Литературная игра
по басням И.А. Крылова.
Цели: ознакомить с особенностями басен И.А. Крылова;
расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку;
способствовать сплочению коллектива класса.
Слово учителя
В Петербургском Летнем саду сидит, глубоко задумавшись о чём-то, бронзовый И.А.
Крылов в окружении зверей- героев своих басен. О чём он думает? Может быть на
закате жизни вспоминает своё нелёгкое детство?
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля
1796 года в г. Москве в семье армейского офицера, который до капитанского чина
дослужился из рядовых. Когда маленькому Ване было два года семья переехала в
Оренбург, куда отца послали служить.
Была осень 1773 года. Емельян Пугачёв с
отрядом казаков шёл вверх по реке Яику- так называлась тогда река Урал. В
начале октября он подошёл к Оренбургу. Город был хорошо укреплён и Пугачёв
решил взять его штурмом. Он лагерем расположился вокруг города. Началась осада
Оренбурга. В это время здесь жила семья капитана Андрея Прохоровича Крылова-
жена Мария Алексеевна и маленький сын Ванюша. Сам капитан Крылов со своим
полком стоял в соседней крепости, отрезанной от Оренбурга. Положение жителей в
осаждённом городе было очень тяжёлое. Они голодали, топлива в городе не было,
начались болезни. Осень стояла холодная, подошла суровая зима, город и степь
вокруг покрылись глубоким снегом.
Навсегда запомнились маленькому Ванюше
какие-то отдельные яркие картины той зимы: свист пуль, тревожно-тихая улица
после перестрелки, ядра во дворе дома, где он жил; особенный, страшный, и как
ему казалось, весёлый звон ночного набата- где- то горит, ласковые руки матери,
которые никуда от себя не отпускают.
Шесть месяцев продолжалась осада города. В
марте Пугачёв ушёл от Оренбурга, и Ванюша с матерью уехал в Яицкую крепость к
отцу. Так с именем Пугачёва были связаны первые, ранние годы жизни маленького
Крылова. Ванюше было пять лет, когда отец решил уйти в отставку и переехать в
Тверь, где жила его мать. Приехав в Тверь, Андрей Прохорович поступил на службу
в магистрат- городское управление. В его паспорте значилось, что он дворянин «
ненастоящий»- так в то время называли людей, которые становились дворянами по
своему чину и не имели ни поместий, ни крепостных крестьян. Вместе с разным
домашним имуществом привезли в Тверь и простой походный сундучок, в котором
хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность- книги. Их собирал он
много лет, тратил на них последние деньги и всё свободное время проводил за
чтением. Очень рано начал сам учить грамоте сына, но учитель он был плохой, и
нелегко далась грамота маленькому Ванюше, хоть и был он бойкий и умный мальчик.
Вместе с сыном училась и мать- она была неграмотная. Как то с сыном А.П. был у
богатого помещика Львова. Там собралось много гостей. Ванюша декламировал
стихи, играл на скрипке, изображал кого-то в небольшой пьеске. Гости удивлялись
его способностям, говорили, что его надо непременно учить. Львов предложил А.П.
присылать к нему в дом Ванюшу, чтобы он учился с его детьми. Отец с радостью
согласился. У детей помещика Львова были французы- гувернёры, к детям ходили
учителя, которые обучали их разным наукам, и мальчик Крылов научился у них
многому. Но немало обид и унижений пришлось пережить ему в барском доме. Здесь
он впервые понял, что такое неравенство: учителя часто пренебрежительно
относились к сыну мелкого чиновника, которого учили из милости: взрослые давали
мальчику понять, что он неровня их детям. Когда Ванюше исполнилось 9 лет, умер
отец..Мать бросилась искать работу, бралась за всё, чтобы только не отрывать
сына от ученья. Работала она с утра до ночи, бросая своего младшего сына
Лёвушку на попечение старшего брата, и всё-таки денег не хватало. Пришлось Ване
поступить на службу в тверской губернский суд. Ему было 11 лет, и он в чине
подканцеляриста. У него было своё место за столом заваленным бумагами, и его
иногда называли Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги,
разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и
грубый начальник не раз его бил. Умный, наблюдательный от природы мальчик
начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали,
о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывают людей, как всегда
богатый оставался правым, а виноватым всегда оказывался бедняк. Службу и своего
начальника Крылов всё больше ненавидел и всегда с нетерпением ждал конца
работы- конец дня.
