Литературная часть азбуки
Оценка 4.6

Литературная часть азбуки

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл
01.03.2018
Литературная часть азбуки
Учитель или один из героев книг Н. Носова напоминает детям, что изучение букв — это только первоначальная грамота, азы, основы многих наук. Это была первая, очень важная ступенька в мир Знаний. Вторая ступенька ведет в страну Литературию, которая может рассказать про все на свете. Учитель может пояснить детям, что слово литература произошло от латинского слова litera, что в переводе на русский язык означает «буква», и обыграть название необычной волшебной страны.уроки
ЧИТАЛОЧКА Уроки.doc
ОБОБЩАЮЩЕЙ  ЭТАП  ОБУЧЕНИЯ (Литературная часть азбуки) (54 ч, 6 недель) 30 ч — чтение, 24 ч — письмо, русский язык  (выборочные занятия)         Параллельно идет работа с пособиями «Читалочка»1,  «Школа вежливости» Про все на свете. Почему? (с. 56)       1. Учитель или один из героев книг Н. Носова напоминает детям, что изучение букв — это  только  первоначальная  грамота,  азы,  основы  многих  наук.  Это была   первая,  очень важная ступенька в мир Знаний.       Вторая ступенька ведет в страну Литературию, которая может рассказать про все на свете. Учитель может пояснить детям, что слово  литература  произошло от латинского слова   litera,   что   в   переводе   на   русский   язык   означает   «буква»,   и   обыграть   название необычной волшебной страны.       2. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Необходимо заинтересовать детей предстоящей работой по третьей части «АБВГДейки» «Про все на свете», убедить ребят, что   читать   рассказы,   сказки   и   книги —   это   не   просто   озвучивать   буквы,   слова, предложения,   а   уметь   понимать   и   чувствовать   содержание   написанного.   А это   целое искусство.       Коротышки приносят на урок пословицы и просят детей объяснить их смысл.       Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.       Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.       Неграмотный — как слепой, а книга глаза и открывает.       3. Коротышки вместе с детьми отправляются  по страницам интересных книг, чтобы читать и размышлять, фантазировать и сочинять 2.       — Какие   возможности   открываются   перед   теми,   кто   овладел   замечательным   умением — умением читать и понимать написанное?       — Как вы понимаете название раздела «Про все на свете»?       — Чтобы не заблудиться в этом волшебном мире книг, надо прислушаться к себе, понять, что тебе интересно, о чем хочется знать. 4. Беседа   с   детьми   и   чтение   произведений   С. Маршака,   Б. Заходера   «Почему?», Ю. Мориц «Это очень интересно» помогут ребятам определить круг первых читательских интересов.       5. В конце (или  начале) урока проводится чтецкая  разминка по «Читалочке», дается установка:   читаем   медленно,   но   целыми   словами.   Вторичное   чтение   проводится   в ускоренном темпе. Учащиеся получают задание на дом: нарисовать, проиллюстрировать свой   любимый   рассказ   или   сказку,   которые   читала   им   в   раннем   детстве   мама. На следующем уроке проводится беседа по рисункам.         Об одном и том же по­разному (с. 60—63)       З а д а ч а :   дать   наглядно­образное   представление   о   различных   способах   передачи одного и того же содержания различными средствами (с помощью рисунка, музыки, слова); развивать выразительность речи и чтения.       Учитель   обращает   внимание   на   то,   что   об   одном   и   том   же   можно   рассказать   по­ разному. Это зависит от цели, которую преследует человек, от его настроения и от тех средств (звуки, краски, слово), которые он выбирает.       1. Рассмотрение предмета (явления) с различных точек зрения. Для того чтобы работа была доступной первокласснику,  надо предложить  ему представить себя в роли  поэта, художника, музыканта, а потом ученого, которые видят одно и то же, а рассказывают по­ разному.       — Когда человек пишет и говорит, он должен понимать, з а ч е м , ч т о  и к а к  он говорит, всегда представлять, видеть своего собеседника (реального или воображаемого) и понимать его интересы.       