Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Белоярский»
Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2) на 2020-2025 уч.г.
утвержденной приказом СОШ №1 г.Белоярский
от 29.08.2020 г. № 805
с изменениями приказ от 29.08.2022 г. № 930
Специальная индивидуальная программа развития
Фамилия имя Отчество,
обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 В класса
3-ий год обучения
срок реализации: 1 год
Составитель: Самылова И.А.,
учитель начальных классов
СОШ №1 г. Белоярский
г. Белоярский
2022
Пояснительная записка.
Особые образовательные потребности ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для его обучения и воспитания.
СИПР разработана на основе
- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) на 2020-2025 учебные годы, утвержденной приказом СОШ № 1 г. Белоярский от 29.08.2020 года № 805, с изменениями приказ № 930 от 29.08.2022 года;
- Индивидуального учебного плана ученика 3в класса, Фамилия Имя Отчество
получающего образование на дому, утвержденного приказом СОШ №1 г.Белоярский.
от 01.09.2022г. № 178-ЛС.
Цель реализации СИПР: формирование у обучающегося жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Данная СИПР составлена на один год (2022-2023 учебный год).
Структура СИПР:
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Характеристика обучающегося на начало 2022-2023 учебного года.
3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год
4. Содержание образования.
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Содержание учебных предметов.
4.3. Нравственное развитие.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
4.5. Внеурочная деятельность.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества с семьей.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
1.Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка:
Возраст ребенка на момент составления программы: 10 лет
Дата рождения:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения в СОШ №1- третий
Образовательная программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Варианты и срок реализации программы: Вариант 2 – СИПР – 12/13 лет.
2. Характеристика обучающегося на начало 2022-2023 учебного года.
Семья полная, состоит из 3-х человек. Мама работает _______________. Отец работает _____________,. Оба родителя принимают участие в воспитании ребёнка, заботливо и доброжелательно относится к Имя, заинтересованы в успешном развитии ребенка. Семья проживает в благоустроенной квартире. Мальчик имеет отдельную комнату, в которой созданы все условия (рабочее место для занятий, отдельное спальное место, игровая зона).
Саша находится на индивидуальном обучении с 1 сентября 2020 года. По заключению ПМПК у Саши тяжелая умственная отсталость, имеется инвалидность.
К концу второго года обучения у Саши наблюдается:
1. Формирование базовых учебных действий: Р может сосредотачивать внимание, направленность взгляда на задание, на говорящего с помощью учителя, иногда самостоятельно. Понимает и выполняет просьбы «посмотри», «покажи», «возьми», «дай», «принеси», «положи» и др. Выполняет действия по подражанию или по образцу, с помощью учителя. Может выполнить самостоятельно после словесной инструкции некоторые действия, небольшие задания. Выполняет задание в течении определенного, но непродолжительного времени (3-5 минут). Учебные предметы чаще использует по назначению, иногда может черкать карандашами, фломастерами на столе, на руках, на одежде и в тетради. Любит прятать учебные предметы между вещами и др.) Умеет правильно держать в руке ручку и карандаш, поправляет с помощью левой руки. Ведущая рука - правая.
2. Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия (Речь и альтернативная коммуникация):
Р. реагирует на своё имя, приветствует и прощается с собеседником только жестами (машет рукой, обнимает, кивает головой). Выражает благодарность при помощи жестов ( «воздушный поцелуй» . Для привлечения к себе внимания может потрогать собеседника, похлопать рукой, для выражения своих желаний чаще всего использует жесты, мимику. Согласие/несогласие выражает кивком головы сопровождая словами «да», «не». Проявление эмоции радости, удивления может выразить в виде громкого произнесения нечленораздельного набора звуков или шепотом на ухо учителю.
Знает членов своей семьи, называет «мама», «папа». Педагогов, некоторых ребят из класса знает по имени, но не может назвать, узнает по фотографиям и при встрече.
