Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Оценка 4.8

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
русская литература
11 кл
10.01.2017
Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
гостиная Серебряные струны.docx
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 120­ летию со дня рождения Марины Цветаевой и 75­летию со дня рождения Владимира Высоцкого. 2012 г.        Литературная   гостиная  ­   форма   работы,   предполагающая     свободное общение   на   литературном   материале.   Её   целью   является   расширение литературного   образования,   предусмотренного   программой,   усвоение гуманитарного потенциала искусства.  Участники гостиной  получают новые, дополнительные сведения и знания по литературе. Такая форма внеклассного мероприятия     позволяет включить массу ребят в литературное творчество, обеспечивает активизацию учащихся, их самостоятельную деятельность, их максимальное участие в изучении литературы. Удивительная вещь, но именно в гостиной раскрываются многие таланты детей, о которых раньше мало кто знал: кто­то прекрасно играет на гитаре, кто­то хорошо поет, кто­то обладает великолепными актерскими данными.          Инновация  внеклассного  мероприятия  «Серебряные   струны»– попытка сравнения   творчества     двух   поэтов,   представителей   своего   времени, нахождение   точек   соприкосновения     выражении   лирического   «Я», тематике и проблематике  их художественных   методов.  Диалогичная форма выражения   содержания,   общение   слушателей   с   поэтами   и   ведущим способствует   развитию   деятельно­коммуникативных   навыков   учащихся. Презентация, сопровождающая     мероприятие, ­ это результат исследования творчества   юбиляров,   осуществленного   старшеклассниками   под руководством педагога.      Литературная гостиная «Серебряные струны» представляет собой также художественно­культурный     школьный   проект,   в   котором   ученики   под руководством   учителей­словесников   готовили     свое   выступление     в   виде чтения наизусть любимых стихов поэтов, исполнения песен на стихи поэтов, литературного попурри.     Итог подобного мероприятия ­ огромное удовольствие, которое получают и участники, и  гости, ребята и педагоги   от общения друг с другом, с музыкой и поэзией.    в   Тема: Литературная гостиная «Серебряные струны». Цель: ­  пробудить интерес учащихся к поэтическому наследию М.Цветаевой  и В.  Высоцкого. Задачи: ­ дать представление  о жизни, личности и основных темах лирики поэтов; диалог   ­ выявить сходство и различие в судьбах и творчестве поэтов; ­ способствовать развитию устной речи учащихся; ­ воспитывать литературный вкус. Тип:  перекличек. Вид: мероприятие Оснащение   мероприятия:  Портрет   Марины     Цветаевой,   свечи,   гроздья рябины на драпированной ткани, пианино, подсвечники, цветы, листья клёна. Портрет   Высоцкого,   высказывания   о   поэте­певце,   стенд   с   фотографиями Высоцкого, гитара. Компьютер, диапроектор, экран. Презентация «Серебряные струны». внеклассное   жанре   поэтов   в     Ход мероприятия: Ведущий:   Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! У нас с вами сегодня   необычная   встреча   сразу   с   двумя   поэтами.   Это   попытка   диалога поэтов, наш диалог с ними.         Наша литературная гостиная посвящена творчеству Марины Цветаевой (1892­1941) и Владимира Высоцкого(1938­1980). В 2012 году литературный мир праздновал 120­летие со дня рождения поэтессы, в 2013 год – 75­летний юбилей поэта­певца. Сегодня здесь собрались любители  стихов, безусловно, настолько   разных,   даже   по   времени   создания.   Ведь   Высоцкий   и   Цветаева никогда не встречались, да и   не были современниками. Попробуем сегодня найти сходство  в судьбах, личности, творчестве этих двух поэтов, потому что они   оказались   «выше   своего   времени».  Их   стихи   до   сих   пор   с   интересом читают,   живущие   поколения   находят   в   них   что­то   своё,   созвучное   своему времени. В этом мы сегодня убедимся.     Итак, добро пожаловать в гостиную «Серебряные струны»!  1 слайд «Добро пожаловать…»  Считалось, что серебряные струны на гитаре удобнее, звучнее медных. Пусть  это выражение будет метафорой поэтического творчества. Звучит вальс Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»    Ведущий:   Прошу обратить ваше внимание на   инсталляцию :   портрет Марины  Цветаевой, свечи, гроздья рябины на драпированной ткани, пианино, подсвечники,   цветы,   листья   клёна.   