2. Рассказы о любимом времени года (по представлению), чтение загадки «Когда это бывает?».       — Что вы знаете о временах года? Какое из них для вас самое любимое?       3. Различные способы рассказа об увиденном.       — Что   вам   потребовалось,   чтобы   рассказать   о   временах   года?   (Кисти,   краски,   бумага, музыкальные инструменты и ноты.)       — А если я хочу просто рассказать о весне,— вмешивается Незнайка,— то мне потребуется язык, что ли?       — Конечно,— отвечает учитель.— Но не только язык. Слова помогают вам рассказать живо и интересно   обо   всем,   что   вы   знаете.   Постарайтесь   представить   себе   картины   вашего   любимого времени года ярко, живо, красочно. Составьте мини­рассказ.       4. Рассматривая   рисунки   и   читая   произведения,   которые   создали   Тюбик,   Гусля   и Цветик, дети должны обратить внимание на то, что все они говорят об одном и том же (на тему   о   временах   года),   но   изображают   осень,   например,   совсем   по­разному:   один — красками, другой — звуками, третий — словами. Поэтов,   писателей   часто   называют   художниками   слова,   потому   что   они   умеют   так подбирать слова, что у читателей и слушателей возникают перед глазами яркие, зримые, образные картины жизни.       Это   первая   мысль,   к   которой   учитель   неоднократно   будет   подводить   детей   и   при работе с другими художественными текстами.       Вторая не менее важная мысль — это та, что художники, поэты, музыканты всегда в своих   произведениях   передают   вместе   с   размышлениями   и   свои   радости,   печали,   свое настроение.       — Угадайте, веселую или грустную осень нарисовал художник, поэт, музыкант.       5. Музыкальные зарисовки осеннего пейзажа, определение осеннего настроения.       Учащиеся   сравнивают   стихи   осени   К. Бальмонта   с   музыкальным   произведением, отмечают,   что   картина   осени   у   художника   получилась   веселая,   так   как,   наверное, художник очень веселый человек и хочет своим рисунком сказать:       — Что ты так испугался осеннего дождика? Посмотри­ка, ты похож на гриб. Из­под зонтика видны лишь твои ноги.       А музыкант и поэт грустят, им очень печально, грустно, они сожалеют, что так быстро пролетело лето и наступила осень.       Цветик задает свою первую загадку:       — Угадайте, есть ли в тексте стихотворения что­то такое, из чего вы можете заключить, какое настроение у поэта. (Слово грустное, но и картины, которые рисует поэт, тоже грустные: улетают птицы, дни становятся холоднее.)       — Закройте   глаза   и   ярко   представьте   себе   картину,   которую   изобразил   в   своих   стихах К. Бальмонт.       6. Сравнение научного текста и художественного 3.       Текст А. Плешакова «Знаешь ли ты?» читает учитель. Его задача состоит в том, чтобы дети сами поняли разницу между научным текстом, где  о б ъ я с н я ю т с я   явления (почему это происходит), и художественным произведением.       Знайка предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Есть ли разница между текстом «Знаешь ли ты?» и стихотворением И. Сурикова? Чем отличается текст «Знаешь ли   ты?»   от   рисунка   художника   и   произведений   музыканта   и   поэта?»   Необходимо   им помочь   сделать   первый   шаг   к   пониманию   того,   что   художник   слова   (поэт,   писатель) и з о б р а ж а е т ,   передает  с в о е   настроение,   чувства,  с в о й   взгляд   на   вещи,   события, действия, явления, а ученый объясняет.       7. О б о б щ е н и е . Узелок на память. — Если хочешь кому­то о чем­то рассказать, то сначала подумай: хочешь ли ты объяснить что­ то или хочешь привлечь внимание своих слушателей к чему­то красивому, важному, интересному и как­то повлиять на них, «заразить» их своим настроением?       В первом случае человек будет рассуждать, почему это произошло, объяснять, по какой причине, используя слова почему, потому что и т. д.       Во втором случае он будет изображать словами, показывать, описывать, какая природа, какой человек и т. д.         Удивительное — рядом (с. 66—67)       З а д а ч а :   пробудить   интерес   к   научно­познавательным   рассказам;   готовить   детей   к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий.       1. Чтецкая разминка по «Читалочке».       