С помощью учителя понимает слова обозначающие названий предметов по темам: семья, посуда, мебель, игрушки, животные, школьные принадлежности, транспорт, продукты. Путает овощи и фрукты. Понимает значение слов, обозначающих названий действий: пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять; признак действия\состояния: громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно. Не может самостоятельно различать слова обозначающие цвет, величину, форму. Понимает слова, указывающие на принадлежность: я, он, мой, твой. Понимает простые предложения, соотносит произнесенное короткое предложение с картинкой.
Экспрессивная речь не развита. Иногда употребляет отдельные звуки «а», «э», «о»,подражает звукам некоторых животных: кошка- «мя», корова, волк - «у-у», овца, коза- «ме», свинья, утка- издает гортанные звуки. При выражении радости может произносить сочетания разных звуков «и-э-у-у», «и-о-о-о». К концу учебного года чаще начал употреблять слова «да», «не»(нет), «О»( при указании на что-либо), «мама», «папа»
3. Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни ( Математические представления)
Самостоятельно находит одинаковые предметы, изображения, группирует предметы по величине «большой-маленький». Различает множества «один-много-мало-пусто». Пытается самостоятельно различать и сравнивать однородные и разнородные предметы по величине, длине, ширине, высоте способом приложения, наложения. Ориентируется в пространстве/ на листе с помощью взрослого, путает положения слева-справа. Испытывает затруднения с определением местоположения предметов и перемещением в пространстве в заданном направлении ( впереди-сзади, слева-справа, перед, за, над, под, между, вперд-назад, влево-вправо).
Временные представления не сформированы: не соотносит действие с временным промежутком, времена года узнает но с частичной помощью, путает различие людей по возрасту.
Такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник узнает только по прямой подсказке учителя, различает с ошибками. По подражанию собирает геометрическую фигуру из 2-ух, 3-ёх частей. Самостоятельно обводит геометрические фигуры круг, квадрат по трафарету и по шаблону, самостоятельно с ошибками обводит по контурной линии , раскрашивает сам, но выходит за границы.
4. Формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе (Окружающий природный мир)
С помощью учителя различает части суток день-ночь, с подсказками соотносит их с некоторыми видами деятельности (ночь - спать, день- есть, играть, гулять). Не имеет представления о последовательности частей суток, днях недели. С помощью учителя, иногда самостоятельно узнает времена года лето и зима. Узнает такие погодные явления, как дождь, гроза, ветер, снег. Летние и зимние явления природы соотносит с временем года иногда ошибочно.
С помошью учителя отличает траву от деревьев. Плохо различает разновидности деревьев, иногда с ошибками различает части растений. Самостоятельно узнает фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин. Путает лимон, мандарин, персик, абрикос, киви, ананас. Узнает овощи, такие как лук, огурец, помидор, морковь, картофель Путает- свекла, редис, кабачок., баклажан, перец. Не узнает тыква,репа. Грибы узнает, но не различает, знает строение гриба. Самостоятельно узнает и различает домашних животных: корова, свинья, лошадь, кот, собака. Путает овцу и козу. Знает и показывает основные части животных: голова, ноги, хвост, уши. Самостоятельно определяет детенышей домашних животных. Объединяет в группу «домашние животные» с частичной помощью учителя. Понимает значение домашнего животного коровы (дает молочко). Самостоятельно узнает и различает диких животных: лиса, заяц, волк, медведь, ёж. С помощью учителя узнает кабана, лося, объединяет животных в группу «дикие животные», самостоятельно определяет их детенышей. Домашних птиц различает плохо, путает курицу и петуха, утку и гуся, не знает индюка. Не различает зимующих и водоплавающих птиц. Самостоятельно находит и показывает основные части тела птицы: голову, ноги, хвост, клюв.