Все   эти   предметы   имеют   отношение   к творчеству поэтессы.    Портрет Высоцкого, высказывания о поэте­певце, стенд с фотографиями Высоцкого, гитара ( а ведь Высоцкий начинал сначала играть на рояле, потом – аккордеоне, книги­песенники, грампластинки. Ребята, чтобы получился диалог,   поэты должны представиться, а мы вспомнить их биографию. 2 слайд «О жизни Владимира Высоцкого»         Песня Высоцкого «Кони привередливые» (3 минуты) В это время  слушатели читают 2­й слайд, посвященный жизни Высоцкого    1   чтец    кратко   рассказывает   о   значении   имени   «Владимир»:  Владимир Высоцкий родился холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Из роддома на Третьей Мещанской улице мать Нина Максимовна   и   дядя   Алексей   Владимирович   принесли   будущего   поэта, артиста и певца на Первую Мещанскую (ныне проспект Мира). 126. Он не смог  появится на свет обычно. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое дать ребенку имя? Этот вопрос бурно обсуждали все: и будущие родители, и родственники, и соседи. Девочку решили назвать Алисой, а имя мальчику никак не могли выбрать.   В   роддоме   Нина   Максимовна   вдруг   вспомнила,   что   уезжая   в командировку, Семен Владимирович, отец Володи, попросил: «Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата – моего товарища!» К тому же в   стране   как   раз   отмечались   ленинские   дни,   прибавился   ещё   один   повод назвать   сына   Владимиром,   что   она   и   сделала.   Но   вдруг   позже   Нина Максимовна   получает   в   роддом   поздравление,   красочную   открытку,   где написано:   «Мы,   соседи,   поздравляем   Вас   с   рождением   нового   гражданина СССР   и   всем   миром   решили   назвать   его   Олегом,   Олег   –   предводитель Киевского   государства!»   Когда   Нина   Максимовна   вернулась   домой   с Владимиром, многие соседи, особенно дети, были очень недовольны и какое­ то   время   никак   его   не   называли.  Потом   правда   привыкли:   Вова,  Вовочка, Владимир – «владыка мира». Итак, родился ещё один властелин мира, но как позже оказалось, завладел он не бескрайними просторами, а миром людских сердец! 3 слайд «О жизни Марины Цветаевой» Романс  на стихи Марины Цветаевой «И сколько их упало в эту землю» (3  минуты). В это время ребята читают 3­й слайд, посвященный жизни  М.Цветаевой. 2 чтец  читает стих.М. Цветаевой  «Кто создан из камня, кто создан из  глины…» Ведущий: Что вы заметили близкого в биографиях этих замечательных людей своего времени, песнях на их стихи? Обратите ваше внимание на слова из прозвучавших песен:   у М.Цветаевой – «боролась», «мне, живой и настоящей», «мне, ни в чем не знавшей меры, чужие и свои, я обращаюсь с требованием   веры и просьбой любви».  у В.Высоцкого­ «вдоль обрыва», «по над пропастью, по самому краю», «воздуху мне мало», «чую с гибельным восторгом – пропадаю», «хоть немного еще постою на краю, «ветер пью, туман глотаю». Ответы:  Непризнанность  властью, музыкальность,  песенность, трагизм  судеб… Ведущий : Вы верно подметили, жизнь для обоих поэтов – это  жизнь «на  краю», «взахлеб», «всегда на износ». 4 слайд «В.Высоцкий. Личность поэта» Ведущий: Представим, каким был человеком  Владимир Высоцкий (чтение  слайда 4)… Таким образом,  ненасытность, неукротимость, порывистость –  черты Высоцкого. 3 чтец  читает стих. В.Высоцкого «Я  не люблю». 5 слайд «М.Цветаева. Личность поэта» Ведущий:  "Никогда   не   лейте   зря   воды,   потому   что   в   эту   секунду   из­за отсутствия этой капли погибает в пустыне человек. Не бросайте хлеба, ибо есть трущобы, где умирают. Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают. Не торжествуйте победы над врагом. Делать другому боль, нет, тысячу раз, лучше терпеть самой. Я сама у себя под судом, мой суд строже   вашего",   ­   эти   слова   Цветаевой   звучат   как   завещание     грядущим поколениям   и   характеризуют   ее   как   человека   глубоко   нравственного, совестливого, честного. 4 чтец читает  стих. М.Цветаевой  «Молитва». Ведущий: Ключевое слово личности обоих потов, по моему,  жажда. У  Высоцкого – жажда свободы и жизни. А Цветаева  о себе сказала так: «Я   жажду сразу всех дорог! Веры и любви!» 6 слайд «М.