2. Беседа «Удивительное — рядом». Чтение необычного рассказа «Коралловый риф», в котором есть пиктограммы (слова­рисунки).       3. Странные рисунки. Важно включить в урок рисунки детей, изображающих то, что они сами наблюдали в лесу, в городе, на отдыхе. Потом дети составляют рассказы по своим рисункам.       4. Чтение стихов и рассказов.         Волшебство (с. 92—93)       З а д а ч а : пробудить интерес к поэтическому слову; раскрыть его тайну; заглянуть в мастерскую к волшебникам слова — поэтам, писателям.       Можно   привлечь   персонажей   из   сказки   Н. Носова —   поэта   Цветика,   поэтессу Самоцветик, которые помогут детям раскрыть и узнать тайны волшебной страны Поэзии.       1. Самостоятельное чтение стихов В. Викторова.       2. Медленное   чтение   стихов   А. Фета.   Учащиеся   делают   рисунки.   Чтобы   сделать хорошую   иллюстрацию,   надо   вчитываться   в   текст,   за   каждым   словом   увидеть   и представить изображенный предмет, о котором говорит поэт.       Чтобы помочь ребенку создать образ по тексту (то есть развить у него воссоздающее воображение), нужно, во­первых, приучить детей искать в тексте «детали» этого образа, во­вторых, дать материальную опору этому образу, чтобы он стал устойчивым.       — Представьте себе вербу и поместите ее на экран. Учитель обращает внимание детей на то, что писатели, поэты умеют наблюдать, видеть необычное там, где простой человек проходит мимо, не замечая ничего интересного.       3. Учащиеся рассматривают  рисунок к стихам В. Жуковского (дремлющий  малыш и колосок). Они сравнивают колосок и дремлющего малыша, находят то общее в этих двух образах, что позволило поэту использовать выражение колосок дремлет.       — Почему поэт говорит о колоске как о живом, как о малыше? (Поэт любуется им, он даже ласково   называет   его  колосок.)   Молодой   колосок   напоминает   ему   ребенка,   который   склонил головку   во   время   сна.   Благодаря   такому   сравнению   поэту   удается   нарисовать   очень   яркую картину, которую читатель легко может себе представить.       4. По желанию   учителя   можно   провести   такую   игру,   как   «Самый   внимательный читатель».       — Где наблюдал поэт эту картину? В какое время дня? Был ли в этот день ветер? Сильный или слабый? Расскажите, какую картину вы видите.         Сравни и подумай (с. 68—69)       З а д а ч а : дать наглядное представление о различных типах текстов (художественном и научно­познавательном); приучать осмысливать содержание текста, ориентируясь на его особенности.       1. Чтецкая разминка по «Читалочке».       2. Сравнение текстов. Учитель читает тексты из книги К. Ушинского «Роза».       — Какой текст вас заинтересовал, почему? Какой текст написал ученый, а какой — поэт? Чем они похожи? (Темой, в них говорится о розе.) Чем отличаются? (В первом тексте о б ъ я с н я е т с я , что   такое  роза,   а   во   втором —  роза  о ж и в а е т   (становится   как   бы   живой)   и,   как   человек, рассказывает о себе.)       3. Аналогичная работа проводится по двум другим текстам разворота.       4. Описание какого­либо предмета (осеннего листа). Одни из ребят могут представить себя учеными, другие — поэтами, художниками, музыкантами.       Учащиеся, разделившись на группы, по­разному рассказывают о нем.       Группа   поэтов,   писателей   вместе   с   Цветиком   и   поэтессой   Самоцветик   сначала изображают, т. е. создают пластический образ бедного одинокого листочка, оторвавшегося от дерева, а потом придумывают историю о том, как листочек славно жил на веточке, но холодный злой ветер налетел и сорвал его.       Вторая группа ученых вместе с Знайкой и Незнайкой 4 должна посмотреть на листок и подумать, чем это он может заинтересовать ученого. Н е з н а й к а . Однажды я сидел под большим деревом. Вдруг что­то как упадет мне на голову! Это было что­то большое, холодное и страшное. Оно накрыло меня с головой. Сразу стало темно. Сначала я решил, что это кусочек солнца.       З н а й к а .   Незнайка,   вечно   ты   что­то   придумываешь.   