Литература 5 класс.
Тема: А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
Цель: анализ сказки Погорельского через погружение в текст.
Задачи: 1. Формирование умения анализировать текст.
2. Формирование умения задавать вопросы.
3. Формирование умение обобщать информацию через составление
кластера.
4. Формирование умения работать в паре, группе.
Оборудование: портрет писателя, пословицы.
Ожидаемый результат: учащиеся выходят на проблему (не самое главное в жизни поймать удачу), учатся детально анализировать текст, освоят культуру работы в парах, научатся графически систематизировать информацию.
Ход урока.
1. Фаза вызова.
Слово учителя (обращается к портрету писателя): Вообразите себе, что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Черная курица, или подземные жители» - Антоний Погорельский?
- Учащиеся формулируют вопросы, комментируя их. Учитель фиксирует их на доске.
Возможные варианты:
- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
- Когда вы научились читать?
- Какие книги вы читали?
- А в детстве вы сочиняли сказки?
- Как вы придумали сказку о черной курице?
Ребята записывают каждый свой вопрос в тетради и затем в ходе рассказа учителя, работы с учебником, анализа сказки записывают ответ на данный вопрос.
2. Фаза осмысления.
Посмотрим, кто из вас самый внимательный читатель.
- На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по-вашему, отражают смысл сказки. Какую из них вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?
1. Трудно найти, легко потерять.
2. Только ума на деньги не купить.
3. Как прожил, так и прослыл.
4. Сам погибай, а друзей выручай.
5. Дал слово – сдержи его.
6. Что посеешь, то и пожнешь.
7. долг платежом красен.
8. Учись на добро отвечать добром.
9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
10. Добро век не забудется.
- А теперь обратимся к главному герою сказки. Что вы можете сказать о нем?
Составление кластера.
Задание: Работая в парах, найдите цитаты, характеризующие героя.
Заполните схему.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему вы решили, что Алеша одинок в пансионе?
2. Почему он спасает Чернушку? (кластер можно изменять).
3. Внутренний голос… Голос совести…Муки совести… Как вы понимаете эти слова?
4. Какова цена предательства?
5. Почему Алеша боялся встречи с Чернушкой?
6. С чего начинается душевное обновление мальчика?
7. Чему учит нас сказка?
3. Фаза рефлексии. (прием «Напиши письмо»)
Представьте, что Алеша повзрослел. Напишите от его имени письмо близкому человеку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.