Литературная гостиная
«В гостях у Маршака»
Цель привить интерес к творчеству писателя.
Задачи.
1. Образовательная:
расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
2. Развивающая:
развивать воображение, мышление, культуру общения.
3. Воспитательная:
воспитывать доброе отношение к людям, умение работать в коллективе.
4. Здоровьесберегающая:
следить за здоровьем учащихся, посадкой, за недопустимостью
переутомления.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг; рисунки к стихам; костюмы; презентация; минусовки песен; ширма для кукольного спектакля
Примечание: роли ведущих и героев исполняли учащиеся шестого классавикторина
Литературная гостиная
«В гостях у Маршака»
Цель привить интерес к творчеству писателя.
Задачи.
1. Образовательная:
расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.
2. Развивающая:
развивать воображение, мышление, культуру общения.
3. Воспитательная:
воспитывать доброе отношение к людям, умение работать в коллективе.
4. Здоровьесберегающая:
следить за здоровьем учащихся, посадкой, за недопустимостью
переутомления.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака; выставка книг; рисунки к стихам; костюмы; презентация; минусовки песен;
ширма для кукольного спектакля
Примечание: роли ведущих и героев исполняли учащиеся шестого класса3
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня я приглашаю всех вас в литературную гостиную. Ребята, а
как вы думаете – гостиная от какого слова произошла? (от слова
ГОСТИ). Совершенно верно. Посмотрите, как много гостей к нам
пришло. Но мы с вами тоже отправимся в гости. А к кому – мы
сейчас узнаем.
(Стук в дверь)
Учитель: Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне?
С цифрой 5 на медной бляшке?
В синей форменной фуражке?
Все (хором): Это он, это он, Ленинградский почтальон
(входит Почтальон – ученик 6 класса): Здравствуйте. Я принёс вам заказное
письмо.
Учитель: (Вытаскивает из конверта большие буквы): Странное какоето
письмо. Ничего не понять. Ребята, давайтека попробуем его
расшифровать – расставить все буквы по порядку
(1 команда получает буквы, выходит к доске и составляет – С. Я. МАРШАК)
Учитель: Спасибо, ребята. Ну, конечно. Сегодня мы отправляемся в гости к
Самуилу Яковлевичу Маршаку 1 слайд
1. Раз, два, три, четыре.
Начинается рассказ.
В сто тринадцатой квартире
Великан живёт у нас.
1 шестиклассник: Эти слова написал знаменитый писатель Самуил Яковлевич
Маршак. 3 ноября 2012 г. ему исполнится 125 лет. И сегодня мы
у него в гостях.
(на экране – Маршак в детстве), 2 шестиклассник (показывая на слайд)
Я Сёма (так звали меня в семье), родился в городе Воронеже.
2 слайд В семье у нас было 6 детей. Стихи я начал сочинять с 4 лет. Они
получались лёгкими и были понятны даже самым маленьким детям.
2 шестиклассник: Когда Маршак был маленьким, родители часто оставляли егоприсматривать за младшими братьями и сестрами. И Маршак так
хорошо за ними присматривал, что еще двое кроме него самого,
стали известными писателями.
3 шестиклассник: Когда Маршак стал знаменитым писателем, он сказал:
2 шестиклассник. Читатель мой особенного рода: 3 слайд
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года».
Учитель: Прошло уже много лет. Но произведения этого великого писателя знают и
любят все: и дети, и взрослые. И сейчас мы убедимся в этом. У нас 5 команд.
Я начинаю строчку из стихотворения Маршака, а та команда, на которую я
покажу – продолжит.
4
1.
Мой весёлый звонкий мяч.
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой.
Не угнаться за тобой.
2.
Жил человек Рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки. Оказалось – это брюки.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной.
3.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
4.
Закричал он: Что за шутки?
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград
5.
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Учитель: Молодцы. Все справились с заданиями
3 шестиклассник: Из стихотворений Маршака можно составить целую школьную программу. И сейчас мы
приглашаем вас в весёлую школу Маршака
(Звенит звонок) 4 слайд
1 шестиклассник: Первый урок чтение: (книга «Азбука») 5 слайд
(дети стоят в колонну, в руках держат букву):
1
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостит он где – то.
Бегемот разинул рот:
2
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
3
Вызвать волка к телефону.5
Гриб растёт среди дорожки,
4
Голова на тонкой ножке.
Мёд в лесу медведь нашёл.
5
Мало мёда – много пчёл.
Ослик был сегодня зол:
6
Он узнал, что он осёл.
Ученик учил уроки,
7
У него в чернилах щёки.
Ягод нет кислее клюквы.
8
Я на память знаю буквы.
Учитель: мы с вами вспомнили не весь алфавит. Сейчас вы должны восстановить
ещё по одному стихотворению
(на столах у каждого рассыпанное стихотворение про букву. Надо на столе разложить карточки по
порядку и прочитать хором стихотворение)
1.
2.
3.
4.