Став старше, он любил, смешавшись с
пёстрой толпой, бродить по торговой площади, любил качели, кулачные бои,
прислушивался к разговорам людей. По целым часам мог сидеть на берегу Волги,
смотреть как прачки полощут бельё с мостиков, слушать их разговоры, перебранку,
рассказы. Народная речь, пересыпанная пословицами, поговорками ему особенно
нравилась, легко и надолго запоминалась. Придя домой, мальчик рассказывал своей
« милой маменьке», единственному другу, обо всём, что видел, часто изображал
разные забавные сценки, а случалось, и сам тут же их сочинял. Крылову шёл уже
14-й год. Широкоплечий, рослый подросток с умными серыми глазами, он казался
гораздо старше своих сверстников: на руках у него была семья, и он привык
полагаться только на себя. В этом человеке были заложены зародыши всех
талантов, всех искусств, природа сказала ему: « выбирай любое». И
действительно, Крылов мог стать замечательным актёром, быть выдающимся
художником: он прекрасно рисовал. Очень рано, почти самоучкой, выучился играть
на скрипке, и позднее музыканты изумлялись его мастерской игре. У него были
большие способности к математике, которую он превосходно знал. Но Крылов решил
стать писателем.
В конце 1782 года Крыловы переезжают в
Петербург. Крылов нашёл в Петербурге то, о чём мечтал: образованных людей,
возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался. Крылов трудился
очень много. Это умение работать выработалось у него ещё с детских лет и
осталось на всю жизнь. ОН писал стихи, переводил пьесы для театра. К тому
времени он уже хорошо знал итальянский и французский языки, писал трагедии,
комедии, которые нравились многим актёрам, но не нравились начальству. Вернее
не нравился их автор- мелкий чиновник, который не умел молчать, когда его
оскорбляли, был остро насмешлив, не выносил барского к себе отношения.
Начальство с ним не церемонилось И хоть пьесы на сцене шли с большим успехом,
но их ставили редко и денег ему платили мало. Крылов понимал, что работать в
театре ему не дадут и надо приниматься за что-то другое. Ему шёл уже 20-й год.
У него были знакомые среди петербургских актёров и писателей. А дома подрастал
брат Лёвушка, которому Крылов заменил отца. Лёвушка так и называл его «
братец-тятенька». Крылов трогательно любил брата, заботился о нём, учил его
языкам, игре на скрипке. Мать радовалась дружбе братьев, но не долго пришлось
ей радоваться а своих сыновей- она умерла осенью 1788 года. Из жизни Крылова ушёл
лучший друг, « первая радость, первое счастье моей жизни», так говорил он о
матери. Крылов продолжал трудиться, он пишет пьесы, либретто для оперы, которые
имели успех необычайный. Но он очень хорошо понимал, что успех временный, что в
театре ему будет также трудно работать, как и раньше. Всё больше и больше
привлекает Крылова басня- маленький стихотворный рассказ, на первый взгляд
совсем невинный. В таком простом рассказе, думается ему, легче говорить правду
о людях, о жизни, легче обмануть цензуру, если действующие лица того рассказа,
басни- звери, птицы, вещи, вся природа.
