Литературная викторина для учащихся 5-11 классов
Оценка 4.9

Литературная викторина для учащихся 5-11 классов

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
русская литература
5 кл—11 кл
28.11.2022
Литературная викторина для учащихся 5-11 классов
СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ.docx

СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ

Викторина для учащихся 5-11 классов

«В мире русской литературы»

Цель: активизировать имеющиеся у обучающихся знания о теории литературы, вспомнить произведения и их героев; закрепить знания о системе стихосложения,  создать условия для развития коммуникативных умений посредством литературной игры.

 

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности  и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использовать содержания произведений как средства нравственного воспитания.

 

Оборудование: интерактивная сенсорная панель.

 

Реквизит для игры: портреты писателей и поэтов; карточки; листы бумаги А-4 формата по количеству команд.

 

Ход мероприятия.

В игре принимают участие 7 команд (по количеству классов), которые формируются заранее.

Игра состоит из 8 туров.

 

1.      Задание 1. Теория литературы (7 баллов). Учащимся предлагается ответить на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда зарабатывает балл.

2.      Задание 2. Узнай героя по описанию (1 балл). Ведущий читает описание литературного персонажа, участники команды должны вспомнить и назвать героя произведения.

3.      Задание 3. Узнай произведение по отрывку (2 балла). Отрывок напечатан на карточке. Один из участников команды зачитывает текст, затем называет произведение и его автора. Команда вправе помочь.

4.      Задание 4. Основы стихосложения (3 балла). На карточке распечатана строфа из стихотворения. За определённое время один из участников команды должен определить размер стихосложения.

5.      Задание 5. Грамматика «Найди ошибку!» (5 баллов). На карточке распечатан небольшой текст с орфографическими и пунктуационными ошибками. Задача команды – всё исправить. /Либо текст дан с пропущенными буквами, нераскрытыми скобками и пропущенными знаками препинания.

6.      Задание 6. Письмо (5 баллов). Участникам предлагается написать письмо с фронта. / Либо на фронт.

7.      Задание 7 (домашнее задание). Чтение стихотворения наизусть (5 баллов). Читает заранее подготовленный учащийся.

8.      Задание 8. Узнай поэта по портрету (2 балла). Учащимся демонстрируются портреты поэтов и писателей военного времени. Задача – правильно назвать ФИО поэта или писателя.

Задание 2. Узнай героя по описанию

5 класс

«Служил на Кавказе офицером один барин», “невелик ростом, а удал, имеет лошадь охотницкую (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)”,« на всякое рукоделье мастер был». 

6 класс

«… Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости» О ком это говорят?

7 класс

«Это был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…»

 

8 класс

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь  — побеждал, но был непобедим.

9 класс

Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади..."

10 класс

«Кто же он такой?  Скажем откровенно:  Просто парень сам собой  Он обыкновенный..." ...Шёл боец в шинели новой,  Догонял свой полк стрелковый,  Роту первую свою... "Сколько лет живем на свете?  Двадцать пять!..."  "...Скажем откровенно:   Красотою наделён   Не был он отменной,   Не высок, не то чтоб мал,   Но герой – героем..."  "И пускай ты даже ростом   И плечьми всего не взял..."   "Хорошо, что легок телом..." "...Впрочем, парень хоть куда.  Парень в этом роде  В каждой роте есть всегда,  Да и в каждом взводе..."

11 класс

«Крепко берег казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце его не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Задание 3. Узнай произведение по отрывку

5 класс

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов[1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». 

6 класс


Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…



7 класс


Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!»



8 класс


Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...


На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.


И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб не даром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»


Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

9 класс

Вскоре  я  увидел,  как  из-за  крайних дворов хутора вышел  на  дорогу

мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести,

не больше.  Они устало брели по направлению к переправе,  но, поравнявшись с

машиной,  повернули ко мне.  Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную,

сказал приглушенным баском:

     - Здорово, браток!

     - Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

     Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

     - Поздоровайся с дядей,  сынок.  Он, видать, такой же шофер, как и твой

папанька.  Только мы  с  тобой на  грузовой ездили,  а  он вот эту маленькую

машину гоняет.

     Глядя мне  прямо в  глаза светлыми,  как  небушко,  глазами,  чуть-чуть

улыбаясь,  мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.

 

10 класс

"В пять часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно, но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали все лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, все лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног.

11 класс


... Вдаль идут державным шагом...
    — Кто еще там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
    Разыгрался впереди...
Впереди — сугроб холодный,
    — Кто в сугробе — выходи!..
Только нищий пес голодный
    Ковыляет позади...
— Отвяжись ты, шелудивый,
    Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
    Провались — поколочу!
... Скалит зубы — волк голодный —
    Хвост поджал — не отстает —
    Пес холодный — пес безродный ...
    — Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
    Хоронясь за все дома?
    — Все равно, тебя добуду,
    Лучше сдайся мне живьем!
    — Эй, товарищ, будет худо,
    Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах! — И только эхо
    Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
    Заливается в снегах...
    Трах-тах-тах!
    Трах-тах-тах...

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Основы стихосложения


Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…

Ты помнишь, Алеша, дороги  Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди

 

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.


 

СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ Викторина для учащихся 5-11 классов «В мире русской литературы»

СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ Викторина для учащихся 5-11 классов «В мире русской литературы»

Задание 2. Узнай героя по описанию 5 класс «Служил на

Задание 2. Узнай героя по описанию 5 класс «Служил на

Сколько лет живем на свете? Двадцать пять!

Сколько лет живем на свете? Двадцать пять!

Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские

Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку

Задание 4. Основы стихосложения

Задание 4. Основы стихосложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022