Литературная гостиная «Только ею, только любовью … движется жизнь…» к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева
Форма мероприятия: литературно-музыкальная композиция.
Цели мероприятия: расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо.
Задачи:
обучающие:
развивающие:
воспитательные:
Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, компьютер, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписями музыкальных фрагментов, выставка книг Тургенева, портреты Тургенева и П.Виардо.
Музыкальное сопровождение.
1. П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч. (фрагмент).
2. Романс “Утро туманное, утро седое...”. Муз. Э. Абаза, сл. И.С. Тургенева.
3. П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин” (фрагмент).
4. Е. Крылатов “Полет над Москвой”.
5. С. Рахманинов “Элегия”.
6. Е. Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”.
7. Л.В. Бетховен “Лунная соната”.
Ход мероприятия
В зал входят обучающиеся 9-11 классов, учителя, родители. На сцене портреты И.С. Тургенева, Полины Виардо. Стол с белой скатертью, на нем свечи. На сцену поднимаются ученик, ученица.
Звучит П.И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром. I ч.(фрагмент).
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена разгадке тайны личности Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя-классика, великолепного мастера слова, в совершенстве владеющего богатством русского языка. 9 ноября 2018 года исполняется ровно 200 лет со дня его рождения.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ведущий 2: Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское - Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.
Ведущий 1: Отец его Сергей Николаевич, красавец, отставной полковник, женился на уже немолодой, но богатой Варваре Петровне исключительно по расчету. По матери Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду Лутовиновых. Богатство и красота отца, блестящий ум матери привлекали к ним в дом все, что было знатного и роскошного в губернии. Большой барский дом с колоннами и галереями, свои певчие, свой театр и крепостные актеры – многие добивались чести быть гостем этого дома.
Ведущий 2: В барском доме часто устраиваются празднества по случаю приема гостей, с фейерверками, выездами на охоту. А жизнь мальчиков нелегка, - их заставляют много заниматься, особенно иностранными языками. С детских лет Тургенев свободно говорит на трех языках – немецком, французском и английском.
(Татаринцева Лиза читает стихотворение Н. Рыленкова «В Спасском-Лутовинове») http://data.iplayer.fm/file/hw8ylco/21763567/223448710/Melodiya_s_penem_ptic_-_Track_8_(iPlayer.fm).mp3 – мелодия с пением птиц
Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах.
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, в сапогах.
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык,
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик.
Придет и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Ведущий 1: Иван Сергеевич Тургенев был умным, искренним и честным человеком. Хорош собой: благородная осанка, милая улыбка, грива седых волос, откинутых назад, и глаза – умные, пронзительные, честные, глаза очень хорошего человека. Тургенев изъездил весь свет, знал всех великих людей своего времени, говорил на многих языках Европы также свободно, как на своем родном.
Ведущий 2: А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев своё творчество как поэт. Быть может, у писателя не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.
1-й ведущий. Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми его стихотворениями не отказались бы поставить своё имя и прославленные поэты.
2-й ведущий. Даже Фет однажды сказал, что он «восхищался стихами... Тургенева». Восторг перед природой, тонкое понимание её сути, ощущение её тайны — всё это можно найти в стихотворении «Осень».
Как грустный взгляд люблю я
осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу —
На небо белое гляжу
Да на верхушки тёмных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и тёмных
Нетерпеливо прошумит.
1-й ведущий. Одна из главных тем творчества Ивана Сергеевича Тургенева — невозможность жить без любви, любви в разных её проявлениях.
1-й ведущий. Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает её как силу, способную противостоять всему: и эгоизму, и даже смерти.
2-й ведущий. В конце жизни в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Правда этих слов — итог долгих и глубоких раздумий писателя — подтверждается в каждом его произведении.
1-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждѐн, что жизнь, каждый шаг человека в ней должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они зажигают в человеке то священное пламя и рождают ту благородную решимость, без которых он не может стать настоящим гражданином своей страны.
2-й ведущий. Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и нравственных.
1-й ведущий. Только человек, придающий любви такое огромное значение, мог написать этот удивительный романс.
(Звучит романс «Утро туманное» (сл. И. С. Тургенева, муз. А. М. Абазы).)
2-й ведущий. Иван Сергеевич — один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием тургеневские девушки.
Костерина Даша читает стихотворение И. С. Тургенева «Цветок» в сопровождении музыки А. Деспла «New Moon».)
