Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 120
летию со дня рождения Марины Цветаевой и 75летию со дня рождения
Владимира Высоцкого.
2012 г.
Литературная гостиная форма работы, предполагающая свободное
общение на литературном материале. Её целью является расширение
литературного образования, предусмотренного программой, усвоение
гуманитарного потенциала искусства. Участники гостиной получают новые,
дополнительные сведения и знания по литературе. Такая форма внеклассного
мероприятия позволяет включить массу ребят в литературное творчество,
обеспечивает активизацию учащихся, их самостоятельную деятельность, их
максимальное участие в изучении литературы. Удивительная вещь, но именно
в гостиной раскрываются многие таланты детей, о которых раньше мало кто
знал: ктото прекрасно играет на гитаре, ктото хорошо поет, ктото обладает
великолепными актерскими данными.
Инновация внеклассного мероприятия «Серебряные струны»– попытка
сравнения творчества
двух поэтов, представителей своего времени,
нахождение точек соприкосновения
выражении лирического «Я»,
тематике и проблематике их художественных методов. Диалогичная форма
выражения содержания, общение слушателей с поэтами и ведущим
способствует развитию деятельнокоммуникативных навыков учащихся.
Презентация, сопровождающая мероприятие, это результат исследования
творчества юбиляров,
осуществленного старшеклассниками под
руководством педагога.
Литературная гостиная «Серебряные струны» представляет собой также
художественнокультурный школьный проект, в котором ученики под
руководством учителейсловесников готовили свое выступление в виде
чтения наизусть любимых стихов поэтов, исполнения песен на стихи поэтов,
литературного попурри.
Итог подобного мероприятия огромное удовольствие, которое получают и
участники, и гости, ребята и педагоги от общения друг с другом, с музыкой
и поэзией.
в
Тема: Литературная гостиная «Серебряные струны».
Цель:
пробудить интерес учащихся к поэтическому наследию М.Цветаевой и В.
Высоцкого.
Задачи:
дать представление о жизни, личности и основных темах лирики поэтов; диалог
выявить сходство и различие в судьбах и творчестве поэтов;
способствовать развитию устной речи учащихся;
воспитывать литературный вкус.
Тип:
перекличек.
Вид:
мероприятие
Оснащение мероприятия: Портрет Марины Цветаевой, свечи, гроздья
рябины на драпированной ткани, пианино, подсвечники, цветы, листья клёна.
Портрет Высоцкого, высказывания о поэтепевце, стенд с фотографиями
Высоцкого, гитара.
Компьютер, диапроектор, экран. Презентация «Серебряные струны».
внеклассное
жанре
поэтов
в
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! У нас с вами
сегодня необычная встреча сразу с двумя поэтами. Это попытка диалога
поэтов, наш диалог с ними.
Наша литературная гостиная посвящена творчеству Марины Цветаевой
(18921941) и Владимира Высоцкого(19381980). В 2012 году литературный
мир праздновал 120летие со дня рождения поэтессы, в 2013 год – 75летний
юбилей поэтапевца. Сегодня здесь собрались любители стихов, безусловно,
настолько разных, даже по времени создания. Ведь Высоцкий и Цветаева
никогда не встречались, да и не были современниками. Попробуем сегодня
найти сходство в судьбах, личности, творчестве этих двух поэтов, потому что
они оказались «выше своего времени». Их стихи до сих пор с интересом
читают, живущие поколения находят в них чтото своё, созвучное своему
времени. В этом мы сегодня убедимся.
Итак, добро пожаловать в гостиную «Серебряные струны»!
1 слайд «Добро пожаловать…»
Считалось, что серебряные струны на гитаре удобнее, звучнее медных. Пусть
это выражение будет метафорой поэтического творчества.
Звучит вальс Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»
Ведущий: Прошу обратить ваше внимание на инсталляцию : портрет
Марины Цветаевой, свечи, гроздья рябины на драпированной ткани, пианино,
подсвечники, цветы, листья клёна. Все эти предметы имеют отношение к
творчеству поэтессы.