Часовщик, прищурив глаз, чистит часики для нас (7)
Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом (7)
Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он (8)
Роет землю серый крот – разоряет огород
4 шестиклассник. Второй урок – математика: 6 слайд
(ученики выстраиваются в колонну с цифрами)
Вот один иль единица.
9
Очень тонкая, как спица.
А вот это – цифра 2,
10
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею.
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри –
11
Выступает цифра 3.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
За тремя идёт четыре.
12
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
13
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Эти цифры по порядку
14
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.
6
Учитель: Дома вы рисовали к стихотворениям Маршака про цифры картинки.Из ваших карточек мы составили книгу. Эту книжку мы подарим на
8 марта Денискиной маме, чтобы она могла в детском саду учить
с малышами цифры.
3 шестиклассник. Третий урок – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 7 слайд
Открываем календарь.
15
Начинается январь.
16 В январе, в январе много снегу на дворе.
Снег на крышах, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом
17 Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
18 В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
19
20
21
22
23
24
19 В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз.
Наточил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
3 шестиклассник. А теперь приглашаем вас в зоопарк. 8 слайд
23.
Я тигрёнок, а не киска.
Эй, не стойте слишком близко: 9 слайд
24.
Дали туфельку слону. 10 слайд
Взял он туфельку одну
И сказал: нужны пошире
И не две, а все четыре.
Прочь, гусята, от водицы,
25.
Прочь, гусята, от воды!
Не мочите белых перьев,
Не наделайте беды.
7
(после песни появляется Человек Рассеянный)
(песня «2 весёлых гуся» на свирелях)
Человек Рассеянный: Это что за остановка?
Бологое иль Поповка?
1 шестиклассник: Это – городок Хотьково.
2А класс из пятой школы.
Человек рассеянный: Как всегда я всё напутал.Еду я вторые сутки.
И от дяди Маршака
Вам привёз подарок я (даёт сундук)
До свиданья. Всем – пока! (уходит)
Учитель: (заглядывая в сундук): Ребята, да здесь загадки, которые сочинил
Самуил Яковлевич Маршак. Давайте разгадаем их. (На каждом столе
лежат картинки. Ведущие читают загадку. Надо поднять картинку –
отгадку)
1.
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут (мяч)
2.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели (дерево)
3.
Я конём рогатым правлю,
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня (велосипед)
4.
5.
6.
7.
8.
В Полотняной стране по рекепростыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним – такая гладь –
Ни морщинки не видать (Утюг)
8
Самый бойкий я рабочий в мастерской,
Колочу я что есть мочи деньденьской.
Чуть завижу лежебоку, что валяется без проку,
Я прижму его к доске да как стукну по башке!
В доску прячется бедняжка – чуть видна его рубашка! (молоток и гвозди)
Мы ходим ночью, ходим днём, .
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (часы)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (пила)
Что такое перед нами –
оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу (очки)4 шестиклассник. Ну что ж, мы передохнули. А впереди следующий урок – урок
музыки.
12 слайд
Учитель: Давайте споём песенку, которую мы учили на уроке чтения. С какого
языка перевёл Маршак эту песню? (с английского)
(песня «Кораблик» из учебники чтения)
Учитель: Маршак не только хорошо писал стихи. Он был ещё знаменитым
переводчиком. И сейчас вы услышите многие знакомые всем строки,
которые Самуил Яковлевич перевёл с других языков и обработал.
13 слайд
9
2 шестиклассник Считалочка!
Второклассник: Вышли мыши както раз
Поглядеть, который час.
Раз, два, три, четыре.
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон.
(инсценировка – участвуют 4 ученика:
Ведущий, кошка, 2 котёнка):
Потеряли котятки на дороге перчатки.
И в слезах прибежали домой.
Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу – мяу. Не дам, мяу – мяу, не дам.
Я вам нынче не дам пирога.
Побежали котятки,
Отыскали перчатки.
И, смеясь, прибежали домой.
Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мурмурмур, пирога.
Мурмурмур, пирога.
Я за это вам дам пирога!
Учитель: А следующую песенку в переводе Маршака мы приглашаем всех спеть
вместе с нами. Ребята, давайте встанем. Кто хочет, можете подтанцовывать
песня «На далёкой Амазонке»14 слайд
1 шестиклассник. О Маршаке можно говорить ещё очень много. Все знают его
сказки:
«Кошкин дом», 15 слайд
«12 месяцев» 16 слайд
«Теремок» 17 слайд и другие произведения, которые ставят в театрах.
3
шестиклассник: И у нас в гостях – герои пьесы Маршака «Петрушка –
иностранец»
10
Сценка «Петрушка иностранец»
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в гости к Самуилу Яковлевичу
Маршаку. В 3 классе мы будем отмечать юбилей этого удивительного
человека, и тогда вы узнаете новые страницы его биографии и творчества.
А сегодня мне хотелось бы закончить нашу встречу словами, с которыми
обращается сам писатель «Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Литература:1. Маршак С.Я. Собрание сочинений в восьми томах. Том первый. Том второй Москва:
Художественная литература 1968 год.
2. Бутнару Оксана Васильевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 24 г. Гуково
Ростовской области 2009, презентация, взято в Интернете.