«Цветок»:
Тебе случалось — в роще
тёмной,
В траве весенней, молодой,
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один — в стране чужой.)
Он ждал тебя — в траве
росистой
Он одиноко расцветал...
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкой.
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь, с медленной улыбкой,
Цветок, погубленный тобой.
И вот, идёшь дорогой пыльной;
Кругом — всё поле сожжено,
Струится с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождём
И был заеден пылью знойной,
Спалён полуденным лучом.
Так что ж? напрасно сожаленье!
Знать, он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
1-й ведущий Подлинно вдохновенный гимн первой любви Тургенев пропел в повести “Ася”.
Вашему вниманию мы предлагаем небольшой фрагмент из этой повести.
Звучит П.И. Чайковский. Фрагмент “Письмо Татьяны” из оперы “Евгений Онегин”.
Театрализованный фрагмент повести.
АСЯ Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.
А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
ГОСПОДИН Н. Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой оставить...
АСЯ: А разве это невозможно?
ГОСПОДИН Н. (задумчиво) Попытайтесь.
АСЯ: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из “Евгения Онегина” (вполголоса)
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!
ГОСПОДИН Н. У Пушкина не так.
АСЯ: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!
ГОСПОДИН Н. (тихо) Посмотрите, как хорошо!
АСЯ: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... но мы не птицы.
ГОСПОДИН Н. А крылья могут у нас вырасти.
АСЯ Как так?
ГОСПОДИН Н. Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
АСЯ: А у вас были?
ГОСПОДИН Н. Как вам сказать...Кажется, до сих пор я еще не летал.
Пауза. Ася задумалась.
АСЯ Умеете ли вы вальсировать?
ГОСПОДИН Н. Умею.
АСЯ Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс...Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.
(Ася убегает, он уходит следом)
Звучит музыка Е. Крылатова “Полет над Москвой” (вальс)
2-й ведущий. Пушкинские дамы и барышни, некрасовские женщины… И вдруг — тургеневские девушки. Сколько споров и восторгов вызывали они и у современников, и многие десятилетия спустя. Ася, Наталья Ласунская, Елена Стахова, Марианна, Джемма… Какие они удивительно разные, сложные и загадочные! Но всегда способные к борьбе, к действию, к высокой любви.
(Инсценировка сцены объяснения Елены Стаховой и Дмитрия Инсарова из романа «Накануне» на фоне музыки «Объяснение в любви» А. Г. Шнитке.)
1-й ведущий. В этой сцене писатель прославил смелость и стремление к великому подвигу своей героини. А данная ею клятва верности святому делу освобождения болгарского народа прозвучала со страниц романа не только на всю Россию. Она перешагнула её границы и была услышана в самой Болгарии. Елена Стахова стала прототипом самоотверженных русских сестёр милосердия, белых голубок, добровольно уехавших в Болгарию, чтобы принять участие в борьбе за её освобождение во время русско-турецкой войны.
2-й ведущий. Елена Стахова стала примером и для многих других замечательных русских женщин, отдавших свои жизни во имя свободы и счастья русского народа.
1-й ведущий. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.
2-й ведущий. Испытание любовью становится для героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова рубежным. И как подходят сюда слова самого Тургенева о том, что «любовь – вовсе даже не чувство; она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин»
Сцена из романа «Отцы и дети»
Одинцова Вы называете дружескую беседу болтовней... Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.
Базаров: Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.
Одинцова Нет, я ничего не знаю... но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит...
Базаров Происходит! Точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем происходит…
Одинцова А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.
Базаров Вы можете?
Одинцова Могу. (отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания)
Базаров Вы счастливее меня. (отвечал, наклонив голову, А.С. вопросительно посмотрела на него)
Одинцова А мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?
Базаров А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились... напряженность?
Одинцова Да.
Базаров встал и подошел к окну.
Базаров И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
Одинцова Да (повторила с каким-то испугом).
Базаров И вы не рассердитесь?
Одинцова Нет.
Базаров (стоя к ней спиною). Нет? Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.
Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его.
Одинцова (нежно) Евгений Васильич.
Он быстро обернулся и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.
Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней...
Одинцова Вы меня не поняли...
Базаров закусил губы и вышел.