Портрет Высоцкого, высказывания о поэтепевце, стенд с фотографиями
Высоцкого, гитара ( а ведь Высоцкий начинал сначала играть на рояле, потом
– аккордеоне, книгипесенники, грампластинки. Ребята, чтобы получился диалог, поэты должны представиться, а мы
вспомнить их биографию.
2 слайд «О жизни Владимира Высоцкого»
Песня Высоцкого «Кони привередливые» (3 минуты) В это время
слушатели читают 2й слайд, посвященный жизни Высоцкого
1 чтец
кратко рассказывает о значении имени «Владимир»: Владимир
Высоцкий родился холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве в
семье военнослужащего. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина
Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта,
артиста и певца на Первую Мещанскую (ныне проспект Мира). 126. Он не
смог появится на свет обычно. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров
и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое дать ребенку
имя? Этот вопрос бурно обсуждали все: и будущие родители, и родственники,
и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчику никак не могли
выбрать. В роддоме Нина Максимовна вдруг вспомнила, что уезжая в
командировку, Семен Владимирович, отец Володи, попросил: «Назови сына
Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!» К тому же
в стране как раз отмечались ленинские дни, прибавился ещё один повод
назвать сына Владимиром, что она и сделала. Но вдруг позже Нина
Максимовна получает в роддом поздравление, красочную открытку, где
написано: «Мы, соседи, поздравляем Вас с рождением нового гражданина
СССР и всем миром решили назвать его Олегом, Олег – предводитель
Киевского государства!» Когда Нина Максимовна вернулась домой с
Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое
то время никак его не называли. Потом правда привыкли: Вова, Вовочка,
Владимир – «владыка мира». Итак, родился ещё один властелин мира, но как
позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских
сердец!
3 слайд «О жизни Марины Цветаевой»
Романс на стихи Марины Цветаевой «И сколько их упало в эту землю» (3
минуты). В это время ребята читают 3й слайд, посвященный жизни
М.Цветаевой. 2 чтец читает стих.М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из
глины…»
Ведущий: Что вы заметили близкого в биографиях этих замечательных людей
своего времени, песнях на их стихи? Обратите ваше внимание на слова из
прозвучавших песен:
у М.Цветаевой – «боролась», «мне, живой и настоящей», «мне, ни в чем
не знавшей меры, чужие и свои, я обращаюсь с требованием веры и
просьбой любви».
у В.Высоцкого «вдоль обрыва», «по над пропастью, по самому краю»,
«воздуху мне мало», «чую с гибельным восторгом – пропадаю», «хоть
немного еще постою на краю, «ветер пью, туман глотаю».
Ответы: Непризнанность властью, музыкальность, песенность, трагизм
судеб…
Ведущий : Вы верно подметили, жизнь для обоих поэтов – это жизнь «на
краю», «взахлеб», «всегда на износ».
4 слайд «В.Высоцкий. Личность поэта»
Ведущий: Представим, каким был человеком Владимир Высоцкий (чтение
слайда 4)… Таким образом, ненасытность, неукротимость, порывистость –
черты Высоцкого.
3 чтец читает стих. В.Высоцкого «Я не люблю».
5 слайд «М.Цветаева. Личность поэта»
Ведущий: "Никогда не лейте зря воды, потому что в эту секунду изза
отсутствия этой капли погибает в пустыне человек. Не бросайте хлеба, ибо
есть трущобы, где умирают. Никогда не говорите, что так все делают: все
всегда плохо делают. Не торжествуйте победы над врагом. Делать другому
боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я сама у себя под судом, мой суд
строже вашего", эти слова Цветаевой звучат как завещание грядущим
поколениям и характеризуют ее как человека глубоко нравственного,
совестливого, честного.
4 чтец читает стих. М.Цветаевой «Молитва». Ведущий: Ключевое слово личности обоих потов, по моему, жажда. У
Высоцкого – жажда свободы и жизни. А Цветаева о себе сказала так: «Я
жажду сразу всех дорог! Веры и любви!»