И вот одна за другой начинают появляться
в журналах всё новые и новые басни. Когда его спросили, почему он избрал такой
род стихотворений, он сказал: « Ведь мои звери за меня говорят». И о чём только
не говорили за Крылова его звери, и кого только он сам не показывал под видом
зверей- львов, медведей, волков, лисиц! В 1812 году Крылов поступил на службу в
Петербургскую Публичную библиотеку. Служба была ему по душе, его окружали
книги- верные спутники его жизни. Крылову в библиотеке отвели небольшую
квартиру, и он стал там жить. Вместе с Крыловым в библиотеке работал поэт
Николай Николаевич Гнедич, поэт и друг Пушкина Антон Антонович Дельвиг. В
библиотеку часто заходили писатели посмотреть новинки, почитать, просто
поговорить, послушать Крылова. Ближе всех товарищей по работе сошёлся Крылов с
Н.Н. Гнедичем. Человек хорошо образованный, вольнолюбивый, он пользовался
большим уважением. Много лет он изучал древнегреческий язык. Он заразил своим
увлечением древнегреческим искусством. Крылов решил научиться древнегреческому
языку специально для того, чтобы читать в оригинале Гомера, басни Эзопа. Его
отговаривали, убеждали, что трудно учиться языкам в 50 лет, но он отвечал. Что
учиться никогда не поздно тому, у кого есть желание и твёрдая воля. Прошло 2
года. Как то собрались все снова друзья, знакомые. Гнедич вспомнил о старом
споре, А Крылов вдруг предложил устроить ему экзамен. Принесли книги. Крылов
хтиро улыбаясь, читал и переводил без запинки каждую страницу. Все были
поражены. Крылов рассказал, что он ежедневно 2 года подряд до 4 часов утра
читал древних классиков и даже глаза себе испортил- пришлось покупать очки. Ещё
через год он так же выучился английскому языку.
А годы шли. На смену старым писателям
приходили новые. Крылов знал их всех: он всегда « любовался поэзией Пушкина», а
позднее, когда Пушкин задумал писать о Пугачёве, не раз рассказывал ему о своих
детских воспоминаниях, об осаде Оренбурга, об отце. Слава Крылова росла. Казалось,
сам народ говорил словами крыловских басен, и часто трудно было сказать, берёт
ли он отдельные слова, выражения, целые фразы из народной речи или сам их
создаёт. Басни Крылова переводились на многие европейские языки; знали их и
народы, населяющие Россию. Годы шли. Подошла старость. Один за другим уходили
близкие люди; умер Гнедич, погиб Пушкин, а Крылов жил. На его глазах свершались
великие события России. При нём родились, жили. Работали и по Седовласый,
большой, грузный он всё медленнее ходил, совершая свою ежедневную прогулку. В
Петербурге уже давно стали называть его « дедушка Крылов», уже давно все знали
его, и матери, встречая на улице, указывали на него детям, что особенно трогало
и волновало его. Он всё ещё ходил в библиотеку. В ней он прослужил почти 30
лет. Он инрересовался по-прежнему всем, следил за газетами и журналами, бывал
иногда в театре, посещал разные литературные собрания.
Всё знал и видел ум пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ и Родина его.
Так сказал в стихотворении, обращённом к
Крылову поэт Михаил Исаковский. 9 октября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер.
Он прожил 75 лет.
Литературная игра по басням И.А. Крылова.
Хорошо ли вы знаете названия басен И.А.
Крылова / продолжить/
Ворона и........../ лисица/
Волк и........./ ягнёнок/
Стрекоза и......./ муравей/
Мартышка и......../ очки/
Осёл и ........./ соловей/
Кот и ......./ повар/
Лебедь......../ рак и щука/
Лисица и ......./ виноград/
Волк и......./ журавель/
Свинья под......../ дубом/
Зеркало и........./ обезьяна/
Мышь и........../ крыса/
Кукушка и........./ петух/
Вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова.
/ ребята вспоминают, те, которые не вспомнят
или не знают библиотекарь читает, а они должны сказать из какой они басни./
А Васька слушает да ест./ кот и повар/
А ларчик просто открывался....../ ларчик
Ай, Моська! Знать она сильна....../ слон и
Моська/
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги
тачать пирожник...../ Щука и кот/
Как белка в колесе./ Белка/
Сильнее кошки зверя нет./ Мышь и крыса/
Попался как ворона в суп./ Ворона и курица/
Ты всё пела? Это дело: так, поди же попляши./
стрекоза и муравей/
Хоть видит око, да зуб неймёт./ лисица и
виноград/
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на
себя кума оборотиться? / зеркало и обезьяна/
У сильного всегда бессильный виноват./ Волк и
ягнёнок/
Кукушка хвалит петуха за то. Что хвалит он
кукушку./ кукушка и петух/
Объяснить значение этих слов. А потом по словарю зачитать их объяснения или можно дать задание самим найти объяснения этих слов в словаре.