1-й ведущий День 1 ноября 1843 года стал незабываемым для Тургенева: его представили молодой, но уже знаменитой французской певице Полине Виардо, приехавшей в Санкт-Петербург вместе с сорокалетним мужем. Имя своё Полина получила по крёстной матери, княжне Прасковье Андреевне Голицыной, «русские связи» начались для неё с колыбели. Но в Петербург она явилась незнакомкой, и её выхода ждали всего лишь с любопытством. Никто не знал, что России она будет обязана своей славой и своим успехом, что Россию она назовёт вторым отечеством, испытывая к ней глубокую признательность. Ивана Сергеевича рекомендовали как великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и… плохого стихотворца.
2-й ведущий. Но, несмотря на столь нелестную характеристику как поэта, Иван Сергеевич своё творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами он перестал увлекаться, но с того дня слова писать и любить станут для него неразрывными на всю жизнь.
(Инсценировка «Сцена в салоне» на фоне музыки В. Беллини «Casta diva»)
1-я дама. Музыкальный сезон нынче удивительный! Особенно выделяется юная примадонна Полина Виардо. Она имеет у публики огромный успех! Поёт превосходно!
2-я дама. Европа уже покорена ею. Молодой Тургенев потрясён и в восторге от её голоса! Авдотья Панаева заявила: «Такого влюблённого, как Тургенев, трудно найти. Он громогласно всюду и всех оповещает о своей любви к Виардо, а в кружке своих приятелей ни о чём другом не говорит, как о Виардо, с которой он познакомился!»
3-я дама. А знаете, ведь она совсем некрасива, черты лица крупные, сутулится. Но вообще-то она пленительная дурнушка. Один художник про неё так и сказал её же мужу: «Она отчаянно некрасива, но если бы увидел её ещё раз, я бы влюбился!»
4-я дама. Говорят, что сама Жорж Санд дружила с ней и даже списала с неё образ героини знаменитого романа «Консуэло».
5-я дама. А вот для Тургенева Полина — красавица. И своего мнения он менять не собирается.
1-й ведущий. Ею восхищались многие известные люди того прекрасного XIX века, века искусства, писатели, художники и музыканты: Г. Флобер, Ж. Симон, И. Мятлев, А. Григорьев, И. Репин, В. Поленов, А. Харламов. Она была ближайшей подругой Камиля Сен-Санса, Жорж Санд, Клары Шуман, Гектора Берлиоза, М. Глинки, П. Чайковского. И всех их безобразная красавица привлекала. Ну не чудо ли, не загадка ли?
(4-й чтец читает «Посвящение Полине Виардо» Л. Чистотиной на фоне песни группы Linkin Park «Numb».)
2-й ведущий. Мало кто мог подумать тогда, что молодой Тургенев, ставший вскоре великим русским писателем, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелёт: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней…. Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире…
(Звучит музыка «Объяснение в любви» А. Г. Шнитке.)
2-й ведущий. Тургенев однолюб. «Видно, два раза не полюбишь,— думает Литвинов, герой романа «Дым»,— уже вошла в тебя другая жизнь, впустил ты её — не отделаешься от этого яда до конца, не разорвёшь этих нитей».
1-й ведущий. Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне, но, подобно многим другим, могла бы погаснуть и быть забытой навсегда, если бы не Тургенев, сорок лет жизни которого до последнего смертного часа были отданы ей.
2-й ведущий. Нельзя без волнения читать строки из писем Тургенева Полине Виардо. В них как бы изливается его душа. Как трогательны его слова и чувства! Какая сила благородства!
1-й ведущий. Нельзя без волнения читать строки из писем Тургенева Полине Виардо. В них как бы изливается его душа. Как трогательны его слова и чувства! Какая сила благородства!
Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?
Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в
4-я дама. Говорят, что сама Жорж Санд дружила с ней и даже списала с неё образ героини знаменитого романа «Консуэло».
5-я дама. А вот для Тургенева Полина — красавица. И своего мнения он менять не собирается.
1-й ведущий. Ею восхищались многие известные люди того прекрасного XIX века, века искусства, писатели, художники и музыканты: Г. Флобер, Ж. Симон,И. Мятлев, А. Григорьев, И. Репин, В. Поленов, А. Харламов. Она была ближайшей подругой Камиля Сен-Санса, Жорж Санд, Клары Шуман, Гектора Берлиоза, М. Глинки, П. Чайковского. И всех их безобразная красавица привлекала. Ну не чудо ли, не загадка ли?