6 слайд «М.Цветаева. На поприще поэта»
Ведущий: Перед вами слайд «На поприще поэта». Обратите внимание, как
женственны названия сборников стихотворений поэтессы. «Вечерний альбом»
о любви; «Волшебный фонарь» о конфликте детской идиллии и взрослой
трагедии повседневности;
«Версты» это стихотворенияпосвящения,
стихотворенияподарки спутникам в странствия по верстам исторического
времени, о любви к Родине, русской речи; «Лебединый стан» – цикл стихов,
посвященных белой армии, реквием его обреченной жертвенности, реквием
скорбному пути мужа. Никогда не было в стихах Цветаевой пессимизма,
тоскливого уныния, риторической меланхолии. Оптимизма тоже не было.
Было всегда некое тепло. Попытка тепла…Стихи Цветаевой можно
безошибочно узнать по особому распеву, неповторимым ритмам, стремлению
к афористичности и завершенности.
Романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не
мной», исполняет ученик.
Ведущий: Вспомним слова поэтессы: «Я жила, а мои стихи лежали».
Неподдельная боль слышится в стих. Цветаевой «Расстояние», которое было
написано во время эмиграции, куда Цветаева уехала за любимым мужем –
белогвардейским офицером. Жизнь, полная материальных лишений, нищета,
изнурительное добывание денег, холодность эмигрантской среды за её
независимый нрав, стена одиночества. «А главное, писала Марина Цветаева,
в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там,
оттуда, туда (в Россию)»
5 чтец читает стих. «Расстоянья, версты, мили…»
7 слайд «В. Высоцкий. На поприще поэта»
Ведущий: А вот страничка «На поприще поэта» В.Высоцкого. Для поэта
Высоцкого не было неинтересных, запретных тем. На одном из выступлений
он както сказал о цензуре: «…Я думаю, что для каждого человека, который
занимается сочинительством, если он работает честно, то даже если
существует автоцензура, то только перед самим собой…» Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей, около 600 песен в разных жанрах,
снялся в 30 художественных фильмах.
8 слайд «В.Высоцкий. О себе»
Ведущий: В чем же популярность Высоцкого? Он по праву утверждал: «Тема
моих песен – жизнь».
Театрализованное литературное попурри с чтением отрывков из стих.
В.Высоцкого: «Серебряные струны», «Если друг оказался вдруг…», «Он не
вернулся из боя», «О фатальных датах и цифрах», «Мне каждый вечер
зажигают свечи…», «Люблю тебя сейчас, не тайно, напоказ …»
9 слайд «М.Цветаева. О себе»
Ведущий: Марина Цветаева «и жила всегда «взахлёб» ничего чутьчуть,
ничего наполовину, всегда наотмашь, если стихи – то уйти «ввысь», если
работать – то позверски, если любить – то беспредельно…», так о себе
говорила М.Цветаева. Оказывается, жить беспокойно, безудержно умела эта
удивительная женщина.
10 слайд «В.Высоцкий. Выше своего времени»
Ведущий: «У Владимира Высоцкого есть песни, чемто похожие на роли.
Роли из никем не поставленных и более того никем не написанных пьес»,
отмечал Р. Рождественский.
Он нашел для себя устную, песенную форму. Каждую «роль», очиненную в
песне, автор проживал. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и
судьбы других людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных,
реальных и выдуманных.Он влезал в их заботы, проблем, профессии и
жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить.
Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив,
дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Он ненавидел мещан, снобов
презирал. При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения,
не было разрешено ни одного открытого концерта.
11 слайд «М.Цветаева. Выше своего времени»
Ведущий: Марина Цветаева верила, что её стихам «настанет свой черёд».
Она тоже испытала на себе гнет цензуры, страшный культ личности Сталина. Неукротимость, ненасытность, страстный порыв, неуспокоенность черты,
присущие обоим поэтам. Такими их стихи сделала эпоха. «Моя же
специальность – Жизнь», признавалась поэтесса. Вы заметили, что слова
Цветаевой почти дословно повторяют Высоцкого, который утверждал: «Тема
моих песен одна – жизнь».
6 чтец читает стих. М.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»
Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена.
12 слайд «Переклички»
Ведущий: Прямота, честь, терпенье – так понимала Цветаева свой
поэтический долг. О чести говорит и Высоцкий…
Все во имя совести,
Все во имя чести,
Все – от первой повести
До последней песни…
эти слова А.Яшина можно отнести к обоим поэтам.