Узнает объекты неживой природы: солнце, речку, горы. С помощью учителя или по образцу разграничивает объекты живой и неживой природы
5. Формирование представлений о себе как «Я» , своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания (Человек)
Идентифицирует себя, как мальчика. Показывает основные части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Знает и различает глаза, нос, рот, уши. Отличает детей от взрослых с подсказками.
С помощью жестов сообщает о желании сходить в туалет. Последовательность действий в туалете выполняет сам с частичной помощью. Не различает вентили с холодной и горячей водой, регулировать напор струи самостоятельно не может. Пользуется электросушкой, бумажным полотенцем самостоятельно. Следить за волосами, очищать носовые ходы с помощью носового платка самостоятельно не может. Знает и различает основные виды одежды и обуви. Затрудняется самостоятельно выбрать вид одежды и обуви в зависимости от мероприятия, от сезона. Одевается и снимает одежду с частичной помощью взрослого, часто ленится одеваться. Путает левый и правый ботинки. Пытается самостоятельно застегивать молнию. Пуговицы застегивает плохо, но сам. Свой внешний вид контролировать не может..
При помощи жестов сообщает о желании пить или есть. Самостоятельно усаживается за столом. Умеет держать ложку в правой руке, иногда пользуется ложкой с посторонней помощью, когда не может самостоятельно разделить пищу на части.
6. Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами (Изобразительная деятельность, технология)
Знает основные материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, краски, кисти, ёмкость для воды. Умеет правильно захватывать и держать карандаш. Соблюдает последовательности действий с красками, выполняет самостоятельно, но с ощибками. Самостоятельно рисует точки, по пунктиру рисует прямые и волнистые линии. Обводит горизонтальные, вертикальные и наклонные линии. Контур предмета рисует по пунктиру и по трафарету самостоятельно. Сам выполняет закрашивание внутри контура, но выходит за границы. Штриховку в заданном направлении выполняет только по обводке и образцу. Знает материл для лепки- пластилин. Разминает пластилин руками неохотно. Отщипывать и отрезать кусочек нужного размера может только сам. По подражанию выполняет катание колбаски на доске, в руках, сгибание колбаски в кольцо, катание шарика на доске, в руках, расплющивание шарика в ладонях, пальчиками, на доске. Сам соединяет детали прижатием.
Виды бумаги различает с подсказками. Знает инструменты: ножницы, линейку. По подражанию выполняет действия с бумагой: сминание, сгибание, разрывание листа. Самостоятельно смазывает поверхность листа клеем, не соблюдает границы намазывания. Самостоятельно берет и удерживает ножницы. Выполняет надрез ножницами, самостоятельно режет короткие полоски по намеченной линии. Круг, квадрат по контуру вырезает с трудом, неумело. Собирает изображение объекта из нескольких (3-5) деталей по образцу. Рисует по подражанию тычками, пальчиками, ладошкой.
7. Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения (Окружающий социальный мир)
Самостоятельно может найти туалет на 1 и 3 этаже, если находится на первом этаже школы, может самостоятельно найти столовую, спортзал. Остальные помещения школы находит с посторонней помощью. Правила поведения на территории школы, распорядок дня соблюдает с подсказками и помощью учителя. Знает и находит основные школьные принадлежности: парта, рюкзак, учебник, тетрадь, ручка, карандаши, краски, пластилин.
Электроприборы, мебель, посуду путает, находит только с помощью или подсказками учителя. По подражанию сминает бумагу в комочки, рвать по сгибу сам не может. Элементы городской инфраструктуры различает плохо. Находит такие виды транспорта как легковой и грузовой автомобиль, мотоцикл, самолет, вертолет, ракета. Водные виды транспорта различает с трудом Находит атрибуты праздника Новый год, 1 сентября, Пасха. Символику (флаг России) различает с помощью учителя, раскрашивает и рисует флаг по образцу.
