Литературная викторина «В гостях у сказки»
Цели: обобщить знания учащихся о сказках; развивать умения узнавать сказки и их героев; воспитывать развивать творческое воображение, ассоциативную память; потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей, повышать интерес к литературе; расширять кругозор учащихся; развивать умения активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; способствовать сплочению классного коллектива.
Оборудование: аудио запись песни «В гостях у сказки» иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы мероприятия.
Ведущий: Дорогие ребята! Нас в гости пригласили
сказки. Ведь нет ничего лучше на свете, чем прочитать интересную сказку или
послушать, как задушевно рассказывают её мама или бабушка. Сказки учат нас быть
добрыми и справедливыми, приходить на помощь в трудную минуту, дорожить
дружбой, они помогают верить в то, что добро всегда побеждает зло.
И сегодня мы узнаем лучших знатоков. Пусть в викторине победят самые большие
любители сказок и самые внимательные их читатели!
В игре принимают участие 2 команды учащихся 5 класса.
Ребята, конечно, вы все слушали и читали СКАЗКИ. Вам их рассказывали мамы и бабушки, читали в детском саду и в школе, вы смотрели фильмы, снятые по сказкам. «Золушка», «Дюймовочка», «Буратино», очень рано вошли в вашу жизнь и заставили вас радоваться их удачам и победам, переживать горести и беды вместе с ними.
Прежде чем начать викторину нам необходимо:
· Сформировать команды. Проведем жеребьевку.
· Каждая команда должна выбрать капитана и придумать название своей команды.
Выбор капитанов
- Команды, займите свои места! Вам минутку для совещания. Выберите, пожалуйста, капитана команды.
Название команд
- Капитанам команд посовещаться с командой и огласить название команды.
I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова – загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.
• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
• ЕГО ноги кормят. (волк)
• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
• Чует ОНА, чьё мясо съела.
• Доброе слово и ЕЙ приятно (кошка)
• И ОНА помнит, кто её кормит.
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт (собака)
• ОНА семерых волков проведёт.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает (лиса)
• Из большого осла не получится ОН.
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО (слон)
• И считанную ЕЁ волк съедает.
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел (овца)
• Не мечите бисер перед НИМИ.
• ОНА грязи всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол (свинья)
• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
• Ласточка день начинает, а ОН кончает.
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка (соловей)
• Не учи ЕЁ плавать.
• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет (щука)
III. УЗНАЙТЕ СКАЗКУ
Под грудой перин
Оказалась она.
И было принцессе
Всю ночь не до сна.
(“Принцесса на горошине”)
С медом горшочек,
Шарики, хвост.
В какой это сказке?
Ответ очень прост.
(“Винни-Пух и все-все-все”)
Разбить меня хотели,
Да только не сумели.
А лишь я раскололось,
Рыдают во весь голос.
(“Курочка Ряба”)
Маша в коробе сидит
Далеко она ...
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее ...
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет ...
Отдохнуть.
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге ...
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это - ...
(“Маша и медведь”)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)
IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.
1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)
V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ
Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора.
VI. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
.
VII. СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Курочка Ряба снесла яичко, а мышка разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила, Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких‚ яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не баловали свою мышку?
2. Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Сначала Василиса съела у Горыныча три шашки, а потом Василиса съела у Горыныча две шашки. После следующего хода Василиса съела у Горыныча три шашки. Сколько всего шашек съела Василиса у Кощея Бессмертного?
3. Жила-была Красная Шапочка. Она очень любила свою бабушку. Однажды ее мама напекла пирожков, и Красная Шапочка решила отнести их бабушке. Положила она в корзину 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с мясом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?
4. После того как Знайка исписал 3 тетради, у него осталось еще 4 тетради. Сколько тетрадей было у Знайки?
5. Лестница состоит из 7 ступенек. Карлсон стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
Подведение итогов, награждение победителей
СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Курочка Ряба снесла яичко, а мышка разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила, Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких‚ яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не баловали свою мышку?
2. Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Сначала Василиса съела у Горыныча три шашки, а потом Василиса съела у Горыныча две шашки. После следующего хода Василиса съела у Горыныча три шашки. Сколько всего шашек съела Василиса у Кощея Бессмертного?
3. Жила-была Красная Шапочка. Она очень любила свою бабушку. Однажды ее мама напекла пирожков, и Красная Шапочка решила отнести их бабушке. Положила она в корзину 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с мясом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?
4. После того как Знайка исписал 3 тетради, у него осталось еще 4 тетради. Сколько тетрадей было у Знайки?
5. Лестница состоит из 7 ступенек. Карлсон стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
·
М.И.
Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки.
Оперное творчество. Первостепенное значение опер в наследии М.И. Глинки. Связи
оперного творчества композитора с традициями русского и западноевропейского
оперного театра. Выдвижение на первый план народно-массового начала, обилие и
разнообразие массовых сцен. Главенство вокальных партий при значительной роли
оркестра. Преимущественно кантиленный характер вокальных партий. «Номерная»
композиция при сквозном развитии важнейших тематических (интонационных)
элементов. «Ария-портрет» как центральное звено музыкальной характеристики
персонажа. Выражение основного конфликта оперы посредством контрастной
национально-фольклорной окраски партий конфликтующих персонажей.
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») –первая классическая историко-патриотическая
трагедийная русская опера.
«Руслан и Людмила» – образец сказочно-эпической оперы;
Симфоническое творчество. Преобладание произведений жанрово-картинного
характера. Ведущая роль жанра одночастного крупного произведения.
Преобразование типовых форм европейской музыки. Использование тем народных
песен, обусловившее приемы развития тематизма, черты формы, фактуры,
оркестровки. Хронология основных произведений. Различные типы симфонизма.
«Камаринская»
«Арагонская хота»
Вальс-фантазия».
Камерное вокальное творчество:
Романсы
А.С. Даргомыжский (1813-1869) – один из создателей русской классической
музыкальной школы. Своеобразие творческого облика композитора как последователя
М.И. Глинки, определившего новые пути развития русского музыкального искусства.
Эволюция стиля А.С. Даргомыжского от романтизма к критическому реализму.
Создание новых жанров в области оперы и камерной вокальной музыки. Отражение
новых тенденций общественной жизни, тяготение к социальной тематике и
психологизму, интерес к драматическим сюжетам и образам. Психологическая
наблюдательность, конкретность бытовых подробностей. Воссоздание в музыке
интонаций речи и через них социально-психологического профиля героя как
существенная черта творческого метода А.С. Даргомыжского. Преимущественный
интерес композитора к музыке со словесным текстом. Соотношение слова и музыки,
вокальной и инструментальной партий. Первостепенное значение декламационности,
новаторство в области речитатива, изобразительные приемы. Традиционный в целом
характер гармонии, постоянное использование типовых европейских форм
(свободных, смешанных, контрастно-составных) при тяготении к сквозному
строению. Городская песня и бытовой романс как основа музыкального языка А.С.
Даргомыжского. Основные произведения композитора.
Оперное творчество. Ведущая роль лирико-драматического жанра
Русалка» – лирико-психологическая бытовая драма на социальной основе.
1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.