13 слайд «В.Высоцкий и Марина Влади. Любовь»
Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о любви»
Ведущий: «Я люблю –и значит, я живу», повторял Высоцкий.
14 слайд «М.Цветаева. Любовь»
Ведущий: Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, это значит
ничего не сказать: она его боготворила, и все три года отсутствия известий о
нем были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить.
7 чтец читает стих. М.Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?»
15 слайд «В.Высоцкий. Война»
Ведущий: Война – ещё одна тема , объединяющая двух поэтов.
Гражданственность, злободневность, проблемность – на этих трех китах
держится все песенное творчество В. Высоцкого. Своими песнями он
напоминает нам, что есть ценности непреходящие: родина, человеческая
жизнь, достоинство, мир на земле.
Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах» 16 слайд «М. Цветаева. О поэте»
8 чтец читает стих. М. Цветаевой о войне «Генералам 12 года» под музыку
одноименного романса.
17 слайд «М. Цветаева. Называйте меня поэтом»
Ведущий: Прошло 120 лет со дня ее рождения, но даже теперь трудно
объяснить значение М.Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Её не
впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка
времени. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит
особняком. Однако всё ею написанное объединено пронизывающей каждое
слово могучей силой духа, которая найдет отклик в каждом человеческом
сердце, будет близка и понятна каждому из нас.
18 слайд «Роли В.Высоцкого в театре и кино»
Ведущий: В 1964 году Высоцкий был принят в труппу театра на Таганке, в
котором, по словам А.Вознесенского, он «до стона заводил публику». Среди
его знаменитых ролей в спектаклях: Гамлет в пьесе У.Шекспира «Гамлет»,
Лопахин в пьесе А.Чехова «Вишневый сад», Свидригайлов в пьесе по роману
Ф.Достоевского «Преступление и наказание», Галилей в пьесе «Жизнь
Галилея» и др.
А в кино он снялся в фильмах: «Место встречи изменить нельзя», «Служили
два товарища» и др.
9 чтец читает стих. В Высоцкого «Автопортрет» ( «Гул затих, я вышел на
подмостки…»
19 слайд «О значении творчества В.Высоцкого»
Ведущий: По воспоминаниям своего друга, известного певцабарда,
Булата Окуджавы, «исполняя свои песни, Высоцкий мог быть таким
грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале,
приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в
по плечи, и, казалось, еще одна секунда – и рухнет потолок, и взорвутся
динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется,
умрет прямо на сцене. Казалось, на таком накале невозможно петь,
невозможно дышать!»
Песня В. Высоцкого «Охота на волков…» 2022 слайды «Памятные места»
Ведущий: Итак, сходство М. Цветаевой и В. Высоцкого мы нашли и в судьбе
поэтов: не принимали в Союз писателей (В.), их при жизни не печатали, оба
были необычайно музыкальны (Цветаева фортепиано, Высоцкий – гитара). У
обоих складывались непростые отношения с властью, а жизнь «на краю», «на
износ», «взахлёб». Но все же для Высоцкого больше актуальна – социальная
тема, а Цветаева показывает жизнь души. Несмотря на это, выше своего
времени оказались оба поэта.
О них можно сказать словами Цветаевой : «Поэты ходят пятками по лезвию
ножа И режут в кровь босые ноги…». Поэзия такого содержания бессмертна и
всегда востребована.
А теперь, ребята и уважаемые гости, просим Вас оставить маленький отзыв
о нашем мероприятии (на листочках в виде осенних листьев, формы гитары).
Использованная литература и Интернетресурсы:
1. Библиотека отечественной классики. Стихотворения. Поэмы. Марина
Цветаева. Дрофа, 2013 г.
2. Всемирная библиотека поэзии. Цветаева М.И.Стихотворения. – М.,
Эксмо,2008
3. Высоцкий В.С.Поэзия и проза. – М.: Кн.палата, 1989 г.
4. Федор Раззаков. Владимир Высоцкий. «Я , конечно, вернусь…» Эксмо,
2005 г.
5. http://dic.academic.ru
6. http://www.chitalnya.ru
7. https://yandex.ru/images
8. http://vysotsky.at.ua/video
9. http://www.openclass.ru
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.