Характеристика общего развития ребенка:
Саша передвигается самостоятельно, но в сопровождении взрослого. По лестнице ходит с опорой на перила или держась за руку. По физическому развитию мальчик очень подвижный, любит играть в «прятки», в «догонялки», играть с мячом. Очень активно играет с ребятами из класса на переменах. Наблюдается неточность координации, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бега, прыжков, а также навыков несложных трудовых действий.
Саша понимает обращенную к нему речь. Внимание неустойчивое, из-за быстрой утомляемости, отвлекаемости отличается низким уровнем продуктивности. Требуется повторение, концентрация внимания на задании. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий
Эмоциональное состояние мальчика удовлетворительное. Он охотно вступает в контакт, не боится остаться один в окружении большого количества людей, но с обозначением нахождения взрослого. Не любит шум, громкие звуки, морщится, выражает протест и закрывает уши руками.
Ребенок с удовольствием участвует в совместной деятельности с детьми или взрослыми.
Иногда проявляет понимание и заботу по отношению к другим. Проявления агрессии не замечены, иногда может толкнуть кого-нибудь из ребят.
Саша реагирует на изменение интонации голоса, запрет. Если что-то ему не нравится, он показывает это мимикой и жестами или прекращает общение, обижается, отворачивается. Такое состояние длится непродолжительное время, он быстро успокаивается, переключается на другой вид деятельности, начинает общаться (играть) лояльно.
Учебное поведение начинает формироваться : знает рабочее место, игровую зону, понимает их назначение Поддерживает правильную позу на занятиях, иногда - с подсказкой учителя. Старается выполнять требования учителя, знакомые речевые инструкции учителя выполняет после повторения. Не всегда, получается, выполнять действия по подражанию и образцу, но предпочитает выполнять задания самостоятельно. Быстро устает, может лечь на парту и немного полежать с закрытыми глазками, иногда ненадолго засыпает. На занятии требуется смена разных видов деятельности. Ведущая деятельность – игровая.
Навыки самообслуживания сформированы частично. Одевается и обувается с частичной посторонней помощью. Обязательно моет руки перед едой. В туалет ходит только в сопровождении учителя. Наибольшими являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений мелкой моторики: работа карандашами, ручкой, шнурование ботинок, определение передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, застегивании молнии, пуговиц, ремня, завязывание ленточек, шнурков, а так же трудности в овладении речевыми навыками. Ребёнку необходим контроль, уход и присмотр.
Вывод:
По итогам оценки динамики развития жизненных компетенций, анализа промежуточной (годовой) аттестации 2-го года обучения обучающегося Р.
можно сделать вывод :
1.Требуется полное пролонгирование содержания учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникации, частичное пролонгирование содержания большей части тем по учебным предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Музыка и движение».
2.Возможно введение и формирование новых действий / операций, формирования представлений/понятий из содержания учебных предметов «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Изобразительная деятельность».
3.Обучающемуся требуется дальнейший контроль, уход и присмотр(сопровождению тьютора).
4.Приоритетные образовательные предметы:
- Изобразительная деятельность
- Окружающий социальный мир
- Окружающий природный мир
- Человек
- Музыка и движение
3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год.
Учебные предметы.
|
Количество индивидуальных часов по учебному плану |
Речь и альтернативная коммуникация |
3 |
Математические представления |
2 |
Окружающий социальный мир |
1 |
Человек |
1 |
Окружающий природный мир |
2 |
Музыка и движение |
1 |
Изобразительная деятельность |
1 |
Коррекционно-развивающие занятия
|
1 |
Итого индивидуальных часов |
12 |
4. Содержание образования.
Цель обучения: формирование базовых учебных действий, необходимых ребенку для овладению содержанием АООП.
Задачи:
1.Подготовка ребенка к нахождению в социальной среде, эмоциональному и коммуникативному взаимодействию.
2.Формирование учебного поведения:
- направленности взгляда на говорящего взрослого, на задание («посмотри на меня», «посмотри сюда»)
- умение выполнять инструкции педагога( «возьми», «покажи», «дай», «положи» и.т.д.),
- использование по назначению учебных предметов,
- умение выполнять действия по подражанию, по образцу.