Цветаева. На  поприще поэта» Ведущий: Перед вами слайд «На поприще поэта». Обратите внимание, как женственны названия сборников стихотворений поэтессы. «Вечерний альбом» ­ о любви; «Волшебный фонарь» ­ о конфликте детской идиллии и взрослой трагедии   повседневности;  «Версты»    ­   это  стихотворения­посвящения, стихотворения­подарки   спутникам   в   странствия   по   верстам   исторического времени, о любви к Родине, русской речи; «Лебединый стан» – цикл стихов, посвященных белой армии,    реквием его обреченной жертвенности, реквием скорбному пути мужа. Никогда не было в стихах Цветаевой   пессимизма, тоскливого   уныния,   риторической   меланхолии.  Оптимизма   тоже   не   было. Было   всегда   некое   тепло.   Попытка   тепла…Стихи   Цветаевой  можно безошибочно узнать по особому распеву, неповторимым ритмам, стремлению к афористичности и завершенности. Романс  на стихи Марины Цветаевой  «Мне нравится, что вы больны не мной», исполняет ученик. Ведущий:   Вспомним   слова   поэтессы:   «Я   жила,   а   мои   стихи   лежали». Неподдельная боль  слышится в стих. Цветаевой «Расстояние», которое было написано во время эмиграции, куда Цветаева уехала за любимым мужем – белогвардейским офицером.  Жизнь, полная материальных лишений, нищета, изнурительное   добывание   денег,   холодность   эмигрантской   среды   за   её независимый нрав, стена одиночества. «А главное, ­ писала Марина Цветаева, ­ в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, оттуда, туда (в Россию)» 5 чтец читает  стих. «Расстоянья, версты, мили…» 7 слайд «В. Высоцкий. На  поприще поэта» Ведущий:  А вот страничка «На поприще поэта» В.Высоцкого.  Для поэта  Высоцкого не было неинтересных, запретных тем. На одном из выступлений  он как­то сказал о цензуре: «…Я думаю, что для каждого человека, который  занимается сочинительством, если он работает честно, то даже если  существует автоцензура, то только перед самим собой…» Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей, около 600 песен в разных жанрах,  снялся в 30 художественных фильмах. 8 слайд «В.Высоцкий. О себе» Ведущий: В чем же популярность Высоцкого? Он по праву утверждал: «Тема  моих песен – жизнь». Театрализованное литературное попурри с чтением отрывков из стих.  В.Высоцкого: «Серебряные струны», «Если друг оказался вдруг…», «Он не  вернулся из боя», «О фатальных датах  и  цифрах», «Мне каждый вечер  зажигают свечи…», «Люблю тебя сейчас, не тайно, напоказ ­…» 9 слайд «М.Цветаева. О себе» Ведущий:  Марина Цветаева  «и жила всегда «взахлёб» ­ ничего чуть­чуть,  ничего наполовину, всегда наотмашь, если стихи – то уйти «ввысь», если  работать – то по­зверски, если любить – то беспредельно…», ­ так  о себе  говорила М.Цветаева. Оказывается,  жить  беспокойно, безудержно умела эта  удивительная женщина. 10 слайд «В.Высоцкий. Выше своего времени» Ведущий:  «У Владимира Высоцкого есть песни,   чем­то похожие на   роли. Роли из никем не поставленных и ­ более того ­   никем не написанных пьес», ­ отмечал Р. Рождественский.  Он нашел для себя устную, песенную форму. Каждую «роль», очиненную в песне, автор проживал. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей – смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных   и   выдуманных.Он   влезал   в   их   заботы,   проблем,   профессии   и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он   импровизировал,   увлекался,   преувеличивал,   был   дерзок   и   насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.  Он ненавидел мещан, снобов презирал. При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта.  11 слайд «М.Цветаева. Выше своего времени» Ведущий:  Марина Цветаева верила, что  её стихам «настанет свой черёд».  Она тоже испытала на себе гнет цензуры, страшный культ личности Сталина. Неукротимость, ненасытность, страстный порыв, неуспокоенность  ­ черты,  присущие обоим поэтам. Такими их стихи сделала эпоха. «Моя  же  специальность – Жизнь», ­ признавалась поэтесса. Вы заметили, что слова  Цветаевой почти дословно повторяют Высоцкого, который утверждал: «Тема  моих песен одна – жизнь». 6 чтец  читает стих. М.Цветаевой   «Моим стихам, написанным так рано…» Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. 12 слайд «Переклички» Ведущий: Прямота, честь,  терпенье – так понимала Цветаева свой  поэтический долг.  О чести говорит и Высоцкий… Все во имя совести, Все во  имя чести, Все – от первой повести До последней песни… ­ эти слова А.