Литература
Урок 2. Русские народные песни, потешки
Цели урока: провести диагностику навыков чтения, отрабатывать технику чтения; ознакомить детей с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры; развивать память и внимание, обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, на которых представлены изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельской, хохломской росписью; учебники; карточки с потешками, песнями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего
задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»
III. Актуализация знаний
- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте
название
первого раздела учебника.
Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.
- «Устное народное творчество» - это название
раздела учеб
ника, который мы начинаем сегодня
изучать. Давайте по
пробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.
Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец -сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами. Творчество- от слова «творить», создавать. Народное - это значит, что создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.
1) Прочитайте текст на странице 1*4. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)
2) Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Найдем ответ на странице 213.
- Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)
- Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел содержит русские народные сказки, песни, загадки.
IV. Постановка целей урока
- Мы познакомимся сегодня с русскими народными песнями. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?
- Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)
- Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)
V. Изучение нового материала
1. Первичное чтение песен о солнышке, весне и радуге, записанных на доске. Параллельно идет словарная работа.
2. Первичная проверка понимания.
- Понравились ли песни?
- Когда они могли исполняться?
- Если долго лили дожди - звали солнышко, если была засуха - звали дождик. Такие песенки стали называть заклич-ками, от слова «кликать» - звать. Например:
Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка, Дам и хлеба каравай, Дождик, пуще поливай!
- Какие слова надо выделить голосом, чтобы правильно
пе
редать смысл этой песни?
3. Выразительное повторное чтение.
4. Знакомство с прикладным народным творчеством.
- А еще наши предки много работали и создавали
замеча
тельные изделия.
Учитель показывает изделия и иллюстрации изделий из дерева, бересты, глины.
- Люди для работы собирались в больших комнатах -
мас
терских - за длинными столами.
Кто-то вырезал из дерева,
кто-то разрисовывал узорами готовые
туески из бересты,
горшки из дерева, кто-то плел из бересты лукошки и короба (все с показом
иллюстраций). Девушки шили и вышивали.
Чтобы не было* скучно, пели песни.
- Рассмотрите на
странице 16 учебника два расписанных
короба. На них изображена рябина. Давайте прочитаем
песню о ней.
5. Чтение песни на с. 16.
6. Работа с текстом на с. 1 7.
- Какие слова повторяются в песне несколько раз? Почему?
- Если заменить
«береза моя белая» на «белая береза», «бе-
. реза моя кудрявая» на «кудрявая береза», что изменится?
{Исчезнет напевность, мелодичность, нежность.)
- Как относится человек, который поет эту песню, к березе?
- Наверное, поэтому он ** решил запечатлеть ее на своем изделии, которое теперь украшает его дом.
- Как в своих песнях нарОД называет березу и рябину? Почему?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение изучения нового материала
- Какие же еще песни пе^и наши бабушки и
прабабушки?
Откройте страницы 18-19 и прочитайте.
1. Чтение колыбельных пе^сен.
- Что это за песни? (Колыбельные.)
- В последнюю песню вставьте созвучные слова.
- Обратите внимание, какие нежные слова использовали в колыбельных. (Люшег*ьки, люли, гули, дитя.)
- Кому из вас пели колыбельные песни? Какие?
2. Чтение потешек на с. 20-21.
Потешки - это веселые народные песенки, название которых происходит от сло»а потешаться, то есть веселиться.
- Как вы думаете, кого потешали такими песенками?
Дет
ские песенки еще называют пестушками
и прибаутками.
VII. Итог урока
- С какими видами народных песен мы сегодня познакомились?
- Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?
Домашнее задание
1. Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию.
Попробовать сочинить колыбельную песенку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.