3.Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени.
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
4.2. Содержание учебных предметов.
4.2.1.Речь и альтернативная коммуникация.
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
1.Формирование коммуникативных навыков установления, поддержания и завершения контакта.;
2.Формирование умения понимать обращенную речь;
3.Формирование умения у ребенка, не владеющего устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами;
4.Формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова.
Содержание предмета на первом году обучения представлено двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений, навыков: Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком(словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом, звуком(словом). Выражение согласия (несогласия) жестом, звуком(словом,). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. . Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником жестом, звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия),удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений, навыков: Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой идр.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений, навыков: Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений, навыков:
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения(электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
4.2.2. Математические представления.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
1.Формирование элементарных пространственных и временных представлений.
2. Формирование представлений о форме.
3. Формирование представлений о величине предметов.
4. Формирование первоначальных количественных представлений.
5. Формирование представлений о соотнесении числа и цифры.
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Количественные представления», «Представления о величине», «Представление о форме», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5)
Представления о величине.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: различение предметов по весу, различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине.
Представление о форме.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) ч. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия Рисование круга произвольной (заданной) величины. Вводятся новые понятия: узнавание (различение) геометрических фигур точка, линия.
Пространственные представления.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: - крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Временные представления.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) частей суток. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, Различение времен года. Сравнение людей по возрасту.
4.2.3. Окружающий социальный мир.
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
1. Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения).
2. Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в кабинете, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Школа.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Знание положительных качеств человека.
Квартира, дом, двор.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).Знание функционального назначении помещений квартиры.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), дом. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Предметы быта.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, электрический чайник) Знание назначения электроприборов. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Знание назначение предметов посуды.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Продукты питания.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений : Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знание правил хранения мясныхпродуктов.Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений : Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножниц)
Город.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
Транспорт.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) наземного, воздушного, космического, водного транспорта. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание(различение) составных частей воздушного транспортного средства. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Традиции, обычаи.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, , 8 марта, 23 февраля, Пасха).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Знание школьных традиций.
Страна.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики флаг, Узнавание президента РФ (на фото, видео).
4.2.4.Человек.
Цель: формирование представлений о себе как «Я» , своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи:
1.Формирование представлений о себе и своем теле.
2.Формирование представлений о своем ближайшем окружении
3.Формирование гигиенических навыков и их последовательного выполнения.
4.Формирование навыков самообслуживания и их последовательного выполнения.
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Представления о себе», «Семья», «Туалет», «Гигиена тела», «Прием пищи», «Одевание и раздевание»
Представления о себе.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица..
Гигиена тела.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Расчесывание волос.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Очищение носового хода.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Мытье ушей. Чистка ушей.
Обращение с одеждой и обувью.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги всапог) Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида..
Туалет.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование салфетки во время приема пищи.
Семья.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
4.2.5. Окружающий природный мир.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Формирование представлений о растительном и животном мире.
2. Формирование временных представлений,
3. Формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы.
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Растительный мир.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна) Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) грибов Знание строения гриба (ножка, шляпка).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Различение съедобных и несъедобных грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями.
Животный мир.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека.Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений:
Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. . Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан).Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). . Знание строения насекомого. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза)
Объекты природы.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Узнавание воды. Знание свойств воды. Узнавание реки. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Соблюдение правил обращения с огнем.
Временные представления.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений: Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.
4.2.6. Музыка и движение.
Цель: формирование эмоциональной и личностной сферы ребёнка, посредством восприятия звуков окружающего мира.
Задачи:
1.Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
2.Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.
3.Развитие индивидуальных способностей к ритмичным движениям, танцу, пению.
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Слушание», «Пение», «Движение под музыку».
Слушание.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах..
Пение.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов.
