Литературная игра "Что за прелесть эти сказки!"

  • docx
  • 22.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Что за прелесть эти сказки!».docx

Автор:

Бибалаева Зубайдат Курбановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мичуринская СОШ»с.Мичурино,

Дербентского района

Республики Дагестан

 

 

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 5 классе

«Что за прелесть эти сказки!»

 

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое,

чуждое преувеличения и напыщенности слово.

С.Я.Маршак

 

Индивидуальные задания к мероприятию:

Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» (стр. 95 – 112);

Найти и прослушать музыкальные произведения, созданные по сказкам А.С.Пушкина;

Подобрать иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина;

Подготовить инсценировку сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Оборудование:

а) компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина»;

б) выставка «Сказки А.С.Пушкина»

Цель:

1.    Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

2.    Углубить знания обучающихся о таком жанре произведений А.С.Пушкина, как сказка, определить место сказок в творчестве Пушкина.

3.    Показать обучающимся связь литературы и других видов искусства.

4.    Воспитывать интерес к творчеству Пушкина, осознавая его значимость в формировании русского национального характера.

 

Ход мероприятия

Учитель:

Александр Сергеевич Пушкин – автор замечательных сказок, знакомых нам с раннего детства. В письме к брату в ноябре 1824 г. Пушкин писал из Михайловского: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!». Так говорил Пушкин о сказках, которые ему рассказывали. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Александровны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), возможно, от крестьян подмосковного Захарова. Воистину художественный талант он открыл у своей няни во время ссылки в с. Михайловское. В декабре 1824 г. в письме к одесскому знакомому он писал: «…вечером слушаю сказки моей няни <…>.

Ученик 1:

Давайте перечислим сказки Пушкина, которые мы знаем.

Ответы детей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе»).

Учитель:

А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но уже 218 лет сказки Пушкина – любимое чтение детей и взрослых.

Ученик 2:

На базе студии «Союзмультфильм» в период с 1950 по 1984 год разными режиссерами были экранизированы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), «Сказка о золотом петушке» (1967),  «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1973).

Учитель:

В 1951 году режиссер Иван Иванов-Вано снял фильм по «Сказке  о мертвой царевне и о семи богатырях». Просмотр фрагмента фильма https://yandex.ru/video/search?filmId=17456556677553810052&text

 

Ученик 1:

Какое настроение вызвала у вас экранизация сказки Пушкина?

Учитель:

Знакомы ли вам иллюстрации к пушкинским сказкам? (слайды презентации – иллюстрации художников Т.Мавриной, Е.Пашкова)

Ученик 2:  

Установите соответствие названий известных сказок А.С. Пушкина с кадрами из мультипликационных фильмов:

 

А)


1) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди»

Б)

2) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

 

 

В)

3) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г
)

4) «Сказка о золотом петушке»

 

 

 

 

 

 

Д)

5) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Е)

6) Пролог к поэме «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зелёный...)

 

 

(ответ обучающиеся записывают в таблицу)

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

 

 

 

 

 

 

Учитель:

А какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны? (ответы обучающихся)

Ученик 1:

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Учитель:

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

Ученик 2:

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.

А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г.,

Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы),

Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)

М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)

А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Прослушивание оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»: «Полет шмеля http://muz-color.ru/?

Учитель:

А сейчас группа обучающихся, членов театрального кружка «Вдохновение», покажет инсценировку фрагмента сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Ученик 1:

Сказки А.С. Пушкина имеют одну очень интересную особенность: в них мало прилагательных, но много глаголов. А глагол — это действие! Получается, что в сказках Пушкина одно действие сменяется другим, третьим, четвертым... Правда, похоже на смену кадров кинопленки? Наверное, поэтому по сказкам Александра Сергеевича так часто снимали мультфильмы. А теперь давайте проверим, как вы знаете сказки Пушкина и узнаем, действительно ли в этих произведениях так много глаголов.

Ученик 2:

 Игра «Вставьте глагол» в отрывки  из сказок А.С. Пушкина:  

1) Белка песенки поет

    Да орешки все_________.

2) Ветер по морю гуляет

     И кораблик_________.

3) Туча по небу идет,
     Бочка по морю_________.
4) Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать_________.
5) Ввек тебя я не забуду:
   «Ты найдешь меня повсюду,
    А теперь ты воротись,
    Не горюй и спать_________».
6) Ей в приданое дано
    Было зеркальце одно;
    Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно_________.

7) Старший молвил: «Что за диво!
    Все так чисто и красиво.
    Кто-то терем прибирал
    Да хозяев_________».

 

Учитель.

Вот и подошёл к концу наш Вечер сказок. Сегодня мы вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказка – это не только произведение, которое интересно читать, это еще и хороший учитель.

Ученик 1:

С.Я.Маршак писал: «Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово.

Ученик 2:

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства».

Учитель:

Пушкин – чародей родного языка, закончивший его чеканку как языка совершенного, мирового.

Ученик 1:

Говорить по-русски теперь значит говорить на пушкинском языке… 

Учитель:

Завершая Вечер, я желаю вам:

Учитель, ученик 1 и ученик 2 (все вместе):

«Читайте и перечитывайте сказки Пушкина!»

 

Литература:

Литература: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 303 с.

Пушкин в школе. Пособие для учителя. К.П. Лахостский и В.Ф. Фролова. – Л.: Учпедгиз, 1956.

Источники:

Задания для обучающихся, полученные учителем в рамках проведения Общероссийской акции «Пушкинский День России» в 2016 году.

Интернет-источники:

https://yandex.ru/video/search?filmId=17456556677553810052&text

http://muz-color.ru/?


 

Скачано с www.znanio.ru