Яшина можно отнести к  обоим поэтам. 13 слайд «В.Высоцкий и Марина Влади. Любовь»          Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о любви»  Ведущий: «Я люблю –и значит, я живу», ­ повторял Высоцкий.  14 слайд «М.Цветаева. Любовь»        Ведущий:  Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, ­ это значит  ничего не сказать: она его боготворила, и все три года отсутствия известий о  нем были для неё пыткой, страшнее которой она не могла себе вообразить. 7 чтец читает  стих. М.Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?»  15 слайд «В.Высоцкий. Война» Ведущий:  Война   –   ещё   одна   тема   ,   объединяющая   двух   поэтов. Гражданственность,   злободневность,   проблемность   –   на   этих   трех   китах держится   все   песенное   творчество   В.   Высоцкого.   Своими   песнями   он напоминает   нам,   что   есть   ценности   непреходящие:   родина,   человеческая жизнь, достоинство, мир на земле. Звучит песня В.Высоцкого «На братских могилах» 16 слайд «М. Цветаева. О поэте» 8 чтец  читает стих. М. Цветаевой о войне «Генералам 12 года» под музыку одноименного романса. 17 слайд «М. Цветаева. Называйте меня поэтом» Ведущий:   Прошло   120   лет   со   дня   ее   рождения,   но   даже   теперь   трудно объяснить значение М.Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Её не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени.   Она   необычайно   своеобразна,   трудноохватима   и   всегда   стоит особняком. Однако   всё ею  написанное  объединено  пронизывающей   каждое слово могучей силой духа, которая найдет отклик в каждом человеческом сердце, будет близка и понятна каждому из нас.  18 слайд «Роли В.Высоцкого в театре и кино» Ведущий: В 1964 году  Высоцкий был принят в труппу театра на Таганке, в  котором, по словам А.Вознесенского, он  «до стона заводил публику». Среди  его знаменитых ролей в спектаклях: Гамлет в пьесе У.Шекспира «Гамлет»,  Лопахин в пьесе А.Чехова «Вишневый сад», Свидригайлов в  пьесе по роману  Ф.Достоевского «Преступление и наказание», Галилей в пьесе «Жизнь  Галилея» и др. А в кино он снялся в фильмах: «Место встречи  изменить нельзя»,  «Служили  два товарища» и др. 9 чтец  читает стих. В Высоцкого «Автопортрет» ( «Гул затих, я вышел на  подмостки…»  19 слайд «О значении творчества В.Высоцкого» Ведущий:            По   воспоминаниям   своего   друга,   известного   певца­барда, Булата   Окуджавы,   «исполняя   свои   песни,     Высоцкий     мог   быть   таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в по  плечи,  и, казалось, еще  одна секунда –  и рухнет потолок, и  взорвутся динамики,  не   выдержав   напряжения,  а  сам   Высоцкий     упадет,  задохнется, умрет   прямо   на   сцене.   Казалось,   на   таком   накале   невозможно   петь, невозможно дышать!» Песня В. Высоцкого «Охота на волков…» 20­22 слайды «Памятные места» Ведущий:  Итак, сходство М. Цветаевой и В. Высоцкого мы нашли и в судьбе поэтов: не принимали в Союз писателей (В.), их при жизни не печатали,  оба были необычайно музыкальны (Цветаева­ фортепиано, Высоцкий – гитара). У обоих складывались непростые отношения с властью, а жизнь «на краю», «на износ», «взахлёб». Но все же для Высоцкого больше актуальна – социальная тема, а Цветаева   показывает жизнь души. Несмотря на это,   выше своего времени  оказались  оба поэта.     О них можно сказать словами Цветаевой : «Поэты ходят пятками по лезвию ножа И режут в кровь босые ноги…». Поэзия такого содержания бессмертна и всегда востребована.    А теперь, ребята и уважаемые гости, просим Вас оставить маленький отзыв о нашем мероприятии  (на листочках в виде осенних листьев, формы гитары). Использованная литература и Интернет­ресурсы: 1. Библиотека отечественной классики. Стихотворения. Поэмы. Марина Цветаева.  ­ Дрофа, 2013 г. 2. Всемирная библиотека поэзии. Цветаева М.И.Стихотворения. – М.,  Эксмо,2008 3. Высоцкий В.С.Поэзия и проза. – М.: Кн.палата, 1989 г. 4. Федор Раззаков. Владимир Высоцкий. «Я , конечно, вернусь…»­ Эксмо,  2005 г. 5. http://dic.academic.ru 6. http://www.chitalnya.ru 7. https://yandex.ru/images 8. http://vysotsky.at.ua/video 9. http://www.openclass.ru

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого

Литературная гостиная "Серебряные струны". Опыт сопоставления жизни и творчества М.Цветаевой и Вл.Высоцкого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017