Движение под музыку.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
4.2.7. Изобразительная деятельность.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
1.Развитие интереса к изобразительной деятельности.
2.Формирование умений пользоваться инструментами.
3.Обучение доступным приемам работы с различными материалами.
4.Обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов.
5.Развитие моторики кистей рук, развитие художественно-творческих способностей.
Содержание предмета на третьем году обучения представлено следующими разделами:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Лепка.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска.Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольгасалфетка и др. Узнавание(различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам. Намазывание всей(части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону..
Рисование.
Пролонгирование содержания раздела программы по формированию представлений: Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмет.
Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками.
Введение в содержание раздела новых понятий, формирование представлений
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнаментарастительными (геометрическими) элементами. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
4.3. Нравственное развитие.
Цель: личностное и социокультурное развития обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации и семьи.
Задачи:
1. Формирования у обучающегося нравственных чувств.
2. Формирование нравственного сознания и поведения.
Программа нравственного развития реализуется в семье, на занятиях по учебным предметами и в рамках внеурочной деятельности.
Содержание нравственного развития по направлениям:
- Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как
к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку
вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение
устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми Поддержание у
ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с
использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.
Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учатся выбирать
деятельность, выбирать способ выражения своих желаний.. Выбирая ту или иную
деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять
своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.
Формирование доверия к окружающим у ребенка происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Цель: развитие стремления у обучающегося вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Задачи:
1.Формирование экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
2.Развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе.
3.Формироание правил здорового питания, оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных, психофизических особенностей;
4.Формирование соблюдения правил гигиены, режима дня;
Содержание программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуются на уроках по предметам: «Окружающий природный мир», «Человек», в ходе коррекционных занятий, а также в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, экскурсии, походы и др.
4.5. Внеурочная деятельность.
Цель: социальное, спортивно- оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности ребенка с учетом его психофизических особенностей и интересов, социальная интеграция обучающегося.
Задачи:
1. Приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающегося с обычно развивающимися сверстниками.
2. Развитие интересов, склонностей, творческих способностей обучающегося к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Внеурочная деятельность осуществляется при организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность ребенка с умственной отсталостью и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития.
Формы организации и проведения специальных внеурочных мероприятий: игры, экскурсии, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, праздники, походы и др.
Содержание внеурочной деятельности реализуется через программу внеурочной деятельности 3В класса совместно с детьми.
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Необходимым условием реализации СИПР для обучающегося является организация ухода ( кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за ребенком понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня
Уход за обучающимся предполагает выполнение следующей деятельности:
- оказание необходимой помощи при встрече и уходе домой, в раздевании и одевании ребенка,;
- оказание необходимой помощи при ориентировке, передвижении в помещениях и на территории школы;
- гигиенические процедуры
(сопровождение ребенка в туалете, уход за телом (обтирание, мытье рук);
- помощь в приеме пищи (завтрак, обед);
- контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающегося утром во время прихода в школу(встреча), во время перемен (отдых), внеурочных мероприятий.
Присмотр и уход за обучающимся в образовательной организации осуществляется тьютором.
Индивидуальный график
с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр
|
8.15 - 8.30 |
09.05 - 09.25 |
10.05 - 10.25 |
11.05 - 11.25 |
пн |
Встреча тьютор |
Завтрак Гигиенические процедуры тьютор |
Отдых тьютор
|
Обед Гигиенические процедуры тьютор
|
вт |
Встреча тьютор |
Завтрак Гигиенические процедуры тьютор |
Отдых тьютор
|
Обед Гигиенические процедуры тьютор |
ср |
Встреча тьютор |
Завтрак Гигиенические процедуры тьютор |
Отдых тьютор |
Обед Гигиенические процедуры тьютор |
чт |
Встреча тьютор |
Завтрак Гигиенические процедуры тьютор |
Отдых тьютор
|
Обед Гигиенические процедуры тьютор |
пт |
Встреча тьютор |
Завтрак Гигиенические процедуры тьютор |
|
|
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Ф.И.О. - учитель индивидуального обучения.