Ведь   Стекляшкин,   наш   знаменитый астроном, о б ъ я с н и л  тебе, что солнце — огромный раскаленный шар, и если бы от него оторвался хоть   маленький   кусочек,   то   он   разрушил   бы   весь   наш   город.   Это —   во­первых,   во­вторых, солнце — горячее.       У ч и т е л ь . Незнайка, ты большой фантазер. Ты придумываешь то, чего нет на самом деле. Так может сочинять писатель­фантаст или писатель­юморист, который хочет рассмешить детей. А нам надо так рассказать о листочке, как это делают ученые, то есть порассуждать, например, о том, почему листики от деревьев отрываются не весной, а осенью.       Н е з н а й к а . Весной листики молодые, у них много сил, и они хорошо держатся на ветках. Осенью у них мало сил, они становятся старенькими, высыхают, и ветер может легко их оторвать от ветки.       З н а й к а .   Молодец,   Незнайка!   Только   надо   еще   точнее   объяснить,   почему   это   происходит осенью. Когда деревья готовятся к зиме, сок перестает поступать в веточки, на которых находятся листья. Между ними образуется большая пробка, которая не пускает сок в листочки, поэтому они засыхают и падают.       Н е з н а й к а . Какой ты умный, Знайка! Все­то ты знаешь и можешь объяснить.       5. В ы в о д :   обо   всем,   что   видит   человек,   можно   рассказать.   Но ученые   и   поэты рассказывают по­разному. Одни наблюдают, размышляют, рассуждают, стараются найти причину.   Свои   наблюдения   записывают,   составляют   тексты.   Это   научные   тексты.   Там объясняется, что происходит, как и почему. Другие люди — поэты — изображают, рисуют, показывают.   Они  о ж и в л я ю т   природу,   предметы,   как   бы   вдыхают   в   них   жизнь,   и окружающий мир начинает говорить с нами, как будто он сам живой 5.       6. Упражнения   в   чтении   текстов,   нахождение   интонации,   соответствующей   их содержанию.         «В стране вещей». Моя Вообразилия (с. 88—89)       З а д а ч и :   «оживление»   неодушевленных   предметов   окружающего   мира;   развитие воображения,   творческого   мышления,   составление   мини­сочинений   об   учебных предметах — тетрадке, линейке и т. д.; развитие умения вести «веселые диалоги».         Сочиняй, придумывай, рассказывай (с. 70—71)       З а д а ч а :   научить   детей   составлять   загадки   на   основе   развития   у   них   умения сопоставлять два предмета — предмет загадки с предметом отгадки, сравнивать реальное и образное видение предмета.       1. Сопоставление предметов отгадки и загадки. Золотое   коромысло Над рекою повисло.       — Какой предмет назван в загадке? (Коромысло.) Кто его видел? Опишите  его (на основе рисунка в учебнике).       — Знаете ли вы отгадку? (Радуга.) Сравните ее с коромыслом. Чем похожи они?       — Что помогло вам отгадать загадку?       2. Составление загадок учащимися.       — Попробуем придумать свои загадки,— предложит учитель.       — Какой предмет вы хотите спрятать в загадке? (Например, гриб.) С чем его можно сравнить? (С гномиком, так как у гриба есть головка и ножка.)       Давайте спрячем его так, чтобы в загадке не упоминалось слово гриб, а вместо него был назван другой   предмет,   например   гномик.   (Стоит   гномик   у   березки   на   одной   ножке   и   коричневой шапочкой помахивает.)       На уроке заслушиваются все варианты загадок о грибах.       3. Описание   предмета   загадки   можно   дать   через   называние  д р у г о г о   п р е д м е т а (гриб —  гном), через описание только его  п р и з н а к о в   (сам алый,  сахарный...) или его д е й с т в и й   (сверкает,  мигает).   Такая   работа   поможет   привлечь   внимание   детей   к грамматическим   признакам   слов,   которые   могут   обозначать   действия,   признаки, предметы 6.       4. Дети читают загадки  из  учебника, рисуют, изображают и сравнивают  предметы  и загадки и отгадки. Красная   девица Сидит в темнице, А коса на улице.       — Изобразите   предмет   загадки  (красивая   девица   сидит   в   темнице,   а  коса   у  нее   на   улице); нарисуйте отгадку. (Морковка на грядке.)       По двум рисункам (образному и реалистическому) дети дают словесное описание.       5. Сочинение считалок. Следует спросить детей, где и когда они используются.       