(4-й чтец читает «Посвящение Полине Виардо» Л. Чистотиной на фоне песни группы Linkin Park «Numb».)
2-й ведущий. Мало кто мог подумать тогда, что молодой Тургенев, ставший вскоре великим русским писателем, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелѐт: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней…. Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире…
(Звучит музыка «Объяснение в любви» А. Г. Шнитке.)
1-й ведущий. Тургенев однолюб. «Видно, два раза не полюбишь,— думает Литвинов, герой романа «Дым»,— уже вошла в тебя другая жизнь, впустил ты еѐ — не отделаешься от этого яда до конца, не разорвёшь этих нитей».
2-й ведущий. Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне, но, подобно многим другим, могла бы погаснуть и быть забытой навсегда, если бы не Тургенев, сорок лет жизни которого до последнего смертного часа были отданы ей.
1-й ведущий. Нельзя без волнения читать строки из писем Тургенева Полине Виардо. В них как бы изливается его душа. Как трогательны его слова и чувства! Какая сила благородства!
2-й ведущий. Нельзя без волнения читать строки из писем Тургенева Полине Виардо. В них как бы изливается его душа. Как трогательны его слова и чувства! Какая сила благородства!
Тургенев: “Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете?
Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне...Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в
первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем всей моей жизни, что моя преданность и привязанность к Вам не имеют границ и умрут вместе со мной. Да благословит вас Бог тысячу раз!
Прошу его об этом на коленях и молитвенно сложив руки. Вы все, что есть самого лучшего, благородного и милого мне на земле...
Мне приятно ощущать в себе (спустя семь лет) все то же искреннее, глубокое, неизменное чувство к Вам; влияние его на меня благотворно и живительно, как яркий луч света; какой я счастливец, если заслужил, чтоб отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться стать достойным такого счастья!..”
П. Виардо: “Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как вы задерживаетесь с письмом! Мы каждый день ждем прихода почтальона... Может быть, сегодня? Небо восхитительно. Легкий ветер оживляет вершины деревьев во дворе. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Ваше отсутствие и боль, которую оно вызывает в наших сердцах, уверяю вас ежеминутно, заменяет Ваше дорогое присутствие. Память о Вас сопутствует всему, что мы делали с утра до вечера. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились, так что в какое время суток вы о нас ни думали, Вы знаете, где нас искать, и чем мы заняты. Но, бедный друг, как знать, что делаете Вы, как следовать за Вами взглядом, если Вы не держите меня в курсе Вашей жизни? Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. Все Вас любят и посылают вам тысячу приветов”.
1-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждён, что отношения с Полиной Виардо не могут принести ему счастья, но не находил в себе сил освободиться из-под власти этого большого чувства, чувства, которое обрекло его на бесприютную жизнь одинокого странника.
2-й ведущий. После смерти Тургенева Полина Виардо прожила 27 лет. Она по-прежнему вела активный образ жизни, много ездила, давала уроки музыки. Только с того трагического дня все оставшиеся годы не снимала траура и писала письма на листках с траурной лентой в уголке.
1-й ведущий. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей — великого писателя и знаменитой певицы. Тургенев и Виардо пронесли это нежное чувство через всю свою жизнь.
2-й ведущий. Оно помогало им жить и творить. Ему не удалось свить гнездо, но судьба подарила Полине Виардо и Ивану Сергеевичу Тургеневу идеальную, роковую, страстную и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать…
1-й ведущий. Говорят, что человек, способный любить, обладает редким талантом, а способный внушать любовь к себе - одарен вдвойне. Полина Виардо умела внушать любовь, она знала, как разбудить лучшие чувства в сердцах людей и научить их пользоваться тем, чем их одарила природа.
Стихотворение читает И.С. Тургенев
Нет вопросов давно, и не нужно речей,
Я стремлюсь к тебе, словно к морю ручей.
Без сомнений и дум милый образ ловлю
Знаю только одно – что безумно люблю!
В алом блеске зари я тебя узнаю,
Вижу в свете небес я улыбку твою.
А когда без тебя суждено умереть,
Буду яркой звездой над тобою гореть. (В.Соловьев)
Е. Дога. Вальс из фильма “Мой ласковый и нежный зверь”. (учащиеся 10 класса танцуют вальс)
(Ромашова Света читает заключительное стихотворение)
Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят ,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.
Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье.
Рождает мысли каждая глава.
Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас!
И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять душа моя …
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.