Ф.И.О - тьютор.
Ф.И.О - педагог- психолог.
Ф.И.О - учитель-логопед
Ф.И.О – классный руководитель 3В класса.
7. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества с семьей.
Задачи |
Возможные мероприятия |
Психологическая поддержка семьи |
Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, развития и коррекции ребенка, индивидуальные консультации с психологом
|
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
Индивидуальные консультации родителей со специалистами
|
Обеспечение участия семьи в реализации СИПР |
Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке и реализации СИПР в интересах ребенка.
|
Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и в образовательной организации |
Консультирование родителей, посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
Участие в родительских собраниях классных и общешкольных. Индивидуальные консультации по запросам родителей. Индивидуальные консультации специалистов: учитель, логопед, психолог, тьютор. Информирование электронными средствами личные встречи, беседы.
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
Привлечение родителей к планированию, организации и проведению мероприятий, посильное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Поощрение активности родителей.
|
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
«Речь и альтернативная коммуникация» :
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- аудио и видеоматериалы.
«Математические представления» :
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
- карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
«Окружающий социальный мир»
- натуральные объекты, муляжи, макеты;
- предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения;
- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
-рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
-обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений;
- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
«Человек» :
- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках; душевые кабины; тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью; насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда, облегчающая самостоятельный прием пищи детьми с нарушениями ОДА.
- предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;
- пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения;
- семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении;
- технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
«Окружающий природный мир» :
- объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
- муляжи овощей, фруктов;
- пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари;
- изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;
- аудио- и видеоматериалы.
«Музыка и движение:
- Дидактический материал: изображения (картинки, фото,) музыкальных инструментов, оркестров; портреты композиторов; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы; карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств для различения высотности, громкости звуков, темпа, характера музыкального произведения; карточки для определения содержания музыкального произведения; платки, флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, гитара, барабаны, бубны, маракасы, румбы, бубенцы, тарелки, ложки, блок- флейты, палочки, ударные установки, кастаньеты, конги, жалейки, трещетки, колокольчики, инструменты Карла Орфа.;
- Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование,
- Аудиозаписи, видеофильмы, презентации (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах, оркестровых коллективов; фрагментов из оперных спектаклей, мюзиклов, балетов, концертов разной по жанру музыки), текст песен.
«Изобразительная деятельность
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы,
- презентации, аудиозаписи;
-оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование;
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Оценка динамики обучения осуществляется в процессе текущей и промежуточной(годовой) аттестации. Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР по итогам учебного года. Основой для аттестации служит анализ результатов обучения ребѐнка, динамика развития его личности. Результаты анализа составляются в удобной и понятной форме оценки. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в словесных оценочных показателях по каждому учебному предмету, которые фиксируются в таблице по форме:
Содержание учебных предметов
Наименование учебного предмета и в соответствии с индивидуальным учебным планом
|
начало учебного года |
конец учебного года |
Дина мика(+) |
Наименование формируемого понятия, представления, действия/навыка по учебному предмету |
|
|
|
Условные словесные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций, формирования представлений. |
|
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
пу пс |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: |
|
- со значительной помощью взрослого |
пв |
- с частичной помощью взрослого |
пч |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
пи |
- по подражанию или по образцу |
по |
- самостоятельно с ошибками |
сш |
- самостоятельно |
с |
Сформированность представлений |
|
1. Представление отсутствует |
- |
2. Не выявить наличие представлений |
? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке |
ипп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) |
икп |
- самостоятельное использование |
си |
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающемуся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. В случае затруднений в оценке результативности достижений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
По итогам анализа промежуточной (годовой) аттестации составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребѐнка по всем предметным индивидуального учебного плана, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. Это является основой для корректировки / составления СИПР на следующий учебный год..
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.