Учитель   может   прочитать   забавную   считалку,   которую   придумали   малыши   с Незнайкой.       — Ребята! Вы, наверно, помните путешествие малышей на воздушном шаре и как они считались, кому из них с парашютом надо было прыгать, чтобы их шар не разбился. Но только они успели посчитаться, как корзина с силой ударилась о землю. Так закончилось их воздушное путешествие. П е р в а я   с ч и т а л к а            В т о р а я   с ч и т а л к а   Энэ бэнэ рес! Икете пикете цокото мэ! Квинтер финтер жес! Энэ бэнэ ряба, Квинтер финтер жаба!.. Абель   фабель   доманэ, Ики пики грамматики...       Можно предложить детям почитать эти считалки, если они записаны на доске.         «Час потехи» (с. 72—75)       Желательно, чтобы урок открывал Петрушка, который проверял бы у детей знания шуточных стихов, потешек, песенок.       Петрушка выкрикивает свои поддевки и остроты:            *** — Ты чей? Ты откуда? — Из   зеленых   лук. Ананьин внук, Курицын   племянник, Петухов сынок.               *** — Кто? — Дедушка   Пихто Да бабушка Никто!               *** — А и Б сидели на трубе. А  упало,  Б  пропало. Кто   остался   на   трубе? — И! ***   двести. — Скажи: — Двести. — Голова   в   тесте. — Скажи: медь. — Медь. — Твой отец — медведь.         На уроках   дети   могут   рисовать,   раскрашивать   (рисунки   к   текстам   Д. Хармса «Совершенно   непонятные   животные»,   «Кораблик»   и   Н. Кончаловской   «Посадил садовод...»).       Работа с текстом Н. Кончаловской дает большие возможности для осознания детьми процесса «конструирования» необычных слов. Учащиеся в книжке записывают, из каких слов образовано такое слово, как  репуста  (репа —  капуста),  чеслук  (чеснок —  лук), а затем рисуют необычные овощи. Эти упражнения способствуют развитию воссоздающего и творческого воображения.       Потешки,   прибаутки   следует   использовать   для   отработки   интонационного, выразительного чтения. Сбил, сколотил — вот колесо. Сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся   — Одни спицы лежат. назад Прочитать:   а) с   радостью,   весело;   б) с   осуждением,   с   иронией;   выразить   огорчение, досаду; посмеяться над незадачливым мастером.       На дом детям предлагается прочитать потешки, списать их и красиво оформить.         «Умеет ли разговаривать природа?» (с. 90—91)       З а д а ч и : пробудить в детях фантазию, стимулировать развитие воображения на основе приема оживления, одухотворения предметов природы; развить интерес к поэтическому слову,   активизировать   коммуникативно­речевые способности учащихся.   художественному   творчеству;       Учитель может начать тему по­разному: с рассказов о писателях — знатоках природы, таких   как   В. Бианки,   или   с   рассказов   о   творчестве   Г.­Х. Андерсена,   который   как   бы оживлял окружающий его мир.       Начинающему   учителю   следует   помнить,   что,   во­первых,   основой   образного   слова является яркое представление о предмете, которое усиливается благодаря использованию в тексте эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности.       Во­вторых, поскольку ученые связывают возникновение образного слова с древними мифами, с фантастическим изображением в сознании людей реальной действительности, на уроках   литературного   чтения   следует   использовать   прием   «оживления»   предметов окружающего мира и составления необычных волшебных историй о них.       Это   легко   сделать,   так   как   у   первоклассников   еще   сохраняется   первоначальная образность, а привычка мыслить абстрактно, отвлеченно (необразно) еще не сложилась. Эти особенности детской психики дают возможность активно развивать у младших школьников литературно­художественные способности. Детей, воспринимающих внешний мир в виде живых  образов, не только не удивляет, но и радует, что предметы, подобно человеку, говорят, ворчат, болтают, сердятся, бегают и т. д. Эту способность детей надо всемерно поддерживать и развивать. Через пластику движений, через олицетворение предметов и др. привлекать их внимание к словесной изобразительности, которая создает художественный образ.       