- Вещунья-/ предсказательница/
Вещуньина с похвал вскружилась голова./ Ворона и
лисица/
- Воевода- начальник войск, а так же начальник
города или округа в старой Руси.
Однако же в семье не без урода:
Наш воевода- в родню был толст,
Да не в родню был прост./ слон на воеводстве/
Ратник- /воин.\
Сам ратник, сам трубач.
Пищит во всю гортань
И вызывает льва на смертоносну брань./ лев и
комар/
- Примолвить- сказать, прибавить к тому, что уже
сказано
Примолвить можно бы спасибо тут и там,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно./ листы и
корни/.
Кроссворд.
Кто так говорил.
1. Не оставь меня, кум милый. ( Стрекоза)
2. И тот дурак, кто слушает людских всех врак. (
мартышка).
3. Спасибо кум: зато по совести моей поёшь ты
лучше райской птички (кукушка)
4. « Смотри кума, чтобы не осрамиться: недаром
говорится, что дело мастера боится. ( кот и щука)
5. Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать (
волк).
6. Ну, то-то же смотри! Неправды я не потерплю
ни в ком.: по шкурке, так и быть возьмите. А больше их не троньте волоском. (
слон)
Конкурс «Знатоки»
Необходимо назвать как можно больше басен И.А. Крылова. Но этого недостаточно. Нужно еще вспомнить и мораль этой басни.
По очереди команды называют басни, которые они знают, и
объясняют мораль этой басни. Если кто-нибудь из
присутствующих не согласен с объясненной моралью, то
озвучивает свою версию.
Конкурс «Путаница»
Необходимо соединить линиями крылатые слова из басен Крылова с их названиями.
Каждой команде выдается листок, на котором написаны
крылатые слова из басни и названия басен вразброс.
(А я скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей. («Музыканты».)
Сильнее кошки зверя нет! («Мышь и Крыса».)
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею. («Свинья под Дубом».)
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона! («Слон и Моська».)
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши! («Стрекоза и Муравей».)
Вперед чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь».)
А Ларчик просто открывался. («Ларчик».)
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся. («Лев и Лисица».)
Как Белка в колесе. («Белка».)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет».).)
Конкурс «Творческий»
Всем вам известно, что в баснях высмеивались недостатки людей. Возможно, именно из-за этого сегодня басен почти никто не пишет. Другими словами, нет новых басен, потому что человеческие пороки за последние несколько тысячелетий ничуть не изменились. Возможно так же, что нет новых басен, потому что образы животных исчерпаны. Вот если бы нашлись новые персонажи для басен. Может, мы сможем возродить басню? Предлагаем командам сочинить современную басню с оригинальными героями и названием:
• «Маргарин на сковородке»;
• «Вирус в компьютере»;
• «Кирпич на крыше»;
• «Пульт от телевизора под диваном»;
• «Громкая музыка из колонок».
Вот и закончился урок. Кто из вас постиг тайну басен, тот понял это для себя сам! Возможно, кто-то узнал в баснях себя, кто-то своих друзей, родственников или даже меня... .Судить об этом вам. И если вы открыли для себя что-то новое из басен, этот литературный жанр никогда не исчезнет. А значит, продолжение следует...
1.А я скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.
2.Сильнее кошки зверя нет!
3.Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.
4.Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
5.Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
6.Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
7.А Ларчик просто открывался.
8.Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
9.Как Белка в колесе.
10.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
11.А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
А. «Музыканты».
Б. «Свинья под Дубом».
В. («Лев и Лисица».)
Г. («Мышь и Крыса».)
Д. («Чиж и Голубь».)
Е. («Слон и Моська».)
Ж. («Стрекоза и Муравей».)
З. («Квартет».).)
И. («Белка».)
М. («Ларчик».)
Н. («Ворона и Лисица».)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.