута
ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при
дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про
хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на
коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или
вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из
себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее,
тем лучше.
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно
перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю»
скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с
превращением, например, в «зю» или «бу», а после – с объединением в группы по
2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке.
Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:
5. Тренинги на взаимодействие
Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.
6. Творческая игра «Испорти мой день».
Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Леша. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Лешу встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)
Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.
7. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам.
Карточки для постановки этюдных работ:
Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.
Итог занятия.
1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).
– Спасибо за творческое общение! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.