1. Урок можно начать с такой ситуации:       — Вы   знаете,   ребята,— обращается   учитель   к   классу,— замечательного   писателя   Э. Успенского,  автора повести­сказки про очень  серьезного  и  самостоятельного  малыша,  который научился читать в четыре года и умел сам варить себе суп («Дядя Федор, пес и кот»). И был у него удивительный кот Матроскин. Кот жил у одного профессора, который язык зверей изучал. Он и научил кота разговаривать.       — Сейчас без языка нельзя,— говорит кот.— Пропадешь, сразу или из тебя шапку сделают, или воротник, или коврик для ног.       — Ребята,— обращается Матроскин к классу,— а у вас дома есть кошки, собаки или птички? О чем они вам рассказывают? Учащиеся   пробуют   составить   небольшой   рассказик   о  домашних   животных:   как   они появились в доме хозяина, что им в нем нравится, кого они любят больше всего.       Желательно, чтобы дети вели рассказ от имени кошки или собаки, которая живет у них. «Меня зовут Барсик. Я живу в квартире у добрых хозяев...» или: «Однажды осенью, когда я лежал под скамейкой и прятался от дождя, ко мне подошел малыш, пожалел меня и сказал:       — Хочешь жить у меня? Я о тебе буду заботиться.        Я был так рад, что забыл поблагодарить малыша. Он взял меня на руки, а я лизнул его в холодный нос...»       2. В беседу с ребятами вступают Аня и Ваня, персонажи учебника:       — Слышал ли ты, как чирикают ранней весной воробьи? — спрашивает Аня.       — Конечно! Сразу становится весело, и настроение какое­то весеннее. Я знаю стихотворение В. Берестова,  где  прямо  слышится   веселое  чириканье  воробьев.  Давай прочитаем  его  вместе  и послушаем, о чем они говорят.       3. «Оживление» природы, разыгрывание сценок из жизни природы.       Перед чтением стихотворения И. Токмаковой «Разговор старой ивы с дождем» учитель предлагает детям преобразить себя и «превратиться» в дождь или иву и сочинить разговор (диалог) между ними:       — Налетел ветер, застлал тучами солнце. На землю брызнули капли дождя, на луг, на ели, на ромашки и на старую иву.       — Что­то там шепчет дождик?       — О чем говорят деревья?       Между ребятами распределяются роли дождя, ивы, елки, березки, каждый из детей создает   свой   образ   (плачущей   ивы,   веселой   березки,   недовольной,   сердитой   елки), придумывает слова, отражающие настроение персонажа.       После диалогов учащиеся медленно прочитывают стихи И. Токмаковой, которая своим волшебным словом «оживляет» деревья.       4. Отгадывание загадок. Обучение чтению целыми словами.       Один урок отводится чтению сказок, загадок, потешек.         «Чтобы увидеть слово» (с. 94—97)       1. Текст В. Порудоминского «Чтобы увидеть слово» читает учитель, чтобы дети лучше почувствовали разницу между поэтической речью, ее предметной изобразительностью и научной (деловой)  речью, где часто используются слова­понятия. (Вводить  термины не следует.)       В ы в о д : поэты и художники так умеют отобрать слова, что у читателя и слушателя создается целая картина, которую можно увидеть и изобразить.       2. Читая   стихи   С. Есенина,   А. Толстого,   Н. Матвеевой,   учащиеся   делают   к   ним рисунки, а потом словесно описывают их.        Дополнительные вопросы и задания для вдумчивых читателей:       — Постарайтесь увидеть в своем воображении картину, которую нарисовал А. Толстой в своем стихотворении. Для этого поставьте перед собой воображаемый экран и рисуйте на нем картину своим   волшебным   карандашом.   (Использование   экрана   помогает   детям   сделать   воображаемые картины (свои представления) более устойчивыми.)       — Как   выглядит   сад?   Где   находится   поэт —   в   саду   или   «на   дне   долины»?   (В саду.)   Где красуются ярко­красные рябины? (На дне долины.)       3. Стихи   Н. Матвеевой   дают   возможность   использовать   прием   словесного иллюстрирования   при   описании   снегиря   в   розовой   жилетке   и   дятла   в   ярко­красной шапочке и др.       4. Выразительное чтение. После перечитывания текста стихотворения надо поставить такую речевую задачу:       — Выразите  у д и в л е н и е   при   чтении   стихов   Н. Матвеевой:   «Не   может   быть,   чтобы   такие удивительные птицы обитали в нашем лесу!»       — Выразите  в о с х и щ е н и е , приобрели себе эти птицы!»  г о р д о с т ь :   «Вот   какие   замечательные,   красивые   наряды       5. Слушание   произведения   Н. Матвеевой   «Она   умеет   превращаться»   и   его   чтение   в паре. Дети делают  к стихам рисунки,  изображают движения, позы, которые принимает кошка.       На уроке следует спросить детей:       — Чем кошка похожа на матрешку? Почему возможно такое сравнение? Вспомните, в какой позе она сидит.         Большие и маленькие секреты (с. 76—77)       З а д а ч а :   обратить   внимание   детей   на   некоторые   особенности   поэтической   речи, заинтересовать их, пробудить желание самим что­то сочинить; упражнять в выразительном чтении.       Урок   можно   начать   со   стихотворения   Д. Чиарди   «Об   удивительных   птицах»   или   с колыбельных песенок. В книге   даются   строки   из   колыбельных   песенок,   в   которых   заменяются   смысловые интерпретации,   а   ритм   остается   прежним.   Учащиеся   должны   прочитать   начало колыбельной и выбрать понравившееся продолжение или придумать его сами: Ай   люли,   люли,   люли, Прилетели журавли... Ай   люли,   люли,   люли, Спи, сыночек мой, усни...       Важно, чтобы дети независимо от выбранного ими продолжения почувствовали, что во всех   вариантах   ритм   одинаковый.   (Учащиеся   могут   хлопать   в   ладоши,   чтобы   лучше почувствовать ритм песенок.)       Представление о различных ритмических рисунках стихов и взаимосвязи их со смыслом произведения дают отрывки из стихов А. Пушкина, С. Маршака и И. Сельвинского.       Первые наблюдения такого рода очень важны, так как они в дальнейшем помогут детям при   самостоятельном   чтении   уловить   интонацию,   мелодию   поэтических   строк,   найти элементы   звукоподражания   как   простейшего   вида   аллитерации   (звуковых   повторов) и первоосновы звуковых ассоциаций.         «Как общаются люди» (с. 84—85)       З а д а ч и : обратить внимание детей на стиль общения друг с другом, со взрослыми и родителями; закрепить навыки культуры общения.       Постоянно общаясь с детьми, учитель приучает их быть внимательными к собеседнику (кому говорю, с кем общаюсь), осознавать мотивы речи (зачем говорю), содержание (что говорю), способы оформления этого содержания (как говорю).       Об этом дети достаточно читали в предшествующей теме, читали о том, что добрая и простая улыбка украшает жизнь любого человека и делает его счастливым. Продолжение этой мысли дети найдут и в новой теме.       Можно предложить игровое начало урока по этой теме, где учитель использует главу «Как   Незнайка   совершал   хорошие   поступки»   из   романа­сказки   Н. Носова   «Незнайка   в Солнечном городе». Основной смысл этого отрывка в том, что Незнайка, как и многие ребята, хочет получить что­то без особого труда, сразу, т. е. сразу стать хорошим, сразу все знать и всему научиться без приложения каких­либо усилий.       1. В начале урока учитель читает или пересказывает отрывок из главы «Как Незнайка совершал хорошие поступки».       Учащиеся   уже,   наверное,   знают,   что   после   путешествия   на   воздушном   шаре, пребывания   в   Зеленом   городе   и   в   городе   Змеевке   Незнайка   многому   научился.   После путешествия он значительно поумнел, стал учиться читать и писать. Научившись   читать,   он   читал   главным   образом   сказки   и   поэтому   начал   мечтать   о разных чудесах, особенно о волшебной палочке, потому что тот, кто ею владеет, может достать себе все что угодно. Надо только взмахнуть палочкой и сказать: хочу, мол, знать французский  язык, и сразу заговорить по­французски. Но чтобы появился  волшебник и подарил   волшебную   палочку,   надо   совершить   три   хороших   поступка.   Но тут   и подстерегают Незнайку всякие  неудачи.  Он начал с того, что утром умылся  холодной водой, потом помог Пилюлькину тереть порошок, из которого тот делал лекарства, но вот беда — все хорошие поступки заканчивались  у Незнайки  ссорой или  дракой. Незнайка никак не мог понять, в чем дело. Но однажды ночью он вдруг понял, что все неудачи происходили из­за того, что у него был слишком грубый характер. Стоило только кому­ нибудь сделать ему замечание, как Незнайка тотчас обижался, начинал кричать и даже лезть в драку.       — А ты, Сиропчик, молчи,— кричал Незнайка,— а то вот как дам ступкой.       — Ах ты, сироп противный,— ругался Незнайка,— я тебе еще покажу, попадись ты мне только!       2. Коллективное обсуждение ситуации общения.       Учитель создает ситуацию, чтобы дети подумали над поступками Незнайки и сравнили их с поведением героев рассказа С. Иванова «Разговор про вежливость».       Затем   учитель   предложит   детям   молча   посидеть   и   поразмышлять   над   своими поступками, припомнить случай, когда они были очень похожи на Незнайку.       — Как следует вести себя, чтобы общение с вами было приятно людям, чтобы они улыбались и радовались встрече с вами?       3. Коллективное чтение стихотворения Ю. Мориц «Кто сильнее?»: Тот храбрее, Кто   добрее. Тот сильнее,              Кто умнее. Только трусы с дураками Спор решают кулаками.       4. В урок можно включить инсценировки из пособия «Школа вежливости».       Не следует забывать, что выученные на уроке правила поведения должны входить в повседневное поведение и общение ребенка с детьми и со взрослыми.         Доброе семя — добрый и всход (с. 110—126)       В разделе собраны произведения  на морально­этическую тему, которая будет иметь положительное влияние на детей, если к чтению и беседе будут привлечены родители. Для этого учителю необходимо активно внедрять в каждую семью практику семейного чтения, которая была в прошлом веке в каждой культурной семье. Немалое значение будет иметь и встреча с семьями детей, их родителями, которых приглашают в школу, на уроки, где они не просто сидят и слушают, а рассказывают о себе, своих увлечениях, профессиях, а потом и занимаются с детьми, помогая учителю. В этом случае класс может быть разбит на несколько групп, каждую из которых ведет, обучает один из взрослых.       На собрании можно порекомендовать родителям почитать вместе с детьми дома тексты под   заголовком   «Чтение   с   продолжением»   и   произведения:   «Мне   грустно»,   «Все   в порядке», «Отец и сыновья», «Крошка Енот» и др.       Чтению сказки «Крошка Енот» посвящается несколько уроков. Текст читают дети и учитель.                 Стихи, рассказы, сказки из старинных букварей и книг для чтения. Рассказы и басни К. Ушинского и Л. Толстого (48—52)       В этом   разделе   азбуки   собраны   стихи,   басни   из   учебных   книг   К. Ушинского, Л. Толстого, Д. Тихомирова. Он заканчивается обращением Л. Н. Толстого к крестьянским детям Яснополянской  школы,  которое  является заключительным  аккордом  всей  книги. Рассказы и стихи великих писателей — источник доброты, света, тепла и мудрости.   учитель   или          1 «Читалочка» —   пособие   для   развития   навыка   чтения   целыми   словами.   В нем   имеется   материал   для закрепления всех букв алфавита и упражнений в правильном и выразительном чтении. Материал пособия используется   во   фронтальной   и   индивидуальной   работе   для   чтецких   разминок   и   речевых   упражнений.          2 Литературная   часть   «Азбуки»   включает   тексты   различного   объема.   Небольшие   тексты   читают   дети, детьми. остальные —        Порядок   чтения   текстов   может   быть          3 Эту работу следует рассматривать как введение, как начало последующей работы с текстами подобного   рода          4 Учитель   рассказывает,          5 Если ученики оказались мало подготовленными к такой работе, то следует сделать небольшой перерыв и прочитать с ними юмористический раздел учебника «Час потехи» или рассказы на морально­нравственную тему          6 Подобные упражнения на рассмотрение предмета (или слова) с разных сторон помогают активно влиять на развитие мышления (образного и логического) учащихся.    как   будто   он   сам   подслушал   разговор   коротышек.   изменен   по   усмотрению   учителя. III классах. вместе   родители «Доброе и   семя —   добрый   и     во II         в   с   всход».

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки

Литературная часть азбуки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018